В Большую Хоральную синагогу С.-Петербурга прибыла группа религиозных деятелей, педагогов, социальных работников и студентов из Йены и Берлина. Целью их посещения был обмен опытом и желание узнать, как устроена деятельность еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга, как организована система получения традиционного образования, каким образом община привлекает новых членов.
По поручению главного раввина Менахема Мендела Певзнера на вопросы служителей церквей из Германии ответил руководитель образовательной программы Бейт Талмуд М. Трескунов. Он рассказал об истории Большой Хоральной Синагоги. Собравшихся очень интересовало как осуществлялось в рамках еврейской религиозной общины религиозное образование в прошлом и как это происходит в наши дни.
М. Трескунов объяснил, что с самого начала существованию община уделяла огромное внимание еврейскому образованию. В конце девятнадцатого века синагога стала центром образования, благотворительности и общественной жизни. Рядом с синагогой было построено еврейское ремесленное училище, где преподавались как общеобразовательные, так и еврейские предметы. Девочки получали профессию белошвеек, мальчики также обучались различным ремеслам, учили Тору и занимались музыкой и пением. Именно из них набирался хор для синагоги.
В Петербурге существовало много еврейских школ при казармах, где жили евреи-солдаты николаевской армии. Для их детей община стремилась открывать поблизости еврейские школы - Талмуд Торы, где преподавались помимо еврейских основные светские предметы и можно было овладеть какой-нибудь полезной профессией. Община также прикладывала большие усилия, чтобы добиться возможности получать высшее образование в области иудаики. Серьезные языковые и исторические исследования, которые возглавил один из руководителей общины известный ориенталист Авраам Яковлевич Гаркави, проводились на Восточном Факультете Университета.
После революции школы просуществовали еще некоторое время и были закрыты. Возрождение еврейской жизни в городе началось после перестройки. В 1989 г. неофициально начала работать школа при синагоге, в 1993 открылась ешива. Сейчас у еврейской религиозной общины пять школ, два детских сада, благотворительные столовые, большое количество других социальных и образовательных программы. В городе функционирует множество еврейских организаций, есть еврейский университет и центр Петербургской иудаики, где есть возможность получить поствузовское образование и защитить диссертацию по иудаике.
Поскольку встреча была посвящена обмену опытом, то наиболее актуальными для немецких общинных деятелей оказались вопросы, связанные с тем, как построена работа с прихожанами и какие существуют трудности и пути их преодоления. Мы приводим краткое содержание беседы ниже.
Сколько человек в вашей общине?
М. Т. -Еврейское население Петербурга насчитывает около 80-ти тысяч человек, из них с деятельностью общины связано, так или иначе, около 10 тысяч человек.
Известно, что множество евреев уже уехали из России в Израиль, Америку и Западную Европу. Как же вы привлекаете в общину новых членов, как вы их удерживаете у себя?
М. Т. (смеется). Во-первых, мы никого не удерживаем… Мы не препятствуем ни в коем случае отъезду евреев из России, если они находят для этого достаточно причин. Для тех же, кто остается, мы стараемся сделать общинную жизнь интересной, хорошо организованной и открытой.
Вмешиваются ли власти в деятельность общины?
М. Т. За историю существования Петербургской общины советские власти неоднократно предпринимали попытки закрыть синагогу, которые к счастью оказались безрезультатными. Руководство общины было обязано сообщать о прихожанах подробнейшую информацию в Комитет по религиям и культам. Закон запрещал проводить сборы средств среди верующих на религиозные цели, что ставило правление синагоги в почти безвыходное положение. Студенты, замеченные на празднике в синагоге без всяких объяснений, могли быть отчислены из ВУЗа и т.д. Сейчас, конечно, ситуация намного более благоприятная. Хотя говорить о том, что проблема с антисемитизмом в России окончательно разрешена пока рано.
Каковы перспективы развития вашей общины?
М. Т. Община прилагает большие усилия, чтобы членство в общины открывало для евреев новые возможности, становилось интересным и престижным. Мы расширяем наши образовательные программы, направленные на воспитание нового поколения.
Как Вы интегрируете новых членов общины в религиозную жизнь?
М. Т. Большинство членов общины выросли в советское время, не получили никакого религиозного воспитания и не ведут религиозный образ жизни. Мы это понимаем и не настаиваем том, что членами общины могут являться только соблюдающие люди. Мы стараемся каждому предложить участие в какой-нибудь общинной программе, где постепенно они могли бы проникнуться религиозной идеей