ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

новогоднее интервью с Раввином Цви Пински

Рош Ашана: время абсолютной монархии
Беседа с петербургским раввином Цви Пинским
* Не знаем такого слова – «погулять» * Демократия, диктатура или монархия? * Ничего кислого! * Женское ли это дело? * Шофар: как, из чего и почем? * Вздохи, всхлипы или рыдания? * Как признать в оборванце царского сына? * В каких случаях компьютер приравнивается к эху * Время для индивидуальных просьб
- Рав Цви, в чем отличие между еврейским Новым годом и привычным для российских евреев «обычным» Новым годом с сидением под елкой?
- Между еврейским и «обычным» Новым годом мало общего. Даже название другое: словосочетание «Рош Ашана» дословно означает не «Новый год», а «Голова года». И это неслучайно. Согласно иудаизму, Рош Ашана и следующие за ним Грозные дни – самые важные дни во всем году. Подобно тому, как мозг человека управляет всем телом, эти дни определяют судьбу человека на весь год вперед.
Еврейские праздники – не время расслабления. Еврейской традиции вообще чуждо такое понятие – «погулять», «оттянуться». Рош Ашана – время, требующее большого духовного напряжения. 

- А по какому поводу нужно напрягаться?
- Есть несколько причин. Первая: Рош Ашана – это день суда, когда Вс-вышний судит каждого из нас. Вторая: Рош Ашана – это «день коронации» Вс-вышнего. Согласно традиции, 6-й день Творения мира, когда был создан человек, пришелся именно на Рош Ашана. В Мидраше рассказывается, что, когда Адам ожил и огляделся вокруг, то исполнился чувством глубокой благодарности к Б-гу и понял, что Он – царь. Вселенной. И тогда Адам призвал все остальные создания, чтобы они поклонились Творцу. Каждый год этот духовный процесс происходит заново. Люди должны каждый год вновь «короновать» Вс-вышнего на царство. Это не демократия, когда мы выбираем полномочного представителя для исполнения административных функций. И это не диктатура, основанная на насилии и страхе. Это – именно коронация, когда мы отдаем себя во власть Царя, связываем свою судьбу с Ним. Он – это мы, мы – это Он. 

- Перейдем к более практическим вопросам. Предположим, я – «новичок» и хочу вместе со своей семьей впервые отпраздновать Рош Ашана. С чего мне следует начать?
- Главное – это услышать трубление в Шофар. Именно через Шофар мы на практическом уровне реализуем те идеи, о которых я говорил выше. Не следует в этот праздник готовить кислые, острые блюда. На праздничном столе обязательно должны быть сладости. Красиво нарежьте яблоки, поставьте на стол мед. Тогда ваш год будет сладким. Принято также приготовить голову кошерной рыбы – «чтобы быть в голове, а не в хвосте». Но главное – собраться всей семьей, распить бутылочку кошерного вина, пожелать друг другу «Ктива вэхатима това» («Да будете вы записаны на хороший год!») И, конечно, следует попросить прощения друг у друга и у Вс-вышнего за все плохие поступки и допущенные ошибки.

- Поговорим немного о Шофаре. Что это такое, где его берут, кто и из чего его изготавливает и кто в него трубит?
- Шофар – это рог барана, специально обработанный. Берут рог, вычищают его изнутри, чтобы рог был полым. Затем рог высушивают в печи и вытягивают в длину с помощью специальных инструментов. В Израиле есть множество небольших цехов, где изготавливают Шофары. Чтобы изготовить Шофар, не нужно быть большим специалистом. Это не сойфер, который должен учиться годами, чтобы писать тексты для тфилина или мезуза, и не шойхет, который тоже проходит длительное обучение, прежде чем получить право на ритуальный забой скота. Для изготовления Шофара нужна сноровка и физическая сила. Понятно, что на этой работе вы не увидите женщин. Это не очень непростое дело. Рог очень часто ломается в процессе обработки. По статистике, до стадии кошерного (пригодного) шофара удается довести лишь 30% рогов, взятых для обработки. Купить Шофар в Израиле можно в любой лавке ритуальных принадлежностей. Стоит Шофар около 100 шекелей – это приблизительно 25 долларов.
Трубить в Шофар может только мужчина, так как на женщину в принципе не распространяются заповеди Торы, связанные с обязанностью совершить то или иное действие в строго определенное время. Легко ли научиться трубить в Шофар? Кому-то это искусство дается сразу, кому-то это просто не дано. Например, у меня так и не получилось.

