| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
интервью с главным раввином С.-Петербурга М.М.Певзнером 2010
Главный раввин Петербурга: «Если вы обидели кого-то зря – самое время извиниться!» |
Приближается Йом Кипур – Судный день. О том, что означает для еврея этот день и как к нему следует готовиться, мы беседуем с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером. |
- Рав Певзнер, в этом году Йом Кипур выпадает на Шабат, какие изменения это вносит в обычный распорядок субботнего дня? - Йом Кипур в Торе называется «Суббота суббот». А в этом году он еще и выпадает на субботу. Получается такой вот «тройной Шабат». В обычную субботу мы должны обязательно устроить три трапезы с хлебом, дважды прочитать кидуш над бокалом вина. В Шабат запрещено поститься. И даже если установленный мудрецами пост должен выпасть на Шабат, его переносят на следующий день. Но есть единственное исключение – это Йом Кипур. Когда он выпадает на субботу, мы все равно постимся. Почему? Потому, что святость Йом Кипура еще выше, чем святость Шабата.
- С чем связана такая «повышенная» святость? - Дело в том, что Йом Кипур – это день Б-жественного прощения. Согласно Торе, после совершенного евреями греха Золотого Тельца Моше неоднократно молил Б-га о прощении. И наконец, после того как Моше во второй раз поднялся на гору Синай, на 40-й день Вс-вышний сказал: «Салахти кидвареха» - «Простил Я по просьбе твоей». Этот день как раз пришелся на Йом Кипур. С тех пор Йом Кипур стал днем прощения, когда Вс-вышний прощает еврейский народ за все грехи.
- Вот так просто берет – и прощает? А как же наказание? - Б-жественный суд – это не обычный, человеческий суд. И ключевое слово здесь – «раскаяние». Если вы, не дай Б-г, совершили уголовное преступление, вас будут судить по всей строгости закона. И даже если вы искренне раскаялись в содеянном, это вряд ли повлияет на приговор. Ведь судить вас будут не по душевному состоянию, а по совершенным действиям, и наказание будет адекватно проступку. И даже после отбытия наказания совершенное преступление останется пятном на вашей биографии. Б-жественный суд – это нечто совсем иное. Если вы раскаялись искренне и чистосердечно, Б-г «аннулирует» ваш грех, как будто бы вы его не совершали.
- То есть, достаточно покаяться перед Б-гом – и ты чист, как новорожденный младенец? - Не совсем так. Во-первых, раскаяться – это не только признать свою вину, но и принять твердое решение не поступать так в дальнейшем. Во-вторых, при условии глубокого и искреннего раскаяния Вс-вышний охотно прощает грехи, совершенные по отношению к Нему – такие, как нарушение кашрута, Шабата и т.д. Но Он не простит обиду, нанесенную вами другому человеку, пока вы перед этим человеком не извинитесь и не получите его прощение. Конечно, извиниться, признать свою неправоту – это тяжело и неприятно. Но, поверьте, дело того стоит! Знать, что вы со всеми помирились, что никто в мире не держит на вас зла – это прекрасно само по себе, и это поможет вам заслужить прощение Б-га перед Судным днем.
- А если я не помню всех, кого обидел? Или кто-то обижается, а я об этом и не подозреваю? - На этот случай в еврейской традиции есть замечательный способ. Встретив знакомого в дни между Рош Ашана и Йом Кипуром, на всякий случай просят у него прощения. «Если я тебя чем-то обидел, то, пожалуйста, извини!» Согласитесь, после таких слов трудно хранить обиду! Излишне говорить, что если, помимо обидных слов, вы еще и нанесли человеку имущественный ущерб, вы должны возместить ему все убытки. Если взяли вещь без спросу – верните. Взяли в долг и не отдали – самое время рассчитаться с заимодавцем. Если из-за вашего бездействия партнер по бизнесу потерял деньги, найдите возможность компенсировать ущерб. - А если, например, я нанес ущерб репутации человека, очернив его имя среди коллег? - Полностью этот урон возместить, конечно, невозможно. Исправить ущерб от сплетен – это все равно, что собрать по перышку пух от подушки, развеянный по ветру. Здесь можно только искренне попросить прощения и решить, что больше никогда не повторите эту ошибку.
- Сегодня люди много общаются в Интернете, в социальных сетях, причем зачастую – с людьми, не знакомыми лично. А ведь стиль общения в сети более жесткий, чем в реальной жизни. Как попросить прощения у всех, кого обидел в «виртуале»? - Что вам мешает разместить слова «Извините меня, если я вас чем-то обидел» на вашем сайте или в том же «Контакте»?
