ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский лекция раввина Исроэля Баренбаума 14 ноября 2010

Василий Когаловский Переписывать? Изучать!
Московский раввин Исроэль Баренбаум, член раввинского суда России, прочитал в петербургской Синагоге лекцию, во время которой успел затронуть целый спектр вопросов: от святости шрифта Торы до правил корректности в отношении между евреями и окружающими народами.
Как выполнить заповедь Торы о том, чтобы каждый еврей переписал для себя свиток Торы? И какими буквами его можно переписывать? Эти вопросы поставил перед слушателями своей лекции в Петербурге член раввинского суда России р. Исроель Баренбаум.
«Вы написали свой свиток? Если такая заповедь есть, почему она не выполняется? – спросил рав. – В конце концов, это требует всего нескольких месяцев кропотливого труда и немногих упражнений по каллиграфии. Да, неудобно писать пером, но можно научиться. Так почему мы этого не делаем?»
Но в словах раввина не слышалось упрека. Потому что у каждой эпохи есть свой способ выполнения заповеди и свой ответ на эти вопросы. Сегодня, например, члены общин вносят свой материальный вклад в написание свитков.
«Идея заповеди – не в том, чтобы написать себе свиток, обладающий всей святостью свитка Торы. Суть в том, чтобы у тебя была Тора, которую ты будешь учить. Заповедь – учиться. Ты выполнишь ее тем лучше, чем больше ты будешь учиться и знать Тору. В эпоху Храма люди переписывали себе свиток – и выполняли заповедь. А в наше время, как объяснял крупнейший ашкеназский раввин Рош, ее выполнение сводится к тому, чтобы мы издавали, покупали и изучали как можно больше еврейских книг, связанных с Торой: Хумаш, Талмуд, комментарии к ним... Вот каким образом в наше время выполняется заповедь».
Это не значит, конечно, что переписывать Тору нельзя. Вопрос в том, будет ли человек после этого лучше знать и понимать написанное.
В любом случае, этот личный свиток не приобретет той святости, которой обладает Сефер-Тора, предназначенная для публичного чтения в синагоге. В эпоху первого Храма ее читали раз в семь лет. А пророк Эзра постановил читать ее по понедельникам, четвергам и субботам, потому что еще Моше требовал такого чтения, чтобы во время странствия по пустыне евреи не оставались трех дней без Торы – как без воды.
Разница и в том, какими буквами записан священный текст. Храмовую Сефер-Тору писали так называемым квадратным шрифтом. Его использовали только для таких свитков. Именно им записывается Тора и по сей день. А в быту использовалось более простое письмо, в котором нет святости. «В скрижалях и первой Торе, записанной Моисеем, был квадратный шрифт. Он дан вместе с Торой на горе Синай. Это тот древнееврейский шрифт, которым писали храмовые свитки и мезузы».
Квадратный шрифт использован и в Кумранских рукописях, созданных на рубеже нашей эры. Их находка подтвердила древность этого шрифта, ведь самым старым известным свиткам Торы всего лишь около тысячи лет: пергамент долго не хранится.
А древнейший полный список Торы находится в Петербурге, в РНБ. Это так называемый «Ленинградский кодекс», или Сефер Масора, найденный в XIX веке и переданный в Публичную библиотеку. Именно на него ориентировались современные издатели, расставляя огласовки и кантилляционные знаки. Ленинград снова стал Петербургом, а Кодекс так и зовется Ленинградским.
Но ведь и шрифт Раши тоже не имеет отношения к известнейшему раввину и комментатору Талмуда. Раши жил во Франции в одиннадцатом веке, а шрифт создали сефардские евреи в Венеции в пятнадцатом, специально для типографских изданий Танаха.
«Сефарды были более цивилизационно продвинутыми в сравнении с ашкеназами, – пояснил рав, – они стали издавать книги спустя всего10-15 лет после изобретения книгопечатания. Они говорили, что это – прямое благословение Б-га, позволяющее размножить книги. Одной из первых напечатанных книг был Хумаш с комментариями Раши. Чтобы отделить текст от пояснений, они напечатали текст Хумаша обычными квадратными буквами, а комментарии Раши – специальным шрифтом, своим письменным шрифтом». С тех пор и пошло название «шрифт Раши».
Разобраться во всех этих тонкостях под силу, кажется, только царю Соломону. Но и с Соломоном все не так просто. О нем рав Исроель Баренбаум тоже говорил в ходе лекции. С одной стороны, еврейская традиция называет этого царя мудрейшим из людей. Он построил Храм и практически без войн расширил границы еврейского государства. Но страна не устояла и распалась сразу после его смерти. А современники укоряли правителя в том, что у него слишком много жен и привезенных из Египта лошадей, что он так много учится у других народов, что, кажется, будто и нет своей, еврейской мудрости. Как же так?
Оказывается, попросив у Б-га дополнительной мудрости, Соломон не смог соразмерить ее с уровнем окружающих. Он-то не боялся, что языческая культура на него повлияет, наоборот, был уверен, что еще чуть-чуть, и влиять будет нечему, мы сможем победить идолопоклонство. Более того, царь Соломон считал, что все может быть поставлено на службу святости, - поэтому и взял себе тысячу жен, дабы учиться от каждой культуре ее народа. Вспомним, что даже при строительстве Иерусалимского Храма использовались архитектурные познания финикийцев. Но обычным людям, которым то и дело приходилось уступать путь бесчисленным кортежам “цариц Савских”, могло казаться, что проявляется идолопоклонство: царь учится у идолопоклонников и уступает им. Ревнители традиций с севера, где вскоре образовалось Израильское царство, не пошли по пути Соломона, опасаясь внешних влияний. Но сами пали жертвой язычников. Страна оказалась разрушенной.
«Мы хотим, чтобы Эрец Исраэль была восстановлена – но не такой, как при царе Соломоне, которого не понимали подданные. Мы хотим, чтобы космополитизм еврейского народа и его точка зрения (есть один Б-г и ничего кроме него, а все сотворенное сотворено, чтобы славить Вс-вышнего) победили везде и были всеми поняты. Т.е. мы молимся, чтобы замысел Соломона был осуществлен таким, каким он видел его, а не таким, как видел обыватель», – сказал рав.
Проблема отношений с «цивилизованным миром» есть и сегодня: «Цивилизация подчас может сильно навредить, потому что мы не умеем пользоваться всем, что она несет. Но есть те, кто умеет пользоваться». А значит, надо учиться у всех, не теряя своего, то есть стараться быть такими, как Соломон. Вот для чего каждому нужен его свиток – или хотя бы печатное издание Торы.
Фоторепортаж Алисы Крупновой 






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї