(1) Слово Г-сподне, которое было к Михе из Морэйши в дни Йотама, Ахаза, Йехизкийа, царей Йеуды, которое
он пророчествовал о Шомероне и Йерушалаиме.
(2) Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что на ней; и будет Г-сподь Б-г вам свидетелем, Г-сподь из храма святого Его, (3) Ибо вот Г-сподь выходит из места Своего, и
низойдет, и ступит на высоты земли. (4) И растают горы под Ним, и долины
растрескаются, как воск перед огнем, как воды, льющиеся по склону. (5) Из-за
преступления Йаакова все это и из-за грехов дома Йисра-эйля. Кто (виновен) в преступлении Йаакова? Разве не Шомерон? И кто
(устроил жертвенные) высоты Йеуды? (6) Разве не Йерушалаим? И сделаю Шомерон
руинами полевыми, местом насаждения виноградников, и сброшу в долину камни его,
и основания его обнажу. (7) И все истуканы его разбиты будут, все дары его за
блуд сожжены будут в огне, и всех идолов его предам разрушению, ибо из даров
блуднице собрал он (Б-гатства свои), и дарами
блуднице станут они опять. (8) Об этом сетовать буду и вопить, ходить буду, (как) безумный, и нагой, подниму вопль, как
шакал, и плач, как страус, (9) Потому что опасен (каждый) удар, (нанесенный)
ему, ибо дошел до Йеуды, достиг ворот народа моего – Йерушалаима.. (10) В Гате не
рассказывайте, плакать не плачьте – в Бэйт Леафре в пепле валяйся. (11) Проходи себе, жительница Шафира, в наготе (и) сраме; не
вышла жительница Цаанана, сетование в Бэйт Аэйцэле; возьмет (раскинет
враг) стан свой у вас. (12) Ибо горюет о добре жительница Марота,
потому что сошло бедствие от Г-спода к воротам Йерушалаима. (13) Запрягай в колесницу лошадь, жительница Лахиша; она – начало греха дочери Цийона,
потому что в среде твоей пребывали преступления Йисраэйля.
(14) Поэтому дашь подарки Морэшэт Гату;
дома Ахзива стали разочарованием для царей Йисраэйля. (15) Еще наследника приведу тебе, жительница Морэйша; до Адуллама уйдет слава Йисраэйля. (16) Сделай плешь, вырви волосы, (скорбя) о
сыновьях удовольствия твоего, расширь плешь свою, как орел, ибо они прогнаны от
тебя.
(1) О, помышляющие о несправедливости и совершающие злое
на ложах своих в свете утра; делают они это, потому что сила есть в руке их.
(2) И возжелают полей – и отнимут, и (возжелают) домов – и захватят, и ограбят
мужа и дом его, и человека и удел его. (3) Потому так сказал Г-сподь: вот Я думаю (навести) на семью (народ) эту
бедствие, из-за которого не (сможете) двинуть шеями своими и ходить
выпрямившись, – ибо это время бедствия. (4) В день этот расскажет о вас
(сказитель) притчу и оплакивать будет плачем скорбным, скажет: совсем разорены
мы, удел народа он (враг) меняет. Как вырвет он мое?
Нечестивый разделит поля наши. (5) Поэтому не будет у тебя бросающего веревку,
чтобы (разделить землю) по жребию в обществе Г-споднем.
(6) Не проповедуйте, проповедуют они; пусть не проповедуют для этих – не
отступит с позором. (7) Разве изменяюсь Я, дом Йаакова?
