ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский художник Анатолий Каплан работы

Василий Когаловский Из Петербурга в Рогачёв
                                           вернулись произведения Анатолия Каплана
Петербургские коллекционеры Исаак и Людмила Кушнир подарили витебскому Музею Марка Шагала 62 работы художника Анатолия Каплана. В этом музее проходит выставка произведений Каплана, уроженца белорусского города Рогачева, хотя большую часть жизни мастер прожил в Ленинграде. Никогда прежде в Белоруссии творчество художника не было представлено столь широко.
Исаак Кушнир рассказал нам об этом событии.


Директор музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая и супруги Кушнир. Фото kp.ru

– Почему выставка состоялась именно в Белоруссии, а не в Петербурге?
– В Петербурге было несколько выставок произведений Анатолия Каплана, в том числе в Русском музее. Была огромная экспозиция в московском Музее личных коллекций при Музее им. Пушкина, она продолжалась два месяца. Год назад, к 150-летию Шолом-Алейхема, Литературный музей в Москве проводил выставку «Шолом-Алейхем в иллюстрациях Анатолия Каплана».
А что касается Витебска, Марк Шагал был человеком, на которого Анатолий Каплан всегда ориентировался, с которым он соразмерял свое творчество        и        перед       которым     преклонялся.         Я       считал
необходимым именно на родине Шагала, в его музее, сделать большую выставку работ Анатолия Каплана. Потому что корни Каплана в Белоруссии, в городе Рогачеве, и сам он бывал в Витебске и встречался в 1918 году с Шагалом, получил направление в Академию художеств и уехал в Ленинград учиться. Белорусская земля дала мировой культуре потрясающие имена еврейских художников, среди них Хаим Сутин, Марк Шагал, Лев Бакст, Оскар Мещанинов, Пинхус Кремень, Надя Леже, Михаил Кикоин. И в том числе Анатолий Каплан, который в 1902 году родился в Рогачеве.
Конечно, Анатолий Львович не был обделен при жизни вниманием. Это великий художник, он известен во всем мире. Однако в СССР и в России за все эти годы было издано всего три альбома. Среди них – изданный Русским музеем три года назад альбом «Из собрания Исаака и Людмилы Кушнир». А на Западе вышло около 60 книг и альбомов, посвященных творчеству Каплана! В СССР еврейская тематика замалчивалась. Но художник всю жизнь занимался увековечением еврейского местечка и всю жизнь возвращался в творчестве к своему родному городу. 

– Вы собираетесь отправить его произведения и в Рогачев?
– Да. Два месяца назад я подарил государственному Музею народной славы в Рогачеве 16 работ Каплана. В марте там собираются сделать выставку этих произведений. Если я увижу, что там есть заинтересованные люди, передам туда много работ. Моя мечта – сделать постоянную экспозицию на родине Анатолия Львовича, чтобы его земляки могли гордиться человеком, который приобрел мировую известность. Есть надежда, что местные власти создадут музей или откроют отдельные залы, посвященные Каплану. Я готов подарить Рогачевскому музею значительную часть коллекции, включая каталоги и афиши его выставок, все газетные и журнальные публикации за многие годы, книги, изданные на разных языках, – чтобы земляки знали и помнили о художнике. 

– Русский музей, наверное, тоже не отказался бы от такого дара…
– Я делал в Русском музее три года назад огромную выставку и в свое время подарил ему 55 работ Каплана – рисунков 20–40-х годов, которых в Русском музее не было вообще, хотя там довольно большая коллекция произведений художника. В Музей личных коллекций при Музее им. Пушкина в Москве я передал 45 работ Анатолия Львовича.
Почему-то всех удивляет: как это подарено столько работ? Я считаю естественным и нормальным, когда коллекционеры и меценаты дарят музею произведения из своих собраний. Мы с женой не видим здесь подвига или чего-то из ряда вон выходящего и считаем это своим долгом. Мы не делаем из этого «бизнес-проекта» и с удовольствием будем приносить работы в дар музеям. 

– А хорошо ли для коллекции, что она частями «разъезжается» по разным городам?
– У меня достаточно полная коллекция работ Анатолия Каплана. И то, что касается доминант, неприкосновенного и экспозиционного запаса, осталось единым. Но есть много печатной графики и литографий, рисунков, которые тематически относятся к Витебску и Рогачеву. Каплан в двадцатые годы рисовал жителей своего города, соседей. Важнее, чтобы эти произведения были в Рогачеве: в них увековечены люди и природа. Подарена в основном печатная графика – литографии и офорты, хотя есть и рисунки, и работы маслом. Редактор журнала «Мишпоха» Аркадий Шульман рассказывал мне, что еврейская интеллигенция Рогачева не знает Каплана. Это не ее вина, это беда: советская власть пропагандировала только ангажированных художников. 

– Не придется ли искусствоведам для подготовки работ о Каплане ездить из музея в музей?
– Каплан – великий, всемирно известный художник. Изучению его творчества разделение коллекции не повредит. Практически все творчество Каплана известно, единственным моим открытием называют экспонирование его живописных этюдов конца 1940-х годов, которые художник не выставлял. А все остальное – гуаши, пастели, литографии, иллюстрации к Шолом-Алейхему, «Песни Песней» – всемирно известны. Его работы хранятся во всех крупнейших музеях мира – в Ватикане, Дрездене, Лондоне, Вашингтоне, Иерусалиме, Париже. Все это представлено в Национальном музее в Вашингтоне, Музее современного искусства, Еврейском музее, опубликовано в книгах и альбомах.
Литографические папки Каплана есть у многих коллекционеров. А заграница скупала их целыми тиражами, сериями, по 200–400 экземпляров: заказывался тираж и полностью вывозился в Англию, Францию, Германию, Израиль, Италию. Там они были востребованы, а здесь считали, что советским людям это не нужно.
Моя сверхзадача – пропагандировать этого художника. Собираюсь издать книгу его рисунков. С 1922 года он жил в Ленинграде и очень много рисовал город. Вернувшись из эвакуации, он сделал колоссальную ленинградскую серию, в ней около 200 листов. Сейчас мы готовим выставку, посвященную этой серии Анатолия Львовича, в музее Академии художеств. Возможно, она откроется в апреле.

Из работ Анатолия Каплана  


Мазл тов 50х37

                             Облака. 1938год 43х32                                                         Рогачев.Вечером... 1954 48х39


Рогачев.Мальчик с гусями. 1954год 40х55






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї