Связано это с тем, что дети могут нарушить шабат, собирая дрова для праздничных костров. Прокомментировать это решение мы попросили Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера.
Для начала – несколько слов о самом празднике. Лаг Баомер установлен в память о великом вероучителе, составителе каббалистической книги «Зогар» рабби Шимоне бар Йохае. Он умер на 33-й день счета омера (Лаг Баомер в переводе с иврита и означает: 33-й день омера). А, поскольку в день смерти ему открылись величайшие тайны Торы, он заповедал потомкам в этот день не горевать, а веселиться. Разжигать костры – одна из главных традиций Лаг Баомера. Вспомним хотя бы известнейший обычай зажигать костры на горе Мерон близ Цфата. Этой традиции есть несколько объяснений. Во-первых, рассказывают, что, когда душа бар Йохая отлетела, все увидели сноп света, поднимающийся к небу. Кроме того, учение бар Йохая связано с внутренней, сокрытой частью Торы. «Внешняя» часть Торы, то есть законы, может иной раз показаться довольно формальной и сухой. Внутренняя же Тора «воспламеняет» душу.
Теперь о решении, принятом раввинатом. Кому-то это может показаться странным: как это – взять и перенести праздник? Но на самом деле дата празднования, по сути, не меняется: день в еврейской традиции начинается с вечера, поэтому вечер субботы и часть воскресенья до захода солнца – это один и тот же день.
Но почему же понадобилось переносить время празднования?
В последние десятилетия празднование Лаг Баомера в Израиле стало традицией не только в кругах строго соблюдающих закон евреев, но и среди самых широких слоев населения. В этом году Лаг Баомер выпадает на исход субботы. И есть опасение, что не слишком сведущие люди, стремясь подготовиться к празднику – собрать дрова, расчистить площадку для костра и т.д. – могут начать делать это заранее и тем самым нарушить шабат.
С точки зрения иудаизма, есть законы Торы, а есть обычаи. Законы Торы, такие, как соблюдение шабата, никто не вправе отменить или изменить. С обычаями иначе. Если соблюдение какого-либо обычая, даже самого благого (такого, как зажигание костров в Лаг Баомер) может повлечь за собой массовое нарушение законов Торы, обычай должен быть отменен или изменен. Обязанность раввинов – вести в общине разъяснительную работу, чтобы не допустить нарушения закона Торы ради обычая. В Израиле такими ситуациями занимается Главный раввинат.
При этом следует подчеркнуть, что такого рода постановления раввината носят рекомендательный характер.
|