- Но если я извиняюсь-извиняюсь, а человек отказывается меня простить? Ситуация заходит в тупик? - Во-первых, извиняться вы должны не формально, а искренне, от всей души. И при этом условии вас, скорее всего, простят. Во-вторых, по еврейскому закону, вы обязаны просить прощения до трех раз. Если вы извинились как следует, но и на третий раз вас отказываются простить, можете считать, что исполнили свой моральный долг. О том, как следует действовать дальше, еврейский закон также дает ряд предписаний, изложенных в Шулхан Арухе. Ведь, согласно канонам иудаизма, человек должен не только просить прощения, но и сам уметь простить.
- То есть, и я в свою очередь должен простить всех, кто меня обидел? - Обязательно! В молитве, которую мы читаем перед сном, есть такие слова: «Я прощаю каждого, кто меня обидел». То есть, вечером, подводя итог дня, мы должны постараться искренне простить всех, кто нанес нам обиду. В Талмуде рассказывается такая история. Рабби Аба увидел, как усталый путник переходит через дорогу, заходит в сарай, прислоняется к полуразрушенной, грозящей обвалиться стене и погружается в сон. К этому человеку подползает змея и хочет ужалить, но в этот момент в сарай врывается дикий зверь и затаптывает змею. Человек просыпается, выходит из сарая, и в ту же секунду стена с грохотом обваливается. Рабби Аба спрашивает его: «На моих глазах Б-г совершил ради тебя два чуда. Чем ты заслужил это?» Тот отвечает: «Каждый день я прощаю каждого, кто меня обидел. И не только прощаю, но еще и стараюсь сделать ему добро».
- А если меня ударили, обозвали, обокрали? Сложновато просить, особенно если у тебя даже об этом не просят… - Следует настроить себя правильным образом. Во-первых, прощая обидчика, вы не обязаны считать их правыми. Вы можете осуждать сам проступок и понимать всю его несправедливость. Главное – снять эмоциональный накал, перестать испытывать возмущение и гнев. Во-вторых, вам может помочь еще одно соображение. Часто мы превратно понимаем слова другого человека, вкладывая в них совсем не тот смысл, который имелся в виду. Нам говорят одно, а мы слышим совсем другое. В результате мы лелеем обиду за неосторожные слова. И лишь впоследствии выясняется, что вас совсем не хотели обидеть! И, наконец, когда мы прощаем обидчика, мы показываем Б-гу: «Видишь, Вс-вышний, этот человек передо мной виноват, но я его прощаю. А потому и Ты прости меня!» На эту тему я расскажу вам свою любимую притчу. Одна семья, жившая в деревне, перед Йом Кипуром отправилась в город, чтобы провести этот день вместе с большой еврейской общиной. По дороге семья остановилась, чтобы сделать трапезу, которую положено устраивать перед Йом Кипуром. Отец закончил трапезу раньше и сказал сыновьям: «Я пока пойду пешком, а вы как закончите – догоните меня на лошади, и я сяду к вам в телегу». Он отправился в путь, затем устал, сел на обочине дороги и заснул. Проснувшись, он увидел, что уже стемнело, наступил Йом Кипур, а сыновья забыли и уехали без него! Поднял он руки и воскликнул: «Отец, царь! Я имею полное право обидеться на сыновей. Но я их прощаю, ведь они мои дети! И я прошу Тебя сделать то же самое – простить Твоих детей, Твой народ!»
- Главный раввин Петербурга тоже будет просить прощения у ближних перед Йом Кипуром? - А как же! Ведь это – важнейшая заповедь. Кстати: если я ненароком чем-то обидел читателей нашего сайта, то, пожалуйста, извините! |
Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер: - Я призываю каждого еврея в Йом Кипур – самый святой день в году – прийти в Синагогу! Это день, когда во всем мире даже далекие от традиции евреи молятся в синагоге, просят Б-га о прощении и постятся. Наденьте белые одежды: этим мы символически уподобляемся ангелам. К тому же, белые одежды – это напоминание о дне смерти, к которому, после долгой и счастливой жизни, каждый из нас должен прийти в чистоте и раскаянии. Приходите на молитву «Изкор» - поминальную молитву за всех умерших. И помните: Йом Кипур – это день строгого поста. Не думайте, что пост – это очень тяжело. Попробуйте, и увидите: вам это по силам! |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|