(17) "Служение в Храме"
Законы из Шулхан арух hарав:
1. Тому, кто забыл сказать "ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ... " во время молитвы "Маарив"
в Рош-Ходеш, не следует возвращаться к ее началу; но если человек допустил
ошибку в молитвах "Шахарит" или "Минха", то он должен повторить все снова. Если
молящийся заметил свою ошибку до того, как произнес "БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ...
" в конце благословения, то ему следует произнести "ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ... "
и вернуться к словам "И ДА УВИДИМ МЫ СВОИМИ ГЛАЗАМИ..." . Если же он заметил
свою ошибку после того, как завершил это благословение, но до того, как начал
следующее, то ему следует произнести "ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ... " немедленно.
Если ошибка была замечена после начала следующего благословения, но до того, как
было произнесено "БУДУТ УГОДНЫ..." в конце молитвы "БОГ МОЙ, УБЕРЕГИ... " , то
следует вернуться к началу благословения "ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО...". Если ошибка
замечена еще позже, то молящемуся следует повторить всю молитву заново.
2. Если та же ошибка допущена в холь-hамоэд Песах или Сукот, то даже в молитве "Маарив"
следует поступить так, как во время молитвы "Шахарит" в рош-ходеш (см.
предыдущий пункт) .
3. Если есть сомнение, была ли произнесена эта молитва, следует повторить "Шмонз-эсре",
руководствуясь правилами, изложенными выше.
4. Тому, кто пропустил "ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ... " в "Шахарит", но вспомнил об
этом после молитвы "Мусаф", не следует повторять "Шахарит".
5. Если хазан забыл произнести "ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ... " при повторении "Шмонэ-эсрэ"
вслух, то в том случае, если он уже закончил "Шмонэ-эсрэ", ему не следует
возвращаться к началу. Если он заметил ошибку до завершения всей молитвы, ему
следует вернуться к благословению начинающемуся словом "ОТНЕСИСЬ
БЛАГОСКЛОННО...".
6. Хазан, пропустивший "ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ... " в своей личной молитве, не
должен повторять ее шепотом; следует положиться на то, что молитва, которую он
произнесет вслух, будет ему засчитана и как личная молитва. В этом случае ему
нужно произнести "БОГ МОЙ, УБЕРЕГИ... " после повторения вслух "Шмонэ-эсрэ" и
затем сделать три шага назад.
Комментарии:
(17-19)
Три последние благословения: составляют заключительную часть молитвы "Амида",
выражающую благодарность. И подобно тому, как подданный по окончании аудиенции
благодарит царя за данную ему возможность изложить свои проблемы, так и мы
благодарим Всевышнего по окончании изложения наших просьб к
Нему. Эти три благословения: "Служение", "Благодарение" и
"Мир" — являются единым целым, поскольку Служение в Храме неотрывно от
Благодарения Богу, и они приносят Мир. Как и три первые
благословения "Амиды", три последние благословения также принадлежат к
неизменяемой ее части, они читаются как в будничной, так
и в Субботней и в Праздничной "Амиде". Поскольку эти три благословения
рассматриваются как единое целое, то в случае, если при чтении любого из них
была допущена серьезная ошибка в тексте, нужно вернуться
к началу первого из них (т.е."Служение в Храме").
(17) "Служение в Храме"
В древности, до разрушения Храма, это было благословение-благодарность за
то, что нам дан Храм, где мы можем принести жертвы Всевышнему и откуда
молитвы поднимаются к Престолу Божественной славы. После разрушения Храма акцент
сместился на восстановление Храма и на принятие Богом молитвы как
временной замены жертвоприношения.
"ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ" / Праздничная вставка
Тора говорит: "И в Праздники ваши и в Новомесячья трубите в трубы при
всесожжениях ваших... и это будет для памяти о вас перед Богом вашим" (Числа
10:10). "Память", с которой связываются Праздничные
жертвоприношения, — это обновление связи между человеком и Богом.
Соответственно, в Праздничной вставке мы молимся о том,
чтобы это обновление нашей связи с Богом повлияло на мир в сторону жизни,
благословения и добра. (Когда кантор при повторении "Амиды" читает
эту вставку, община отвечает "Амен" на слова: "добро", "благословение" и
"жизнь").
Вставка "Да поднимется и придет" в Новомесячье и
Праздники вставляется как в "Амиду", так и в
"Благословение после трапезы". В "Амиде" она помещается в благословение
"Служение в Храме", поскольку она связана с дополнительными жертвоприношениями
этих дней. Если "Да поднимется и
придет" была случайно пропущена, это является серьезной ошибкой.
Если ошибка замечена после того, как было начато следующее благословение,
то надо вернуться к началу благословения "Служение".
Если "Амида" уже закончена, ее надо прочитать заново.
(Исключение — пропуск вставки на Новомесячье в Вечерней молитве ("Маарив"); в
этом случае повторять "Амиду" не нужно. Это связано с
тем, что во времена Сангедрина Новомесячье объявлялось
судом только днем, по показаниям свидетелей, видевших
новый Месяц прошедшей ночью.)