Комментарии:
(10) "Собирание изгнанников"
После "бытовых" просьб мы переходим к общенациональным — о мессианском
избавлении.
Просьба о собирании евреев в Земле Израиля идет сразу после просьбы об урожае,
ибо сказано у Мудрецов: «Нет более явного признака приближения Избавления, чем
обилие плодов в Земле Израиля, как сказано: "А на вас, горы Израиля, ветви
распустятся и дадут плоды народу Моему, Израилю, ибо они приближаются. Ибо
вот Я к вам обращусь, и будете вы возделаны и засеяны... И умножу на вас
людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и
заселю вас как прежде, и облагодетельствую более, чем раньше, и узнаете, что Я —
Господь" (Иехезкиэль 36:8-11].
"В ВЕЛИКИЙ ШОФАР".
Аллюзия на стих из пророка Исайи (27:13; 11:12): "В этот
день затрубит великий шофар, и придут потерянные в земле Ассирии и заброшенные в
землю Египетскую... И поднимет знамя, и соберет изгнанников Израиля, и общины
иудейские соберет со всех краев земли". Мидраш (Ялкут Йишая 27:13) рассказывает,
что в меньший, левый шофар (рог) барана, которого Авраам принес в жертву вместо
своего сына Ицхака, трубили на горе Синай во время Дарования Торы, а
в больший, правый шофар будут трубить при приходе Машиаха. (Т.е. у горы
Синай Всевышний открылся только народу Израиля, и это
малый шофар, когда же Бог решит собрать Свой народ из изгнания, об этом узнают
все народы, и это будет великий шофар, ибо все поймут и услышат глас Божий.)
Другой комментарий (рав А.-И.Кук) говорит: могут быть два типа возвращения
еврейских изгнанников: когда евреи вынуждены уезжать из
стран галуга под давлением обстоятельств, и им некуда
ехать, кроме как в Землю Израиля, это "малый шофар". Если же они приезжают в
Землю Израиля по своему свободному выбору, из любви к Богу, Стране и Торе, это
"большой шофар". И мы молимся о том, чтобы осуществился второй тип
возвращения из изгнания.