ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский РВАП

Василий Когаловский РВАП: разгадка есть
* Наследники ювелира Фраже? * Поэт Николай Гумилев? * Большевик Роман Малкин? * Окончательная разгадка «РВАП» * Дачник из пароходства
От редакции: В марте этого года в Синагогу обратился Виктор Кунтарев – председатель Комиссии увековечения памяти воинов организации Ленинградских ветеранов войны. «При экспертизе мест бывших боев в Красном Бору мы нашли серебряный столовый нож с заводским клеймом – царским орлом, надписью РВАП и изображением флага со звездой Давида. Что это означает? Помогите разобраться!» И в самом деле: нож с магендавидом оказался на месте боев? Догадки высказывались самые разные – от еврейского спецподразделения в составе Красной Армии до специальной сионистской революционной организации… Подробнее всю предысторию вы можете прочитать здесь
По нашей просьбе журналист Василий Когаловский провел расследование и разгадал загадку, попутно выяснив удивительные факты! Читайте до конца!
*** 
Четыре месяца прошло с тех пор, как в Красном Бору Тосненского района была найдена рукоятка столового ножа, на которой выгравированы флаг со звездой Давида и аббревиатура «РВАП». Что означает эта надпись, сегодня уже ясно. Можно подвести предварительные итоги нашего «расследования».


Молочник Фраже 
с нанесенной эмблемой РВАП

Наследники ювелира Фраже?
Нож нашли поисковики, изучающие места боев Великой Отечественной войны. С самого начала им было понятно, что нож появился здесь не во время боев Второй мировой, а гораздо раньше. По первоначальной версии – в Гражданскую войну, когда в этом районе шли бои за Петроград.
Но оказалось, что по стране ходят и другие предметы с надписями «РВАП». Коллекционеры на одном из своих форумов выложили фотографии посеребренного молочника с таким же флагом и той же надписью. Клеймо свидетельствовало: молочник изготовлен польской фирмой «Фраже», основанной в Варшаве в 1824 году еврейским предпринимателем Иосифом Фраже. Впоследствии фирмой руководили его наследники. Это было солидное предприятие, оно получало награды на международных выставках и поставляло продукцию императорским дворам. Но прежде всего
обслуживало обывателей и старалось максимально удешевить продукцию, выпуская посеребренные изделия из недорогих сплавов. А потому и сегодня словом «фраже» обозначают суррогаты настоящих ювелирных вещей.
И все же, может быть, руководители компании решили «по заявкам еврейских трудящихся» выпустить посуду с флагом, на котором изображена звезда Давида? «Нет, – ответила заведующая сектором драгоценного металла и камня в Эрмитаже Марина Лопато. – Гравировку и фабричное клеймо делали разные люди. Рисунок и надпись выполнил не фабричный мастер, а сторонний гравер». Вот только для кого? 
Поэт Николай Гумилев?
Попробуем подойти к этой истории с другой стороны. А где нашли остатки ножа? Что это за место? Поисковики сообщили о руинах усадьбы. Неужели это та самая усадьба Гумилевых у станции Поповка, вошедшая в воспоминания о поэте? И снова – нет. Не гумилевская – и, оказывается, вообще не усадьба. На месте Красного Бора, да и вообще по обе стороны железной дороги у станции Поповка, находились сотни дач – целые городки с конкой, театрами, школами. Во время боев Великой Отечественной от них остались в лучшем случае руины.
Нож, как определила краевед из Красного Бора Ольга Чугунова, был найден в развалинах одного из домов дачного поселка Самопомощь, основанного в 1905 году. Здесь жили сотни людей среднего достатка – как  раз  такие  хозяева  и  могли   пользоваться


Изделия Фраже

посудой фирмы «Фраже». Кстати, рукоятку ножа поисковики заметили среди битого кузнецовского фарфора.
У Ольги Чугуновой нашлись и документы, свидетельствующие о некоторых домовладельцах Самопомощи. Но среди нескольких человек, фамилии которых можно считать еврейскими или похожими на еврейские, оказались и поляки, и украинцы…
Большевик Роман Малкин?
Единственное исключение – Роман Семенович Малкин. Судя по всему, это железнодорожный инженер-механик, а заодно член большевистской партии. Через него большевики получали финансирование из России. В секретных документах полиции за 1906 год сообщалось: «По имеющимся в департаменте агентурным сведениям, член Центрального комитета социал-демократической партии, известный в среде единомышленников под именем Никитича, переслал на днях из С.-Петербурга в Париж через “Кредит Лионе” 10 000 рублей. Кроме того, известно, что Центральному комитету раньше было переслано из России 90 000 рублей. Все эти суммы идут на покупку оружия, которой руководит Меер Баллах, он же Литвинов».
Может быть, Малкин (если только это не его полный тезка) заодно с РСДРП(б)  состоял и  в  одной  из  еврейских  организаций?  Это  почти