- Какие звуки извлекают из Шофара?
- Во время трубления в Шофар мы слышим три вида звуков: это Ткиа – длинный протяжный звук; Труа – три резких звука и Шварим – серия коротких прерывистых звуков. Вместе эти звуки призваны напоминать плач и рыдания человека, терзаемого угрызениями совести.
Надо сказать, что название «Рош Ашана» появляется только в Мишне. В Торе этот праздник называется «Йом Труа» - день трубления. Фраза со словами «Йом Труа» появляется в Торе в общей сложности 3 раза. Как мудрецы вывели отсюда эту систему из трех видов звуков?
Во-первых, перед словом «Труа» появляется слово Шофар, отсюда было решено, что при трублении сначала должен идти протяжный, чистый звук. С понятием «Труа» было не так просто. Мудрецы размышляли, должен ли это быть звук похож на три горестных вздоха, или же на серию коротких рыдающих звуков? Поскольку к однозначному решению прийти не удалось, было решено оставить и «вздохи», и «рыдания». Так получились звуки «труа» и «шварим». 

- Плач, рыдания… А где же позитив?
Вот притча ребе Леви-Ицхака из Бердичева. Был у царя сын. Потом сын уехал, обосновался в далекой деревне, и его некогда роскошные одежды превратились в лохмотья. Но однажды в эти края наведался царь. Сын увидел отцовскую карету и захотел подойти, но царская свита принялась отгонять оборванца. И тогда сын начал во весь голос кричать: «Папа! Папа!» И отец узнал сына по голосу.
В Рош Ашана мы стоим перед Вс-вышними, полные стыда. Мы забыли о Б-ге и превратились в «духовных оборванцев». Но звук Шофара – это голос, по которому Вс-вышний обязательно признает Свой народ.
И еще одна притча. Царь заблудился и долго скитался по лесу. Никто не признавал в нем правителя. Но один добрый человек его приютил, накормил. Спустя годы этот человек нарушил закон, и царский суд присудил его к казни. Пришел момент последней просьбы. Человек попросил дать ему ту одежду, в которую он был одет, когда спасал царя. Царь тут же узнал своего Спасителя и простил его.
Также и мы, евреи. На протяжении нашей нелегкой истории мы много грешили и перестали быть похожими на тот народ, который некогда получил Тору под звуки Шофара. Но теперь, трубя в Шофар, мы напоминаем Б-гу, что мы – те же евреи, тот же народ, что стоял у горы Синай. 

- Если я хочу послушать Шофар, но не имею возможности прийти в Синагогу, могу я прослушать запись трубления или прямую трансляцию?
- В Талмуде рассматривается такой пример: один человек трубит в Шофар, стоя в глубокой яме, а другой слышит отраженное эхо. Засчитается ли тому, кто слышал эхо, что он исполнил заповедь слушать трубление в Шофар? Мудрецы постановили, что нет. Для исполнения заповеди необходимо слышать «живое» исполнение. Звук должен идти непосредственно от его источника. С этой точки зрения, радио или компьютерная обработка, когда звук «перегоняется» в цифры, а потом «извлекается» обратно, ничем не отличается от эха. Этот же принцип относится к исполнению многих других заповедей: например, чтения Торы или Свитка Эстер в праздник Пурим.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї