machanaim.org
Рав Я. Беленький
Галахическое руководство к Песаху
АБ материал с сайта, а не опубликованная книга
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
12. |
|
13. |
|
14. |
|
15. |
В некотором
царстве в давние времена повелел царь всем своим подданным заниматься сельским
хозяйством, и чтобы каждый лично обрабатывал не меньше одного гектара пшеницы.
И все подданные так и стали поступать, и научились сельскому хозяйству, и так
длилось много поколений.
Прошло много
лет, и настали иные времена. Войны и расстояния ослабили
связь между провинциями и центром, власть царя перестала чувствоваться, и люди
постепенно начали забывать, что у них есть царь и что он им что-то приказывает
и приказывал, пока не выросли целые поколения, которые не знали уже ничего ни о
царе, ни о его приказе.
Однако это
случилось не всюду. Были области, где люди продолжали помнить о том, что у них
есть царь, и продолжали обрабатывать поля согласно его приказу. И не только
царский приказ они исполняли, но и добавляли от себя улучшения. И если
добавление, которое кто-нибудь сделал, оказывалось удачным - дети и внуки
его продолжали после него.
И снова
изменились времена, и среди тех поколений, которые ничего не знали о царе,
пронесся слух о том, что царь есть, и распространился давний текст приказа, который уже никто не помнил. И люди стали
думать, обсуждать смысл событий и спорить, что им теперь делать, и. как это
обычно бывает, не пришли к единому мнению, но разделились на группы.
Были люди,
которые не поверили или не очень поверили в существование царя, и конечно же не стали обучаться сельскому хозяйству, от
которого давным-давно отвыкли, и продолжали жить, как и жили.
Другие, хотя и
поверили, сказали: Как мы можем купить и обрабатывать такие большие поля,
ничего не смысля в сельском хозяйстве? Если бы еще это
была маленькая площадка, можно было бы попытаться, а такое большое поле мы все
равно никогда не осилим, и не стали покупать землю.
Третьи купили
поля и начали обрабатывать их. Некоторые, особенно способные, сумели в первый
же год освоить опыт многих поколений и успешно продолжали начатое дело. Однако
многие, начав обрабатывать большое поле и не имея опыта, отчаялись и вернулись
к привычному образу жизни.
Четвертые,
познакомившись с жителями тех областей, где традиции сельского хозяйства не
прерывались, решили перенять опыт. Однако не все разобрались, что главное, а
что второстепенное, и занимались больше усовершенствованиями, чем пахотой и
посевом. Неудивительно, что урожай у них получился не такой, как у тех, кому
они подражали.
Пятые, видя,
что им не одолеть такого большого поля, решили сделать хоть что-нибудь и стали
для начала обрабатывать маленький участок. делая в первую очередь то, о чем говорит приказ царя, и лишь
потом усовершенствования. И хотя и это в первый год было тяжело - на следующий
год они смогли обрабатывать участки побольше, пока не
дошли до той площади поля, которую приказал царь.
Конечно, на
самом деле картина была более многообразная, но основные группы я здесь описал.
А если кого-то забыл - подскажите мне.
Сказка ложь, да
в ней намек. Теперь и к законам Песаха можно перейти.
Запрещено есть и иметь в своем владении хамец
в течение Песаха. Хамец -
это любые продукты, содержащие пшеницу, ячмень, рожь, овес, полбу даже в малых
количествах, за исключением мацы и изготовленных из нее продуктов, имеющих
удостоверение об их кашерности в Песах. Осторожно: в
течение года в продаже есть маца, не кашерная для Песаха (на которой написано, что она хамец).
Примеры продуктов, которые содержат или могут содержать хамец:
мука и мучные изделия, пиво, виски, водка, манная крупа, перловая крупа ("грисим"), заменители кофе, порошок для приготовления фалафеля. Также колбасы, сосиски, горчица, порошки для
приготовления супа, приправы, сладости и консервы - если они не имеют
специального удостоверения об их
кашерности на Песах. Прочие
продукты, которые покупаются на Песах, тоже должны
иметь удостоверение компетентного раввина или раввината об их кашерности на Песах (наклейки, на
которой написано только "" -
недостаточно!), за исключением свежих фруктов и овощей, яиц, молока, мяса и
рыбы (без приправ, не фарш). В тех местах, где есть опасение, что хамец (например, коровий корм) мог попасть в молоко -
молоко требует удостоверения о кашерности. В Израиле за несколько дней до Песаха начинают продавать молочные продукты со специальныи удостоверением о кашерности
на Песах. Мясо в упаковке требует удостоверения о кашерности. Осторожно: существуют мясные изделия, в
основном замороженные, содержащие хамец, например
готовые шницели.
