ШМИНИ-АЦЕРЕТ И СИМХАТ-ТОРА
Шмини-Ацерет является
самостоятельным праздником. Мы не сидим в «суке», мы не берем «арбаа миним», мы
произносим благословение «Шегехеяну» во время зажигания свечей и при совершении
«Кидуша» после «Маарива». И тем не менее, Шмини-Ацерет является своего рода
завершением праздника Сукот и, кстати, по той же причине Шавуот называется
иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.
Тора говорит о Шмини-Ацерет в
книге Ваикра (гл. 23): «Семь дней приносите огнепалимую жертву для Г-спода, в
восьмой день священное собрание да будет у вас и приносите огнепалимую жертву
для Г-спода. Это – собрание праздничное [ацерет] – никакой работы не
совершайте». И еще раз в книге Бемидбар (гл. 29) напоминается о том же: «В день
восьмой праздничное собрание [ацерет] да будет у вас – никакой работы не
совершайте и приносите всесожжение, огнепалимую жертву для Г-спода,
доставляющую Ему особое наслаждение...»
Согласно тому, что было сказано
раньше о значении слова ацерет, ясно, что оно выражает любовь Вс-вышнего
к Своему народу. А мидраш добавляет: Вс-вышний хотел, чтобы у каждого месяца
года был праздник. Нисану Он подарил Песах, ияру – Песах-Шейни, сивану –
Шавуот. Однако следующий месяц, тамуз, был тем месяцем, в котором народ Израиля
согрешил, создав золотого тельца, и в котором из-за этого были разбиты Скрижали
завета. Поэтому тамузу Вс-вышний не дал праздника и настолько разгневался, что
и следующие два месяца – ав и элул – тоже лишил праздников. Но чтобы
компенсировать пробел, те праздники, которые предназначались ^этим месяцам,
Вс-вышний отдал месяцу тишрей: Рош-Гашана, предназначавшийся первоначально
тамузу, Йом-Кипур, предназначавшийся аву, Сукот, предназначавшийся элулу. Но
тогда где же собственный праздник месяца тишрей? Ему был дан Шмини-Ацерет – его
собственный праздник.
За пределами Страны Израиля
праздник Сукот заключают не один, а два праздничных дня. Это два отдельных
праздника: Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. А в Стране Израиля оба эти праздника мы
отмечаем в один день – 22 тишрей.
МОЛИТВА О ДОЖДЕ
Перед «Мусафом» читают «Изкор»
(см. ниже), а затем в «Мусафе» мы впервые начинаем просить у Вс-вышнего дождь.
Сначала в молитве шепотом мы говорим «заставляющий дуть ветер и лить дождь»
вместо «посылающий росу» (эти слова в Стране Израиля говорят в течение всего
лета). А затем, когда хазан приступает к повторению «Амиды», открывают «арон
кодеш», и вся община вслед за хазаном молится о дожде. Мы вспоминаем заслуги
Аврагама, Ицхака, Яакова, Моше, Агарона и двенадцати колен Израиля, ради
которых мы просим Вс-вышнего открыть для нас сокровищницы дождя: «Вспомни
праотца, который тянулся вслед за Тобой, как вода» – это Аврагам;
«Вспомни рожденного после сказанного вестникам: пусть принесут немного воды»
– это Ицхак; «Вспомни перешедшего с посохом воды Иордана» – это
Яаков; «Вспомни извлеченного из папирусного ларца, из воды» – это Моше;
«Вспомни первосвященника, пять раз окунающегося в воды» -это Агарон;
«Вспомни двенадцать колен, которые провел Ты между разверзшихся вод» – это
двенадцать колен Израиля, перешедших море при исходе из Египта.
Хазан заканчивает «Молитву о
дожде», провозглашая: «Ибо Ты – Г-сподь, Б-г наш, заставляющий дуть ветер и
лить дождь!».
Затем он произносит три
благословения: «...для благословения, а не для проклятья; для жизни – а не для
смерти; для сытости – а не для голода», а община на каждое из них отвечает:
«амен!»
