Комментарии:
(1-3) Первые три благословения
Благословения "Праотцы", "Могущество" и "Освящение
Божественного Имени" составляют первую часть "Шмонэ-Эсрэ"
и являются прославлением Бога, в соответствии с порядком
еврейских молитв: сначала прославление — затем просьба и, в заверше-
ние, — благодарение.
Три первых благословения составляют единое целое, и их последовательность
установлена в соответствии с Псалмом 29: "Воздайте Господу, сыны сильных
[это первое благословение, "Праотцы"], воздайте
Господу славу и могущество [второе
благословение — "Могущество"], воздайте Господу славу Имени Его [третье
благословение — "Освящение Божественного Имени"]". Поэтому в том случае,
если при чтении любого из них была допущена ошибка,
следует вернуться к началу "Амиды"
~ в отличие от обычного правила, согласно которому в случае ошибки возвращаются
к началу того благословения, в котором она была допущена.
(1) "Праотцы"
Молитву начинают с упоминания о Праотцах, заслуги которых всегда защищают
нас, даже тогда, когда наших собственных заслуг недостаточно.
Поклоны при чтении "Амиды". В начале и в конце первого ("Праотцы"), а
также в начале и в конце предпоследнего ("Благодарение")
благословений делают "поклоны", т.е. сгибают колени, наклоняются вперед и затем
выпрямляются. Во всех случаях следует выпрямляться до (или прямо во время)
произнесения Божественного Имени, т.к. сказано в Псалме
(146:7,8) "Господь распрямляет согбенных".
"БОГ АВРАhАМА, БОГ ИЦХАКА И БОГ ЯАКОВА".
Определение Всевышнего как "Бога Авраама, Ицхака и Яакова"
восходит к Торе. Когда Бог явился Моисею, тот задал Ему
вопрос: "Кто Ты?" — и получил ответ: "Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Ицхака и
Бог Яакова" (Исход 3:15).
"БОГ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ
И ГРОЗНЫЙ".
Цитата из речи Моше (Дварим 10:17): "Ибо Господь, Бог ваш, Он Бог богов и
Владыка владык; Бог великий, могучий и грозный,
Который не лицеприятствует и мзды не берет; Он творит суд...". Талмуд (Йома 69б)
рассказывает, что пророк Иеремия (живший при разрушении Первого Храма) не смог
повторить слова Моисея и сказал только "Бог великий и могучий" (Иеремия
32:18), ибо "Почему же Ты называешся грозным, если враги
разрушают Твой Храм?". Даниэль, живший в вавилонском плену, не мог
повторить слова "могучий", ибо "если еврейский народ в изгнании,
то где же Твое могущество?" — и он сказал только "Бог
великий и грозный" (Даниэль 9:4). Но пришли Мудрецы
Великого Собрания и "вернули корону на прежнее место" и
внесли в молитву слова "Бог великий, могучий и грозный". Ибо верим мы,
что даже если сейчас все эти качества не проявляются явно, они неизменны
и будут проявлены в будущем.
"РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО".
Хотя наших заслуг и даже заслуг наших праотцев недостаточно для спасения,
еврейский народ все же будет спасен ради Имени Всевышнего,
чтобы все народы увидели, что Он правит миром и выполняет Свои обещания.
Униженное положение народа Израиля как бы унижает Самого Всевышнего; когда же
к Израилю приходит спасение — Имя Бога освящается в глазах народов.
Вставка на Десять дней раскаяния".
В течение "Десяти дней раскаяния", т. е. от Рош па-Шана
до Йом Кипура, в "Амиду" вставляют четыре особые вставки: в первое
("Праотцы"), второе ("Могущество"), предпоследнее ("Благодарение")
и в последнее ("Мир") благословения. Эти вставки
призваны усилить ощущение раскаяния в дни Суда, когда Бог
"вспоминает о нас" (т.е. усиливается Его связь с нами); и "Записывает нас в
Книгу Жизни". Все эти вставки были включены в "Амиду" в эпоху Гаонов
(7-9 век н. э.), т. е. уже после ее составления. Если молящийся пропустил
по ошибке какую-то из этих вставок и завершил благословение, то повторять его не
надо. Если благословение еще не завершено, т. е. еще не
произнесено Имя Бога в конце благословения, то
возвращаются и исправляют ошибку.
Кроме этих вставок, в "Десять дней раскаяния" дважды изменяются формулы
завершения благословений: в 3-м ("Освящение Божественного Имени")
и в 11-м ("Восстановление правосудия")
благословениях.