Комментарии:

(4—16) Тринадцать средних благословений: это изложение наших просьб к Богу. Несмотря на то, что молиться надо по установленному тексту, в каждое благословение можно вставить дополнительные просьбы, соответствующие содержанию
этого благословения. (Шулхан Арух, О.Х. 119:1).

(4) "Познание"

Четвертое благословение — переход от трех первых, прославляющих Всевышнего, к просьбам. Поэтому оно начинается с прославления: "ТЫ ДАРУЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ" — и только потом следует просьба.

АЗУМ".
Согласно комментарию Меири, слово "Даат" (мы переводим его как "разум") означает врожденное качество ума, данное Творцом человеку. "Бина" (мы переводим "мудрость") — это приобретаемая обучением способность понимать.

"УДЕЛИ ЖЕ НАМ ОТ СВОЕЙ МУДРОСТИ, ПОНИМАНИЯ И РАЗУМА". "Всевышний дает разум тому человеку, которому хватает разума, чтобы просить о разуме" (р. Нахман из Брацлава). Первой просьбой человека к Богу должна быть просьба о разуме — для того, чтобы правильно понимать, что именно происходит вокруг человека; ибо только тогда он может отличить добро от зла и выбрать добро.