ПОМИНОВЕНИЕ ДУШ
После чтения Торы, перед
«Мусафом», принято молиться о душах умерших и брать на себя обещание выделить
деньги на цдаку в память о них. Это делается в Йом-Кипур, Шмини-Ацерет,
последний день Песаха и в Шавуот. Молящиеся называют имена своих умерших
родных, а те, чьи родители живы, выходят на это время из синагоги.
Казалось бы, что связывает
поминовение душ умерших с днем праздника? Однако наша традиция велит нам именно
в моменты душевного подъема обращаться к тому, что вызывает скорбь. «В крови
своей живи», -сказал пророк Йехезкель. То есть в самый момент кризиса умей
находить в своей душе источник оптимизма, свет надежды. То, что мы можем
веселиться, куплено ценой крови, ценой многих жизней – поэтому соединяются
поминовение душ и Симхат-Тора воедино, и то же самое относится ко всем
остальным праздникам. В наши дни празднику Дня независимости предшествует День
памяти павших солдат Армии обороны Израиля. «В крови своей живи»...
СИМХАТ ТОРА
Об этом празднике Тора не
упоминает, но Галаха предписывает: «...празднуют день окончания чтения Торы».
По обычаю в этот день мы совершаем «гакафот» -праздничное кружение вокруг
«бимы» в синагоге. «Гакафот» устраивают вечером, после «Маарива», и утром,
после чтения «Галеля».
Как известно, Тора разделена на 54
главы, каждая из которых в субботу прочитывается в синагоге, – так что в
течение года прочитывают всю Тору. День окончания чтения Торы, 22 тишрей в
Стране Израиля, или 23 тишрей за ее пределами – праздник, известный под именем
Симхат-Тора («Веселье Торы»).
Стоит подчеркнуть, что на самом
деле изучение Торы никогда не заканчивается: в тот самый день, котла мы
завершаем чтение Торы, мы начинаем ее сначала -с Сотворения мира, и открывается
новый годовой цикл ее чтения.
ХАТАН ТОРА И ХАТАН БРЕЙШИТ
Особая заповедь – вызвать в этот
день к Торе всех, кто приходит в синагогу. Тем самым мы выполняем слова Торы:
«Тора, заповеданная нам Моше, – наследие общины Яакова» (Дварим, 33). Вся
община Яакова приняла Тору, и поэтому каждый еврей имеет на нее все права и на
каждого еврея она возлагает одинаковые обязанности. Мудрецы говорят: читай не мораша
(«наследие» – потому что Тора не переходит «по наследству», но достается
лишь тем, кто изучает ее), а меораса («обрученная»). Это значит, что
каждый еврей должен ухаживать за Торой так же, как ухаживал бы за девушкой,
которую любит, и прилагать все силы для того, чтобы добиться ее взаимности.
Поэтому принято тех, кого удостаивают чести заканчивать цикл чтения Торы и
открывать новый, называть хатан Тора («жених Торы») и хатан Брейшит («жених
Сотворения»).
Не только взрослых вызывают в
Симхат-Тора к чтению Торы, вызывают и детей. Их накрывают одним «талитом», как
бы объединяя в одно целое, и после чтения принято говорить им то благословение,
которым когда-то Яаков наградил своих внуков Эфраима и Менаше: «Вс-вышний,
посылавший Своего ангела, спасавшего меня от всех бед, да благословит этих
юношей и наречет их именем моим и именами моих отцов, Аврагама и Ицхака, и да
расплодятся они на земле, подобно рыбам в море».
