Комментарии:
(15) "Машиах, потомок Давида
Это благословение, завершающее тему развития мессианского процесса (о чем
говорилось в предыдущих благословениях), является просьбой о скорейшем
приходе Машиаха из потомков царя Давида. Машиах
должен устранить зависимость евреев от нееврейских
народов, а также уничтожить войны между людьми ("И волк ляжет
рядом с агнцем"— Исайя 11:6), он должен восстановить справедливость и
привести весь уклад еврейской национальной жизни в
соответствие с законами Торы, и, в конце концов,
завершить исправление мироздания, дав каждому человеку возможность, живя в мире
и спокойствии, направить свои силы на познание Бога.
"МАШИАХ".
Слово "Машиах" (Мессия) означает "помазанник". В обряд
коронации царей новой династии (или царя, чьи права на
престол оспаривались) входило помазание головы царя оливковым маслом (елеем).
Например, пророк Шмуэль (Самуил) помазал на царство Шауля
(Саула), а потом Давида. Так как не все были согласны с
избранием Шломо (Соломона) на царство, то над ним тоже совершили обряд
помазания. Сын Соломона Рехавеам на царство помазан не был, потому что являлся
несомненным наследником Соломона. В будущем при восстановлении царства в Израиле
над первым царем нового царства должен быть проведен обряд помазания,
поэтому этого царя называют Машиах (Мессия). Новым царем может быть не
любой еврей, а только потомок царя Давида по прямой
линии.
"И РОСТОК ДОМА ДАВИДА".
Процесс прихода Машиаха сравнивается в этом благословении
с ростом растений — процессом медленным и постепенным, для внешнего
взгляда незаметным.