«Я не профессионал и не люблю этого слова, я любитель, я люблю музыку и играю ее ради нее самой» – так оценивает свое искусство Гиора Фейдман, один из выдающихся кларнетистов современности. Его концерт состоялся 5 октября в Филармонии им. Шостаковича. Аккомпанировал ему знаменитый коллектив – оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением Аркадия Берина (Германия). Несмотря на ненастную погоду и вечер буднего дня, зал был заполнен до отказа, создавалось впечатление, что все евреи Петербурга пришли послушать, как клезмерская музыка прозвучит в стенах Филармонии. Концерт начался с одного из произведений Андрея Петрова. Несмотря на великолепную игру «Виртуозов Москвы», все с нетерпением ожидали – когда же появится Гиора Фейдман? В какой-то момент оркестр смолк, но музыка не пропала, тихая, пронзительная мелодия непостижимым образом продолжала звучать… и тут все заметили, что между рядов, продолжая играть на ходу, идет немолодой, изящный, элегантно одетый человек, в руках у него кларнет. В свои семьдесят с небольшим Гиора выглядит вне возраста. Прищуренные тёмные глаза, седоватые усы, абсолютно лысая загорелая голова и… волна энергии, исходящая от этого «пенсионера». В первом отделении было временами непонятно, кто управляет оркестром – дирижер или Фейдман. Он так ярко, так энергично вел себя на сцене, так весело и задорно создавал свои мелодии, что казалось, будто музыканты следуют за ним, поддаются этой волне импровизации. Выдающийся кларнетист не забыл и о слушателях. Впервые в истории петербургской Филармонии зал пел вместе с музыкантом! Неслучайно само слово кле́змер включает в себя две составляющие: «кле», инструмент, и «змире», напев. Гиора подарил залу уникальную возможность созидать музыку вместе с оркестром, прикоснуться к акту творения, стать одним из инструментов, необходимым и незаменимым. Фейдман подчинил аудиторию своей воле и, одной рукой продолжая виртуозно играть на кларнете, дирижировал другой. Так в этот вечер, в стенах большого зала кларнет и слушатели стали равными участниками музыкального действа! Во второй части программы «Виртуозы Москвы» совместно с Гиорой исполнили композиции Астора Пьяцоллы, Гершвина, Джона Уильямсона. Когда концерт подошел к концу, зал встал и потребовал исполнить еще что-нибудь на бис. Гиора вернулся и сыграл… «Бублички». Это было совершенно неожиданно, не только для всех сидящих в зале, но и для музыкантов – они-то не были знакомы с данной мелодией. Но, как потом сказал Аркадий Берин, «Наша задача – поймать посыл от Гиоры и играть». Можно уверенно сказать, что с этой задачей музыканты справились блестяще. Атмосфера концерта была, под стать музыке, далека от сдержанно-формальной. Сам исполнитель в перерывах между номерами программы выступал с краткими комментариями, преподнося их в свободной юмористической манере, шутил по-английски, вставляя отдельные русские слова. Когда Гиоре подарили цветы, то он, прямо как на свадьбе, кинул их в зал – так он делал два раза, причем, первый букет поймал мужчина, а второй женщина! И по зрительному залу «прокатилось», что это принесет им счастье, и они обязательно должны познакомиться друг с другом. Особым удовольствием для искушенных слушателей стала возможность встретиться с Гиорой Фейдманом уже после концерта в неформальной обстановке за бокалом вина или, для любителей более крепких напитков, стопкой еврейской кошерной водки «Еврейский Стандарт – новым брендом компании Кауфман, являющимся главным спонсором мероприятия. На этом маленьком фуршете можно было узнать, что прадедушка у первой скрипки был рабби, что Гиора – это псевдоним, а по паспорту господина Фейдмана зовут Герардо, но все это уже было как отдельный десерт к основному блюду – концерту еврейской, клезмерской музыки от Гиоры Фейдмана и «Виртуозов Москвы». |