Карикатур здесь двадцать пять, но каждая требует осмысления. Например, на одной изображен слепой святой, у которого над головой треугольник – знак незрячих. Треугольник с глазом – древний магический символ всевидящего ока и масонства. По одной из версий, Катастрофа еврейского народа произошла потому, что Г-сподь задремал, уснул, моргнул, был некоторое время слеп… Есть и менее «серьезные» карикатуры – вот «ожившая» пицца: ее разрезают на кусочки, и теплый сыр превращается в людей, которые тянут руки от куска к куску. Или рядом еще одна – три обезьяны: каждая закрывает своей соседке рот, уши, глаза… Карикатура, по мнению Эренбурга, отражает то, что происходит сейчас в нашем обществе.
Несмотря на то, что Бориса очень давно не было в России, атмосфера на открытии выставки была настолько теплой, что стало радостно за человека, которого так ценят и любят его коллеги и друзья. В общем-то, эта выставка – еще и повод встретиться, увидеть друг друга не только на фотографиях с монитора, но и ощутить настоящие дружеские рукопожатия.
– Я очень боялся ехать в Россию, понимая, что здесь все сильно изменилось, – поделился Борис. – Но в Питере сейчас мне очень понравилось.
На презентацию выставки и альбома из серии «Галерея мастеров карикатуры» пришли единомышленники по карикатуре из группы «Нюанс» Вячеслав Шилов, Леонид Мельник и Виктор Богорад. Познакомились они несколько лет назад на Международном форуме карикатуристов и в 2009 году совместно открыли выставку в Музее карикатуры в Тель-Авиве.
Эта выставка работ Бориса Эренбурга – ответ на израильское гостеприимство. Ее помогла организовать художник-карикатурист Марина Бондаренко, которая была членом еще Ленинградского клуба карикатуристов. Она подарила художнику тарелку с образцом его автографа, которую тут же разбила на несколько частей. На счастье. Борис сказал, что все равно сохранит ее, пусть даже в разбитом виде.
Живя в России, Эренбург опубликовал тысячи карикатур и сатирических иллюстраций в республиканских и областных газетах, его работы находятся в музеях карикатуры и частных коллекциях. Карикатурами Эренбурга иллюстрированы сборники Аркадия Аверченко и Агаты Кристи, он был заведующим отделом художественного оформления Южно-Уральского книжного издательства. Тогда же, в конце 80-х был издан авторский сборник «Доля Правды».
После репатриации в Израиль в начале 90-х, по правилам тех лет, Эренбурги лишились российского гражданства. Первые годы, как рассказывает жена Бориса Людмила, было довольно трудно, пришлось все начинать с нуля. С ними уехали две их дочери, одной из которых не было шести, другой – еще и трех лет. Младшая Элена вместе с родителями прилетела на открытие выставки. Девушка практически не говорит по-русски. Обе дочери Бориса и Людмилы – студентки израильских ВУЗов. С годами все, конечно, устаканилось, в Израиле семья Эренбургов живет близ Хайфы, в маленьком городке Нешер.
В Израиле искусство, увы, как оказалось, кормит мало, и, чтобы заработать, Борис служит в государственной электрической компании. Впрочем, ему удается удачно совмещать работу с творческими порывами, художник постоянно рисует что-то злободневное или же просто забавно-лирическое. На своем втором месте жительства Борис Эренбург был одним из инициаторов создания Израильской организации карикатуристов и активно участвует практически во всех выставках Музея карикатуры. Как говорит Эренбург, он уже давно сбился, считая свои работы: только опубликованных уже порядка 3-4 тысяч.
На открытии Борис прочитал стихотворение собственного сочинения, в конце которого упомянул и собравшихся, и тех, кто прийти не смог.
|