В этот день из «арон кодеш»
вынимают три свитка Торы: первый – для прочтения последней недельной главы Торы
до самого конца ее, после чего все провозглашают: Хазак хазак венитхазек! («Крепись,
крепись, и мы будем крепкими!»). Для того, чтобы каждый из присутствующих
получил возможность подняться к Торе, этот раздел многократно повторяют -но не
весь, а именно до слов «и в гордости Своей небеса». Затем вызывают «жениха
Торы» – обычно раввина или другого уважаемого человека, известного своими
познаниями в Торе, и тогда доводят чтение Торы до конца – причем вся община
слушает чтение стоя. «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, с
которым Г-сподь говорил лицом к лицу, совершившего подобное всем знаменьям и
чудесам, которые Г-сподь послал его совершить в Египте для фараона, и всех его
слуг, и для всей страны; подобное сильной руке и каждому диву великому, которые
совершил Моше на глазах всего Израиля».
После возгласа хазак хазак
венитхазек Тору поднимают иначе, чем в течение всего года: три столбца
текста, видные на развороте свитка, обращают не в сторону того, кто поднимает
Тору, а в сторону общины, и обращают по очереди во все стороны – чтобы
осуществить слова Торы «на глазах всего Израиля».
Затем берут другой свиток и
вызывают «жениха Сотворения» – тоже раввина или уважаемого всеми члена общины.
Над головами тех, кто стоит на «биме», разворачивают «талит» словно «хупу» и
начинают читать Тору с самого начала – до окончания рассказа о сотворении мира
и о первой субботе. В конце каждого из отрывков, посвященных отдельным дням
Творения, принято хором заканчивать: «И был вечер, и было утро – день
такой-то». Также и заключительные стихи от слов «И завершены были небеса и
земля» (начало гл. 2-й) произносят все молящиеся, а чтец Торы повторяет за ними
«Хаци-кадиш» – и открывают третий свиток Торы, откуда зачитывают «мафтир» – из
книги Бемидбар, гл. 29-я, где перечисляются жертвоприношения этого дня: «В
восьмой день...»
«Гафтара» этого дня взята из книги
пророка Йегошуа, гл. 1-я, которая является непосредственным продолжением того,
чем заканчивается Пятикнижие: после смерти Моше главой народа становится его
ученик, продолжатель дела его, Йегошуа бин Нун.
«ГАКАФОТ»
В Симхат-Тора в синагоге
устраивают «гакафот» -семь обходов вокруг «бимы». Из «арон кодеш» вынимаю» все
свитки Торы, которые имеются в синагоге, – даже те, в которых есть какой-либо
дефект, и они поэтому непригодны для публичного чтения. Есть обычай оставлять в
опустевшем «арон кодеш» зажженную свечу – чтобы он не оставался пуст и темен
(как сказано: «Свеча – мицва, и Тора – свет»). Хазан возглавляет
шествие, держа в руках свиток Торы и громко распевая особые молитвы,
сопровождающие «гакафот». В них выражается мольба ко Вс-вышнему услышать
молитвы народа Израиля и послать ему помощь и успех во всех его делах. Дети
тоже принимают участие в «гакафот», они держат в руках маленькие игрушечные свитки
Торы или флажки с красочными картинками и молитвами, которые произносят перед
началом и во время «гакафот».
После каждого обхода «бимы» все,
кто находятся в синагоге, танцуют, держа в руках свитки Торы. Танцам, песням и
веселью нет конца.
В Стране Израиля принято
устраивать «гакафот» также на исходе праздника Симхат-Тора – «вторые гакафот».
Ими мы выражаем нашу солидарность с евреями, живущими в странах рассеяния и
начинающими праздновать Симхат-Тора как раз в это время. На «вторые гакафот»
обычно собирается множество народа, принято приглашать на них также оркестры и
музыкальные ансамбли.
Мы любим и ценим веселье. А когда
поводом для него служит Тора – это святое веселье. Во время «гакафот»
проявляется веселье и внутреннее, и внешнее. Перед началом «гакафот» читают:
«Тебе воочию показано, чтобы ты знал, что Г-сподь – Он Б-г, и нет никого, кроме
Него». Хасидская притча говорит, что весь месяц, когда читают «слихот»,
Рош-Гашана, Йом-Кипур и праздник Сукот – все это лишь подготовка к этому
моменту и к этим словам – квинтэссенции всей нашей веры.