Из своего путешествия Светлана привезла не только яркие воспоминания, но и фотографии Святой земли. Обсуждая свои фотографии с друзьями и знакомыми, Светлана пришла к мысли объединить мидраш и фотографию. Наиболее интересные из ее работ, вдохновленных путешествием по городам Израиля, и стали экспонатами выставки «Фото-мидраш».
Конечно, не каждая фотография может быть предметом толкования. Светлана считает, что для того, чтобы сделать незаурядный, наполненный глубоким смыслом снимок, нужно проникнуться атмосферой того места, где ты находишься, слиться с ним. В Израиле ей это удалось в полной мере. Представленные фотографии вызвали интерес и бурные обсуждения, отзывы автору приходят постоянно. Эта выставка дает зрителям возможность поразмышлять, пофантазировать, побыть отчасти соавтором фотографа, а не просто пассивным наблюдателем.
Вот алый шатер в поле, покрытом выжженной травой. Вокруг никого, только зеленые дымчатые леса вдалеке. Кто поставил эту загадочную конструкцию? Каково было ее назначение?
А вот другое еще более таинственное и даже немного жутковатое изображение. Заброшенное помещение, в котором висят старые манекены, одетые в белые обветшавшие платья. Где-то даже валяется фата. Для Светланы эти манекены – души вечных невест, которые никогда не выйдут замуж.
Но больше всего фотографий религиозных евреев. Они разговаривают, идут или просто задумчиво стоят. «Меня очень впечатляют ортодоксы. Как они выглядят, двигаются, какие у них глаза», – рассказывает автор. Вот изображение двух харедим. Светлана сняла их издалека, они довольно быстро шли в вечернем свете, и их пейсы развевались на ветру. Кому-то эта фотография напоминает картину из песка или рисунок на бумаге, освещенный сзади свечой. Светлана видит в ней символ вечности и мудрости.
Еще один часто встречающийся образ – птицы. И это неслучайно, ведь территория Израиля – место «стоянки» 80% перелетных птиц. «На этой фотографии как будто четыре еврея, - говорит Светлана, показывая на изображение четырех воробьев, - Все они разные. У каждого своя собственная позиция».
Светлана специально не стала делать подписи под фотографиями, ведь название всегда что-то определяет. А ей не хотелось навязывать зрителям готовые смыслы. Пусть каждый человек сам придумает название, короткое стихотворение или даже целый рассказ, которые объясняли бы то или иное изображение. Это несложно. Достаточно лишь следовать за своими ассоциациями, тогда можно поймать новые, интересные образы. «Главное быть очень внимательным и терпеливым. Когда какой-то образ к тебе приходит, его не надо отгонять, надо в него окунуться без оценки и попробовать с ним слиться и прочувствовать его», – рекомендует Светлана Спиваковская. Автор надеется, что ее выставка не только заставит зрителей думать, но и поможет изменить отношение к фотоискусству в целом. «Сегодня роль фотографии дискредитирована. Ее перестали воспринимать всерьез. Я считаю, что это надо менять. Для этого человек, стоящий по ту стороны камеры, должен начать осмыслять действительность и с уважением относится к тому месту, где он находится», - сказала Светлана. И, конечно, ей хотелось бы, чтобы фото-мидраш получил распространение и вдохновил еще кого-то на подобное видение действительности.
Посмотреть выставку Светланы Спиваковской «Фото-мидраш» можно до 21 сентября по адресу канал Грибоедова, 31, офис 22 |