Разве нетерпелив дух Г-сподень? Разве таковы поступки
Его? Ведь слова Мои приносят добро тому, кто ходит путем (прямым). (8) Вчера –
народ Мой, (сегодня) – врагом стал; платье, плащ снимаете со встречного, с
проходящих спокойно, возвращающихся с войны. (9) Жен народа Моего изгоняете вы
из жилищ приятных их, у младенцев забираете красоту Мою навсегда. (10) Встаньте
и идите, ибо это не (страна) покоя: из-за того, что была она осквернена
погубит (вас), и гибель будет жестокой. (11) Если бы человек, следующий за
духом (настроением своим) и ложью, солгал, (сказав): "Буду проповедовать
тебе вино и шэйхар", – стал бы он проповедником
народа этого. (12) Соберу всего тебя, Йааков, соединю
остаток Йисраэйля. Вместе поставлю его, как мелкий
скот в загоне, как стадо, там, где пасется оно; шуметь будут они от (множества)
людей. (13) Поднялся пред ними проламывающий (стены); проломили и прошли;
(проломили) ворота и прошли в них; и царь прошел пред ними, и Г-сподь – во главе них.
(1) И сказал я: слушайте теперь, главы Йаакова и
начальники дома Йисраэйля! Ведь
должны вы знать справедливость! (2) Ненавидящие Добро и любящие зло, грабящие у
них (даже) кожу и плоть с костей их. (3) И те, что пожирают плоть народа моего,
и кожу с них сдирают, и кости "их разламывают и разбивают – как в горшок,
и мясо – как в котел. (4) Тогда воззовут они к Г-споду,
но Он не ответит им, и скроет лицо Свое от них
в то время, ибо творят они зло поступками своими. (5) Так сказал Г-сподь о пророках, вводящих в заблуждение народ мой:
(когда) грызут зубами своими, кричат: "Мир!"; (а
если) кто не кладет (ничего) в рот их, объявляют против него войну. (6) Поэтому
ночь вам, а не видения, потемнеет над вами – нельзя (будет) гадать, и зайдет
солнце над пророками, и помрачнеет над ними день. (7) И посрамлены будут прорицатели,
и устыдятся гадатели и все накроют усы свои (древний знак траура), ибо не будет
ответа от Б-га. (8) Но я
полон силы, духа Г-сподня, справедливости и мужества,
чтобы сказать Йаакову (о) преступлении его и Йисраэйлю – (о) грехе его. (9) Слушайте же это, главы дома Йаакова и начальники дома Йисраэйля,
возненавидевшие правосудие и все правое искривляющие, (10) Строящие Цийон в крови, а Йерушалаим –
несправедливостью. (11) Главы его за вознаграждение судят., и священники его за
плату учат, и пророки его за деньги гадают, но на Г-спода
уповают, говоря: "Ведь Г-сподь среди нас – не
придет на нас бедствие!" (12) Поэтому из-за вас, (как) поле,
вспахан будет Цийон, и Йерушалаим
руинами станет, и гора дома (Г-сподня) – высотами
лесистыми.
(1) И будет в конце дней: гора дома Г-сподня
упрочена будет во главе гор и возвысится над холмами, и стекутся к ней народы.
(2) И пойдут многие народы и скажут: идите, и взойдем на гору Г-сподню и к дому Б-га Йаакова, и научит Он нас путям Своим,
и пойдем дорогами Его, ибо из Цийона выйдет Тора и
слово Г-сподне – из Йерушалаима.
(3) И будет Он вершить суд между народами многими, и рассудит племена сильные
до (пределов) далеких, и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на
садовые ножницы; не поднимет народ на народ меч, и не будут они больше учиться
войне. (4) И будут они сидеть – каждый под лозой виноградной своей и под
смоковницей своей, и никто не устрашит (их), ибо уста Г-спода
Ц-ваота изрекли (это). (5) Ибо все народы пойдут –
каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода
Б-га нашего во веки веков.
(6) В день тот, слово Г-спода, соберу хромающее, и
изгнанное объединю, и тех, на кого навел бедствие. (7) И сделаю хромающее
остатком, и отвергнутое – народом сильным, и будет царствовать над ними Г-сподь на горе Цийон отныне и во веки веков. (8) А ты, башня стада, крепость дочери Цийона! К тебе придет и (у тебя) будет владычество прежнее,
царство дочери Йерушалаима. (9) Почему ныне вопишь ты? Царя нет у тебя? Или пропал советник твой, что
охватили тебя муки, как роженицу? (10) Содрогайся и страдай, дочь Цийона, как роженица, ибо теперь выйдешь из города, и
обитать будешь в поле, и дойдешь до Бавэля. Там спасена будешь, там избавит тебя Г-сподь
от руки врагов твоих. (11) А ныне собрались против тебя народы многие,
говорящие: осквернена будет, и увидит око наше (поражение) Цийона.
(12) Но не знали они мыслей Г-сподних и не поняли
намеренья Его, ибо Он собрал их, как сноп на гумне. (13) Встань и молоти, дочь Цийона, ибо железным сделаю рог твой и копыта твои
медными сделаю, и истолчешь народы многие, и посвятишь Г-споду
награбленное ими, и богатство их – Владыке всей земли. (14) Ныне ополчись, дочь
войска; обложил он нас осадой; палкой бить будут по щеке судью Йисраэйля.
(1) А ты, Бэйт-Лэхэм Эфрата,
самый младший среди семей Йеуды! Из тебя произойдет
(для) Меня властелин в Йисраэйле, и происхождение его
– из древности, от дней давних. (2) Поэтому предаст Он их до времени, (пока не)
родит роженица; и остальные братья его возвратятся к сынам Йисраэйля.
(3) И встанет, и пасти будет силой Г-сподней,
величием имени Г-спода Б-га
своего, и жить будут (спокойно), ибо ныне возвеличен будет Он до краев земли.
(4) И это будет мир. Когда придет Ашшур
в страну нашу и когда топтать будет дворцы наши, поставим против него
семь пастырей и восемь властелинов людских. (5) И сокрушат страну Ашшура мечом, и страну Нимрода –
в воротах ее; и спасет Он от Ашшура,
когда придет тот в страну нашу и когда ступит в предел наш. (6) И будет остаток
Йаакова среди народов многих, как роса от Г-спода, как капли дождя на траве, которым не (нужно) ждать
человека и надеяться на сынов человеческих. (7) И будет остаток Йаакова между народами, среди племен многих, как лев меж
животных лесных, как молодой лев меж стад мелкого
скота, который, если пройдет, топчет и терзает, и некому спасти (от него). (8)
Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все враги твои истреблены будут. (9)
И будет в тот день, слово Г-спода: истреблю коней
твоих у тебя и погублю колесницы твои. (10) И истреблю города страны твоей, и
разрушу все крепости твои. (11) И истреблю чародейства
из руки твоей, и колдунов не будет у тебя. (12) И истреблю истуканов твоих и
памятные столбы твои из среды твоей, и не будешь больше поклоняться делу рук
своих. (13) И искореню ашэйрим твои из среды твоей, и
уничтожу города твои. (14) И совершу в гневе и ярости мщение над народами,
которые не слушали (Меня).
(1) Слушайте, прошу, что говорит Г-сподь: встань,
спорь пред горами, и пусть услышат холмы голос твой. (2) Слушайте, горы, спор Г-сподень, и (вы), мощные основы земли, ибо спор у Г-спода с народом Его и с Йисраэйлем
спорить будет Он. (3) Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем утомил тебя? (4)
Свидетельствуй против Меня! Ведь Я вывел тебя из земли
египетской, и из дома рабства выкупил тебя, и послал пред тобой Мошэ, Аарона и Мириам! (5) Народ
Мой, вспомни, прошу, что советовал Балак, царь Моава, и что ответил ему Билам, сын Беора,
(и что сделал Я для тебя) от Шиттима до Гилгаля ради познания благодеяний Г-сподних.
