ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Филипп Мостоцкий В ИА «Росбалт» состоялся круглый стол «Многонациональный Петербург: вчера, сегодня, завтра»

Филипп Мостоцкий Петербургскую идентичность
                                                             «привьют» по разнарядке
В ИА «Росбалт» состоялся круглый стол «Многонациональный Петербург: вчера, сегодня, завтра». Его участники проанализировали текущую миграционную ситуацию в северной столице, а также попытались представить себе, каким окажется этнический состав города через 40 лет.

Как ни крути, а статус многонационального города Петербургу достался, что называется, по наследству от самого Петра-I. Город с самого рождения стал центром притяжения этнической миграции – строителями первых улиц и проспектов были немцы, немцы, финны, шведы, армяне, татары. В XVIII-XIX вв. людей одной национальности неизменно объединяла их религиозная принадлежность, национальные общины формировались вокруг храмов: костёлов, кирх, капелл.

В 1860-х гг., когда законы и постановления позволили проживать вне черты оседлости евреям, в Петербурге начался значительный рост и еврейского населения. В конце 19 в. – начале 20 в. Санкт-Петербург уже являлся значительным религиозным центром российского еврейства. По данным доктора социологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Зинаиды Сикевич, в 1930-х гг. еврейское население Ленинграда продолжало расти и к началу советско-германской войны (1941г.) оно насчитывало около 200 тыс. человек.

Петр I создавал Петербург как европейскую столицу Российской империи. Во многом — в противовес «азиатской Москве». Европейский крен новой столицы подразумевал высокий процент петербуржцев — западноевропейцев, приглашенных жить и работать в северной столице. Как отметила Зинаида Сикевич, в результате город стал витриной европейской модернизации. Этнический фактор при культурной самоидентификации горожан потерял свое значение. Так и возникла новая искусственная национальность - «петербуржцы».

По словам заместителя председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергея Маркова, на протяжении столетий город успешно «переваривал» мигрантов. Иностранцы и жители других регионов России успешно социализировались в новом для себя культурном пространстве, где религия и этничность уступили место принадлежности к конкретному месту, городу. Однако экономические реформы 1990-2000-х годов, демографический кризис привели к тому, что Петербург стал остро нуждаться в рабочей силе. Этой силы оказалось в избытке в восточных республиках бывшего СССР – Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане.

Статистическую картину обрисовал представил помощник начальника Управления федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленобласти Виталий Ильченко. По данным его ведомства, на территории Петербурга и Ленобласти в 2010 году на миграционный учет было поставлено 1 млн. 310 тыс. граждан. Это на 21% больше, чем в прошлом году. Наибольшее количество поставленных на учет иностранцев прибыло из Узбекистана (175 тыс. человек), Украины (111 тыс. человек), Таджикистана (93 тыс. человек) и Финляндии (86 тыс. человек). По словам Ильченко, значительная часть этих граждан прибыла в регион с целью трудовой деятельности.

Сегодняшнюю ситуацию власти оценивают, как «сложную, но контролируемую». Количество мигрантов, в том числе нелегалов, велико, но в сложившихся обстоятельствах город не в силах от них отказаться. С другой стороны, Марков призвал не делать трагедии из повышенного количества выходцев из стран Азии на улицах Петербурга. «Население Петербурга никогда не росло благодаря естественному приросту. Прирост всегда достигался за счет мигрантов», - отметил эксперт.

Другое дело, что приезжие должны учитывать и соблюдать правила поведения, принятые в европейском мегаполисе, чего пока добиться не всегда удается.
Констатировав этот факт, чиновники решили сменить приоритеты городской программы «Толерантность». Отметим, на реализацию программы в 2006-2010 годах было потрачено более 400 млн. рублей из петербургского бюджета. При этом основное внимание специалисты уделяли повышению толерантности коренного населения. Но, оказалось, что этого явно недостаточно.

Вторая часть программы «Толерантность» будет посвящена социокультурной адаптации приезжих. Мигранты и их дети будут изучать «великий и могучий» русский язык. Именно на язык делают ставку ученые Петербурга в борьбе за то, чтобы через 5-10 лет узбеки и киргизы считали себя, прежде всего, петербуржцами.

Получится ли превратить желаемое в действительное, пока вопрос. В Европе, например, политика, направленная на сохранение культурных различий в отдельно взятой стране, завела в тупик. Сначала об этом заявила канцлер Германии Ангела Меркель. На днях на Мюнхенской конференции об этом же сказал британский премьер Дэвид Кэмерон. "Пора перевернуть страницу провальной политики, когда в соответствии с доктриной мультикультурного общества в стране отдельно друг от друга сосуществовали разные культуры… Пришло время сменить принцип пассивной терпимости на либерализм с мускулами", - заявил премьер-министр Великобритании

В Смольном о противоречивых последствиях внедрения мультикультурализма знают. Как рассказал Сергей Марков, ошибки европейских коллег будут учтены в новой программе «Толерантность», однако подробностей раскрывать не скрывал. Впрочем, петербургский «либерализм с мускулами» в словах Маркова был явственно слышен. «Мигранты должны понять, что жить только в собственном окружении, создавая анклавы, нельзя. С другой стороны, добровольно рассчитывать на то, что приезжие пойдут на курсы русского языка нельзя. Значит, эта процедура должна стать обязательной», - резюмировал представитель Комитета по внешним связям.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї