Комментарии:

(15) "Машиах, потомок Давида

Это благословение, завершающее тему развития мессианского процесса (о чем говорилось в предыдущих благословениях), является просьбой о скорейшем приходе Машиаха из потомков царя Давида. Машиах должен устранить зависимость евреев от нееврейских народов, а также уничтожить войны между людьми ("И волк ляжет рядом с агнцем"— Исайя 11:6), он должен восстановить справедливость и привести весь уклад еврейской национальной жизни в соответствие с законами Торы, и, в конце концов, завершить исправление мироздания, дав каждому человеку возможность, живя в мире и спокойствии, направить свои силы на познание Бога.

АШИАХ".
Слово "Машиах" (Мессия) означает "помазанник". В обряд коронации царей новой династии (или царя, чьи права на престол оспаривались) входило помазание головы царя оливковым маслом (елеем). Например, пророк Шмуэль (Самуил) помазал на царство Шауля (Саула), а потом Давида. Так как не все были согласны с избранием Шломо (Соломона) на царство, то над ним тоже совершили обряд помазания. Сын Соломона Рехавеам на царство помазан не был, потому что являлся несомненным наследником Соломона. В будущем при восстановлении царства в Израиле над первым царем нового царства должен быть проведен обряд помазания, поэтому этого царя называют Машиах (Мессия). Новым царем может быть не любой еврей, а только потомок царя Давида по прямой линии.

"И РОСТОК ДОМА ДАВИДА".
Процесс прихода Машиаха сравнивается в этом благословении с ростом растений — процессом медленным и постепенным, для внешнего взгляда незаметным.