"А когда пойдете на войну в стране вашей на притеснителя, творящего вам
беды, то трубите в трубы, и пробудит это память о вас пред Г-сподом,
вашим Б-гом, и будете вы спасены от ваших
врагов". (Бемидбар 10:9)
"Когда небо замкнется и не будет дождя за то, что будут грешить против
Тебя, и будут молиться по направлению к этому месту, и возблагодарят Имя Твое, и от греха своего вернутся, чтобы ответил Ты им, - то
Ты услышишь в небесах и простишь грех служителей Своих и Своего народа,
Израиля, указав им путь добрый, по которому им идти, и пошлешь дождь на Свою землю, которую отдал Ты Своему народу во
владение". (Млахим 1, 8:35-36)
"Тора предписывает взывать ко Всевышнему и
трубить в трубы каждый раз, когда обществу грозит какая-либо беда. Так сказано
в Торе (Бемидбар 10:9): "...на
(в смысле из-за) притеснителя, творящего вам
беды". То есть, по поводу всего, что грозит вам бедой - засухи, мора,
нашествия саранчи и т.п., - взывайте ко Всевышнему
трубите. И это - один из путей возвращения к Б-гу,
потому что когда придет беда и начнут молиться о ее
предотвращении и трубить в трубы, узнают все, что им стало плохо из-за злых
дел, совершенных ими же, - как написано (Ирмеягу
5:25): "Проступки ваши изменили это, и ваши грехи лишили вас блага",
однако именно возвращение к Б-гу заставит беду уйти.
Однако если не будут взывать ко Всевышнему и не
станут трубить, говоря: "Все, что происходит с нами, - это одно из явлений
природы, и беда эта случайно пришла на нас", тем самым проявят
бесчеловечность и еще больше погрязнут в своих злых делах, а это вызовет новые
беды. Об этом написано в Торе (Ваикра 26:27-28):
"А если...будете относиться к посланному Мной,
как к случайности, Я пошлю вам яростные случайности". То есть: когда Я
наведу на вас беду, чтобы заставить вас возвратиться ко Мне, то, если вы
скажете, что она - случайное явление, Я продолжу слать вам ту же
"случайность", но уже куда более яростную.
А мудрецы Торы предписали поститься каждый раз, когда обществу грозит
какая-либо беда, - до тех пор, пока не сжалятся Небеса. И в дни этих постов
взывают ко Всевышнему, читая определенные молитвы, и
молят Его о милосердии, и трубят только в трубы. В Храме же
трубят и в трубы, и в шофар: трубящий в шофар укорачивает трубление, а
трубящие в трубы - затягивают его, так как заповедь этого дня - в звуке труб.
Но одновременно и в трубы, и в шофар трубят только в
Храме, как сказано (Тегилим 98:6): "В трубы и
гласом шофара трубите перед Царем, Г-сподом!"
Посты эти, которые возложены на общество из-за бед, не следуют друг за
другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии
выполнить большинство общества. И с самого начала общество
обязывают поститься только в понедельник и в ближайшие к нему четверг и опять
понедельник. И в таком же порядке потом: понедельник, четверг,
понедельник - пока не сжалятся Небеса" (Рамбам,
Законы о постах 1:1-5).
Этот трактат Мишны излагает законы о постах,
причем большая часть его посвящена тем постам, которые бейт-дин
обязывает соблюдать общество в случае засухи. Этим объясняется то, что трактат
начинается с законов, связанных с упоминаниями о дожде в молитве "Шмонэ-эсрэ".