Комментарии:

(10) "Собирание изгнанников"


После "бытовых" просьб мы переходим к общенациональным — о мессианском избавлении.
Просьба о собирании евреев в Земле Израиля идет сразу после просьбы об урожае, ибо сказано у Мудрецов: «Нет более явного признака приближения Избавления, чем обилие плодов в Земле Израиля, как сказано: "А на вас, горы Израиля, ветви распустятся и дадут плоды народу Моему, Израилю, ибо они приближаются. Ибо вот Я к вам обращусь, и будете вы возделаны и засеяны... И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас как прежде, и облагодетельствую более, чем раньше, и узнаете, что Я — Господь" (Иехезкиэль 36:8-11].

"В ВЕЛИКИЙ ШОФАР".
Аллюзия на стих из пророка Исайи (27:13; 11:12): "В этот день затрубит великий шофар, и придут потерянные в земле Ассирии и заброшенные в землю Египетскую... И поднимет знамя, и соберет изгнанников Израиля, и общины иудейские соберет со всех краев земли". Мидраш (Ялкут Йишая 27:13) рассказывает, что в меньший, левый шофар (рог) барана, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Ицхака, трубили на горе Синай во время Дарования Торы, а в больший, правый шофар будут трубить при приходе Машиаха. (Т.е. у горы Синай Всевышний открылся только народу Израиля, и это малый шофар, когда же Бог решит собрать Свой народ из изгнания, об этом узнают все народы, и это будет великий шофар, ибо все поймут и услышат глас Божий.) Другой комментарий (рав А.-И.Кук) говорит: могут быть два типа возвращения еврейских изгнанников: когда евреи вынуждены уезжать из стран галуга под давлением обстоятельств, и им некуда ехать, кроме как в Землю Израиля, это "малый шофар". Если же они приезжают в Землю Израиля по своему свободному выбору, из любви к Богу, Стране и Торе, это "большой шофар". И мы молимся о том, чтобы осуществился второй тип возвращения из изгнания.