23 июня в Петербурге состоялась торжественная часть Всероссийского съезда раввинов. Приветствуя собравшихся, главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер заметил, что съезд как нельзя лучше соответствует высказыванию Талмуда «Кто мудрец? – Тот, кто учится у других». Важно делиться опытом. Может быть, проблема, которая встала перед раввином одного города, уже возникала раньше перед раввином другого города, и он знает, как ее решить. А даже если не знает – само то, что это не только твоя проблема, снимает ее остроту. Председатель еврейской общины Петербурга М.Д. Грубарг в своем выступлении подчеркнул, что съезд раввинов России недаром проходит в Петербурге. «Изначально, место, где строился этот город мало предназначено для жизни. Здесь были сплошные болота. Но Петр построил этот город, чтобы «прорубить окно в Европу», чтобы Россия могла обогащаться опытом и знаниями других народов. А из Европы, в свою очередь, в Петербург съехались евреи. Поэтому Петербург – это город успешного опыта взаимного обогащения разных народов. М.Д. Грубарг видит задачи раввинов в следующем: «после того, как мы много двигались вширь, практически в каждом городе воссоздана еврейская община. Теперь нужно двигаться вглубь. Раввин должен найти подход к сердцу каждого члена своей общины, чтобы услилить его на пути соблюдения заповедей и изучения Торы» Главный раввин России Берл Лазар обратил внимание собравшихся на то, что дата и место проведения съезда не случайны. В этот день здесь, в Петербурге 83 года назад был арестован по обвинению в религиозной деятельности 6-й Любавический ребе – Иосиф-Ицхак Шнеерсон. Он был арестован за поддержание религиозного образования, за помощь в соблюдении заповедей. Это как раз то, чем занимаемся сегодня мы, раввины, и государство это приветствует. Сам этот съезд – знак того, какие перемены произошли в России. «У нас есть все возможности развивать еврейскую жизнь в России, и поэтому ответственность за то, что какой-то еврей в вашем городе еще не приобщился к еврейским ценностям лежит целиком на вас, раввинах», – закончил свое обращение раввин Лазар. Главный раввин Израиля Шломо Амар начал свое выступление с цитаты из Танаха. «Написано в книге пророка Ишаягу: ‘Все народы поклоняются своим богам, и народ Израиля поклоняется своему Богу’. Каждый народ идет своим путем, храня традиции отцов и это правильно. С другой стороны, это же становится причиной разногласий и войн между народами. Поэтому так актуальна проблема понимания и уважения между народами. Если следование традициям одного народа ущемляет права другого – нужно искать компромисс. И в этом требование нашего времени ко всем народам и религиям. И, конечно, это относится и к представителям иудаизма, особенно в России. Это многонациональное государство, которое дало свободу всем народам развивать совою национальную культуру. Это правильно: пусть каждый идет своим путем, но не за счет другого». Говоря о взаимоотношениях между еврейской общиной и государственной властью в России, Главный раввин Израиля отметил: «Еврейский народ много страдал, претерпевал гонения. Но, слава Б-гу, сейчас мы живем в другом времени. Б-г дал этой стране правильный путь. Россию можно назвать «Малхут шель Хесед» («Доброе государство»). Мы должны быть благодарны за это Б-гу. Нашим самым лучшим «спасибо» Б-гу будет деятельность, направленная на приближение людей к истинным ценностям, к Вс-вышнему». В этот же день утром раввин Шломо Амар встретился с Губернатором С.-Петербурга Валентиной Матвиенко и так описал свои впечатления: «Это умная женщина с щедрым сердцем, она понимает надобности всех жителей города, ее сердце открыто для содействия всем национальностям и конфессиям». После торжественной части состоялась пресс-конференция для представителей петербургских СМИ. Приводим самые интересные вопросы и ответы:
- Уважаемый Главный раввин России Берл Лазар, как Вы относитесь к отношениям между властью и религией. Как должны быть устроены эти отношения? - Я против слияния власти и религии и поддерживаю принцип отделения религии от государства. С другой стороны, носители религии – это граждане этого государства, и государство не может игнорировать их потребности. Кроме того, между государством и религией возможно сотрудничество, например, в сфере нравственного воспитания.
- Вопрос Главному раввину России Берлу Лазару. Как Вы относитесь к закону о возвращении конфессиям культовых зданий? - Я поддерживаю это решение. То, что было насильно отнято несправедливой властью, нужно возвращать. С точки зрения иудаизма, здание, которое построено как синагога, свято и не теряет свою святость. Поэтом важно, чтобы там, где была синагога раньше, была бы синагога сейчас. Другой вопрос – поиск средств на реставрацию этих зданий. Посмотрите на синагогу Петербурга, в которой мы находимся – прекрасное здание, памятник архитектуры. Но я помню, что здесь было 10 лет назад. Потрачены миллионы долларов, чтобы привести здание в надлежащий вид.
- Вопрос Главному раввину Израиля Шломо Амару. Какое взаимодействие существует между еврейской общиной Петербурга и раввинатом Израиля? - Все еврейские общины связаны между собой и помогают друг другу при необходимости. Что же касается непосредственно Вашего вопроса, в Израиле все вопросы браков и разводов находятся в ведении раввината. Для решения некоторых вопросов раввинату бывает необходимо выяснить семейный статус людей, и в том, что касается выходцев из Петербурга, мы обращаемся к Главному раввину Петербурга М.-М. Певзнеру. Существуют сложные вопросы еврейского законодательства, которые не имеют однозначного ответа, и в этих случаях, когда к нам обращается раввин Певзнер, раввинат выносит свое решение по этим вопросам.
- Вопрос президенту Федерации Еврейских общин России Александру Бороде Как Вы можете прокомментировать рост неофашистских организаций? -Я считаю, что это крайне опасно для России и является надругательством над памятью тех, кто победил фашизм во Второй Мировой войне. Государство должно быть крайне внимательно при регистрации организаций и решительно пресекать националистические проявления в Интернете, СМИ и литературе. Мы участвуем в Международной Московской книжной ярмарке, и каждый год мы видели стенды с антисемитской, националистической литературой. Мы три раза обращались в правоохранительные органы, и в этом году подобной литературы на ярмарке уже не было. Мне кажется, что по таким вопросам реакция должна быть более быстрой. |