(6) С чем встречу Г-спода, преклонюсь перед Б-гом Всевышним? Встречу ли Его жертвами
всесожжения, тельцами однолетними? (7) Угодны ли Г-споду
тысячи овнов (и) десятки тысяч потоков елея? Отдам ли я первенца своего за
преступление свое? (8) Плод чрева своего – за грех души своей? Сказано тебе,
человек, что добро и что Г-сподь требует от тебя:
только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Б-гом твоим. (9) Голос Г-спода к
городу взывает – и мудрый узрит имя Твое: слушайте
жезл и того, кто назначил его. (10) Есть ли еще в доме грешника сокровища
нечестивые и мера скудная, ненависшая? (11) Буду ли
невинным с весами нечестивыми и с гирями неправильными в
кармане? (12) (Город), чьи богачи исполнены злодейства, а жители его говорят
лживое, и язык их – обман в устах их! (13) Но и Я сделал (тебя) больным,
побивая тебя, опустошил за грехи твои. (14) Есть будешь ты и не насытишься, и
болезнь твоя будет внутри тебя; забеременеешь, но не родишь, а то, что
родишь, мечу предам. (15) Сеять будешь ты, а жать не будешь; давить будешь оливки,
но не будешь умащаться елеем; и (выжмешь) виноградный сок, а вина пить не
будешь. (16) И сохраняются обычаи Омри и все дела
дома Ахава, и вы следовали советам их, дабы предал Я
тебя опустошению и жителей его – освистыванью, и
поругание народа Моего понесете вы.
(1) Горе мне, ибо стал Я – как (после) сбора летних
плодов, после уборки винограда: нет грозди для еды, спелого плода желает душа
моя. (2) Исчез благочестивый на земле, и нет справедливого между людьми, все
устраивают засаду, чтобы проливать кровь, друг друга ловят в сеть. (3) За зло
рук (своих надеются) получить добро: начальник требует, и судья (судит) за
взятки, и вельможа высказывает злое желание
души своей, – и извращают (дело). (4) Лучший из них – как терн, справедливый –
(хуже) колючей изгороди. День дозорных (пророков) твоих, наказание твое
наступает; ныне постигнет их смятение. (5) Не верьте другу, не полагайтесь на
приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих,
(6) Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови
своей – враги человеку домашние его. (7) А я на Г-спода
надеяться буду, уповать на Б-га спасения моего – Б-г мой услышит меня. (8) Не радуйся из-за меня,
неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь – свет для меня. (9) Гнев Г-сподень терпеть буду, ибо согрешил я пред Ним, пока не
защитит Он дело мое и не свершит суда надо мной; Он выведет меня на свет, увижу
я справедливость Его. (10) И увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее,
говорившую мне: "Где Г-сподь Б-г
твой?" Глаза мои насмотрятся на нее, теперь будет она
попираема, подобно грязи на улицах. (11) День сооружения стен твоих, день тот
далек очень. (12) В день тот и к тебе приходить будут из Ашшура
и из городов египетских, и от Египта до реки (Перат),
и от моря до моря, и от горы до горы. (13) А земля та пустыней станет из-за
жителей ее, за плоды деяний их. (14) Паси народ Твой
жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармэля, да пасутся они в Башане
и Гиладе, как в дни древние. (15) Как во дни исхода
твоего из земли египетской, явлю ему чудеса. (16) Увидят народы и устыдятся при
всем могуществе своем: положат руки на уста, уши их оглохнут. (17) Лизать будут
прах, как змея, как пресмыкающиеся земные, встревожатся они в скрытых местах
своих; Г-спода Б-га нашего
бояться будут и страшиться тебя. (18) Кто Б-г, как
Ты, (который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления
остатку наследия Своего, не держит вечно гнева Своего,
ибо любит миловать Он. (19) Он опять смилуется над нами, скроет беззакония
наши. И Ты ввергнешь в глубины моря все грехи их. (20) Ты явишь верность Йаакову, милость Аврааму, о которой клялся Ты отцам нашим с
давних времен.