Комментарии:
(7) "Спасение"
После трех благословений, содержащих просьбы о внутреннем духовном исправлении, следуют три просьбы о повседневных нуждах каждого человека: безопасности, здоровье, материальном достатке.
В данном благословении говорится не об избавлении из изгнания (об этом говорят последующие благословения — с 10-го и далее), а о сиюминутном спасении от
бед, которые постоянно угрожают нам (Раши). Текст благословения основан на стихе из Псалмов (119:153): "Взгляни на бедствие мое, заступись и принеси мне спасение".
"РАДИ ИМЕНИ
СВОЕГО":
см. комментарий к благословению "Праотцы"
"ИЗБАВИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ".
"Не в прошлом и не в будущем, но каждый день спасает нас Страж Израиля" (Яарот Дваш).
"Анену" / Благословение поста
В дни общественных постов в "Амиду" добавляют специальную вставку — "Анену".
Тот, кто не постится в этот день (даже если причина этого полностью
уважительна: например, по болезни), не читает "Анену".
Тот, кто постится, включает "Анену" в молитву "Минха", но
кантор во время повторения "Амиды" произносит "Анену" как
в "Минху", так и в "Шахарит" — если 10 (по некоторым
мнениям — хотя бы 7) из молящихся собираются соблюсти пост. В "Минху", при
индивидуальной молитве, "Анену" включается
как часть в 16-е благословение ("Внемлющий молитве"), а в "Повторении
хазана" читается как отдельное благословение между 7-м и
8-м благословениями. "Анену" помещено перед просьбами об
исцелении, ибо пост есть инструмент духовного исцеления.
Если кантор забыл прочесть "Анену" (пока не окончено следующее благословение,
"Исцеление", он может вернуться и прочитать "Анену" в положенном месте], то
он может прочитать "Анену" в том месте молитвы, где эта вставка читается
в Минху
при индивидуальном чтении, т. е. в благословении "Внемлющий молитве".
Если же пропустил и это благословение, то по завершении
"Амиды" он должен прочесть "Анену" как отдельное благословение (без упоминания
Имени Бога в последней фразе).
"НЕ ОТВОРАЧИВАЙ СВОЕГО ЛИЦА
ОТ НАС": т. е. дай нам понять причины Твоих
действий по отношению к нам. "Сокрытие Лица" — это
"безмолвие Бога". Грех как бы не позволяет установить связь между человеком и
Богом. Это ситуации, когда мы не в состоянии понять
причины бедствий, когда возникает вопрос: "Где же был Бог?"