Свадьба с Вс-вышним Если Песах – это день рождения еврейского народа, то Шавуот можно уподобить свадьбе. Еврейский народ «вышел замуж» за Вс-вышнего. При этом и «жених», и «невеста» приняли на себя взаимные обязательства по отношению друг к другу. Вс-вышний обещал вечно «быть Б-гом» для евреев. Еврейский народ обязался исполнять заповеди. Свадебным балдахином стала гора Синай. Не обошлось и без «свадебного подарка»: Вс-вышний подарил еврейскому народу самое ценное, что у Него было – Тору.
Много Йосефов на рынке Мудрецы Талмуда приводят высказывание рабби Йосефа: «Если бы не этот день, сколько Йосефов ходило бы по рынку? Я не был бы рабби Йосеф, я был бы просто Йосеф. Этот день сделал меня особенным!» Рабби имел в виду праздник Шавуот. Это высказывание важно для понимания сути праздника. Каждый еврей должен отдавать себе отчет в том, что Шавуот сделал его особенным. У еврейского народа нет смысла существования, если нет Торы. Лишь благодаря ней мы существуем: и в историческом смысле – жизнь по Торе сохранила наш народ от ассимиляции – и в смысле сущностном: мы нужны Вс-вышнему лишь потому, что он доверил нам Свою Тору. В этом секрет нашего существования, как сказано: «Ибо она (Тора) – твоя жизнь и твое долголетие». Можно сказать, что Шавуот – это день, когда еврейский народ обрел свою самоидентификацию.
Не спрашивайте, что там написано! Есть красивый мидраш, рассказывающий о том, как еврейский народ получил Тору. Согласно этому мидрашу, Б-г предлагал Тору всем народам. И каждый народ ответил: «Сначала расскажи, что там написано». И лишь евреи ответили: «наасэ вэнишма» – «сделаем и услышим». Сначала примем Тору, а потом уже узнаем, что в ней сказано. С обыденной человеческой точки зрения, здесь мало логики: как можно заранее согласиться с тем, чего не знаешь? На самом деле, слова «сделаем и услышим» означали, что евреи не просто согласились получить Тору: они приняли «иго Вс-вышнего». Другие народы пытались ставить условия: «мы готовы принять Вс-вышнего, если это подходит нам». «Наасэ вэнишма» – это акт безусловного принятия Творца. В Торе есть два слоя. Первый слой – это «человеческая мудрость»: понятные разуму заповеди, «интеллектуальная» часть. Второй слой – это «Б-жественная мудрость», та часть Вс-вышнего, что заложена в Торе и составляет ее святость. Вс-вышнему важно, чтобы мы не только знали то, что написано в Торе, но и воспринимали Тору как наиболее полное проявление Творца в этом мире.
Нависшая гора Есть и еще один мидраш, описывающий Дарование Торы несколько иным образом. В тот миг, когда евреи встали у подножия горы Синай, та нависла над ними, угрожая погрести их под собой, если они не примут Тору. То есть, Тора – это даже не наш с вами выбор. Когда ты принимаешь решение, ты можешь потом от него отказаться. А решение Б-га – абсолютно. Накренив над евреями гору Синай, Вс-вышний показал, что связь между Ним и евреями неразрывна. Он как бы сказал: «Здесь нет вашего выбора. Это то, как мы связаны друг с другом». Получается, что, с одной стороны, евреи приняли свободное решение, сказав «Наасэ вэнишма». Но на еще более глубоком уровне выходит, что, собственно, и выбора-то нет: отношения между Б-гом и евреями – как отношения в семье: дети не выбирают своих родителей.
Чувствую… не чувствую… Вы можете возразить, что с момента дарования Торы прошло 3300 с лишним лет, что вы вовсе не чувствуете особой связи с Торой и Творцом. Неважно! Чувствуете, не чувствуете – это субъективно. А связь – это нечто объективное. Будете это отрицать? Тогда у меня хорошая новость: у вас ничего не получится! Вы можете поменять профессию, прическу, купить другие очки. Но нельзя изменить свою сущность! Еврейский народ. Тора и Б-г – это единое и неразрывное целое. Возможно, вы не пробовали почувствовать эту связь, или пробовали неправильно. Начните заниматься Торой – и сами увидите, что произойдет. Праздник Шавуот для этого – самое подходящее время! |