Реклама Фраже

невероятно. Конечно, многие члены оппозиционных партий были знакомы и сотрудничали, несмотря на несходство взглядов. Но пропасть между большевиками и, например, сионистами была чересчур глубокой. К тому же мы не знаем ни одной еврейской (и нееврейской тоже) партии или организации, название которой сокращалось бы до «РВАП».


Флаг РВАП – 
«Русского Восточно-Азиатского Пароходства»

«Ах, кто стоит на палубе там, у перил?..»
Пока шли поиски, на статью с сообщением о находке обратили внимание все те же коллекционеры. И тоже задались вопросом: «Чей ножик-то?» Точки над «i» расставил участник одного из интернет-форумов москвич Михаил Черейский. «Чего не отыщешь для родной питерской синагоги, где некогда приобщался к еврейской традиции! – написал он. – РВАП – это «Русское Восточно-Азиатское Пароходство». Магендавид на флаге неспроста: во-первых, материнской компанией East Asiatic    Line    владела    семья     датских   евреев
Глюкштадт; во-вторых, подавляющую часть пассажиров на линии Либава–Нью-Йорк составляли евреи-эмигранты. На своей рекламе РВАП отмечало наличие на борту судов свитков Торы, шофаров и т. п. Так что и чайник, и ножик – из корабельной посуды». А вот и старые фотографии судов этого пароходства и изображение его флага. Он оказался бело-сине-красным, то есть повторял цвета государственного флага. И в центре, действительно, шестиконечная звезда.
Восточноазиатское пароходство было главным перевозчиком пассажиров и грузов из России в Штаты через Атлантику. Оно располагало большими современными судами, каждое из которых могло принять на борт сотни пассажиров. На этих пароходах через порт в Либаве (ныне – Лиепая) царскую Россию покидали евреи, искавшие за океаном лучшей, свободной жизни, в которой нет черты оседлости и неравноправного положения. В 1900-х годах из России в США выехало 704 тысячи евреев.
В 1907 году барон Давид Гинцбург намеревался даже начать издание журнала «Еврейский эмигрант». Отъезжающим старался   помочь   Эмиграционный  комитет  –  его  возглавлял 


Жетон РВАП

житель Либавы Нисон Кацнельсон, российский сионист и депутат I Государственной Думы от Курляндской губернии.
Дачник из пароходства
Правление РВАП находилось в Санкт-Петербурге. Михаил Черейский прислал и сканированную страничку справочника «Весь Петербург» за 1913 год с указанием руководителей пароходства: В. Тимирязева, М. Бениславского, Ф. Гефдинга, М. Апраксина, Г. Шейдта, Р. Галли, А. Нидермиллера. Все они – крупнейшие предприниматели, вхожие в правительственные сферы. Для них пароходство было источником прибыли. Однако оно действовало в русле официальной


Члены правления РВАП. 1913 год

политики правительства, стремившегося либо ассимилировать евреев, либо побудить их к эмиграции. 
В дачах Самопомощи руководители пароходства не нуждались, им были доступны настоящие загородные имения. А вот обычные служащие Русского Восточноазиатского Пароходства вполне могли жить близ Поповки. Через руки таких людей запросто проходили и ножи, и молочники, и любая другая   посуда   и   оборудование,   часть  которых,
вероятно, не доходила до пассажирских судов и лежала в резерве на складах. Хотя пароходство могло и продавать своим работникам за бесценок пригодные в быту вещи с эмблемой «РВАП» – ради, как теперь принято выражаться, поддержания корпоративного духа.
Похоже, остается выяснить одно имя – имя владельца дачи в Самопомощи, служившего в пароходстве. Но об этом, возможно, будет следующая история.
                            Реклама РВАП                                                                        Пассажирский билет РВАП






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї