Этот трактат Мишны посвящен, в общем, четырем
темам - четырем заповедям Торы, связанным с праздником Сукот.
1) суке, 2) арбаа миним, 3) обрамление храмового жертвенника ветвями аравы 4) возлияние
воды на храмовый жертвенник.
О первых двух из этих заповедей Тора говорит прямо (Ваикра
23:39-43): "Но с пятнадцатого дня седьмого месяца, после того, как
соберете урожай той земли, будете праздновать праздник Г-спода
семь дней: первый день - день полного покоя и восьмой день - день полного
покоя. И возьмите себе в первый день [праздника] великолепный плод дерева,
побеги финиковых пальм и ветки дерева густолиственного и ив речных, и
веселитесь пред Г-сподом, Б-гом
вашим, семь дней. И празднуйте его - праздник Г-спода
- семь дней каждый год, [это - ] вечный закон на [все]
поколения ваши: в седьмом месяце празднуйте его. В ШАЛАШАХ ЖИВИТЕ СЕМЬ ДНЕЙ -
все коренные жители [страны] Израиля должны жить в шалашах: чтобы знать [всем]
поколениям вашим, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, выведя их из Страны
Египетской".
Об остальных двух заповедях - арава вокруг
жертвенника в Храме и возлияние воды на него - в
тексте Торы ничего не сказано. Согласно общепринятой точке зрения, они
относятся к тем законам, которые называются галаха,
полученная Моше на Синае. Однако есть мнения, что, все же, и для этих
заповедей есть основание в тексте Торы. Так, Аба Шаул обращает внимание, что слово арава
(то есть ива) употреблено в Торе во множественном числе: "...и ИВ
РЕЧНЫХ". Из этого он делает вывод, что имеются в виду две цели, для
которых берутся ветки ивы: арбаа миним и обрамление жертвенника (Тосефта
3:1; Сука, 34а). А раби Акива
видит намек на заповедь о возлиянии воды в том, что
слово "возлияние" употреблено в Торе во множественном числе (Бемидбар 29:31): "... и ВОЗЛИЯНИЙ его". Значит,
заключает раби Акива, речь
идет о двух видах возлияния на жертвенник: о возлиянии
воды и возлиянии вина. Но сразу возникает вопрос: а может быть, оба возлияния должны быть возлияниями вина? На это отвечает раои Йегуда бен
Бтейра: если взять буквы, которыми заканчиваются
определенные указания Торы о жертвоприношениях во второй, шестой и седьмой дни
праздника Сукот (Бемидбар
29:19, 31,33), то образуется слово "МАИМ" (то есть вода). Отсюда
следует, что заповедь о возлиянии воды на жертвенник
также основана на тексте Торы (хотя и в виде намека). И вывод этот принимает раби Акива, используя его для
обоснования своей точки зрения о значении множественного числа слова "возлияние" (Таанит 2б).
Кроме того, Талмуд цитирует барайту от
имени раби Акивы, раскрывающую смысл возлияния воды на жертвенник (Рош-Гашана 16а): "Почему Тора приказала лить воду на
жертвенник в праздник Сукот? Потому что в этот
праздник начинается дождливое время года (Риф и Рош
приводят иной вариант, соответствующий Мишне (РошТашана 1:2): "в этот праздник [на Небесах]
выносится приговор, сколько воды [будет послано на землю]"). Сказал
Всевышний: "Лейте предо Мною воду в праздник, чтобы дожди этого года стали
благословенными".
Трактат "Сука" состоит из пяти глав. В двух первых говорится о
законах, связанных с постройкой суки и пребыванием в ней. Третья глава
посвящена заповеди арбаа миним, исполнение которой обозначается общим термином нетилат-лулав. Четвертая глава продолжает
изложение законов о нетилат-лулав и
переходит к рассмотрению заповедей праздника Сукот,
исполнявшимся только в Храме - обрамление
жертвенника ветвями аравы и возлияние
на него воды. Пятая глава описывает веселье, сопровождавшее возлияние
воды на храмовый жертвенник (симхат бейт-гашоэйва), а также говорит об особых праздничных
жертвоприношениях и о некоторых деталях храмового служения.