В некоторых
общинах, в частности среди ашкиназских евреев,
принято не употреблять в Песах и другие зерновые и
бобовые культуры ("китнийот"), хотя они и не являются хамецом.
Следует приложить
все усилия, чтобы съесть заведомый хамец (как хлеб,
печенье, макаронные изделия, манная крупа, овсянка и пр.) до наступления Песаха. Небольшой остаток хамеца
подлежит сожжению (см. об этом далее). Тот, у кого все же остались большие
остатки заведомого хамеца, которые он не хочет
сжигать, должен продать их нееврею. Продукты,
подозреваемые в том, что в них есть примесь хамеца,
также принято продавать нееврею. Лучше всего, если нееврей заберет к себе все, что он покупает, в особенности
заведомый хамец. Для тех, у кого есть слишком много
продуктов на продажу, местный раввин обычно устраивает централизованную продажу
по специальным законам, при которой хамец, несмотря
на то, что переходит во владение нееврея, продолжает
оставаться дома. (Как уже было написано, крайне желательно не пользоваться этой
продажей для настоящего хамеца, но лишь для
продуктов, подозреваемых на хамец.) Следует
обратиться к раввину или в синагогу и действовать в соответствии с полученными
указаниями. Весь продаваемый хамец, если он остается
дома, следует собрать в определенное место (комнату, шкаф/ы, коробку/и) и закрыть их со всех сторон (чтобы
случайно не воспользоваться в Песах). Раввин
позаботится о том, чтобы после Песаха обратно
приобрести для вас проданный хамец.
Тот, кто не
продал свой заведомый хамец до Песаха,
даже по ошибке, не имеет права пользоваться им, и даже после Песаха он подлежит уничтожению. Если речь идет о продуктах,
содержащих лишь немного хамеца - следует
проконсультироваться с раввином.
Есть лекарства,
содержащие хамец. В особенности представляют проблему
сиропы и таблетки для сосания. Следует иметь в виду, что многие лекарства
существуют в разных формах (капли, порошки, таблетки, сиропы), и часть из этих
форм может содержать хамец, а часть - нет. В Израиле
в аптеках есть список лекарств, кашерных для Песаха. Рекомендуется проверить лекарства, которыми
пользуются постоянно, по этому списку, и если они кашерны
для Песаха, то можно продолжать ими пользоваться.
(Лекарствами в капсулах или очень горькими можно пользоваться, даже если они не
в списке.) В противном случае следует проконсультироваться с раввином.
Лекарства, которые хранятся в доме на всякий случай и которые не проверены по
списку, следует продать. В случае, если в них
возникнет острая необходимость в течение Песаха, ими
можно будет воспользоваться. Лекарственные средства и прочие вещества, не
пригодные для употребления внутрь (например, мыло, чернила, краски, моющие
средства -кроме как для посуды и пр.) разрешены к
употреблению в Песах, даже если они содержат хамец.
Посуда и
предметы кухонной утвари, которой пользуются в течение года, впитывают вкус хамеца, поэтому в Песах нужно
пользоваться только прокашерованной посудой или
отдельной пасхальной посудой, а также прокашеровать
кухню. Способ и сама возможность кашерования зависят
от материала, из которого изготовлена посуда, и способа ее употребления в
течение года. Ниже приведены основы законов кашерования
кухни и посуды. Посуду, которой не собираются пользоваться в Песах, следует хорошо вымыть и спрятать в отдельное
закрытое место на весь Песах.
Посуду, которой
пользуются для жарения на огне без жидкости (шампуры и решетки для жарения
мяса, сковородка для жарения без масла и пр.), следует сильно прокалить на
огне. В домашних условиях это трудно сделать, поэтому я не привожу подробностей
закона - см. далее, где и когда это можно сделать. Если посуда не может
выдержать подобного прокаливания (например, алюминиевая кастрюля-чудо,
эмалированный поддон, сковородка с тефлоновым
покрытием), ее невозможно прокашеровать. Прочую
посуду (если она поддается кашерованию - см.
ниже) кашеруют путем полного погружения в кипящий
стоящий на огне бак с водой. Перед кашерованием
следует:
(В местах централизованного кашерования -
см. ниже - делают это.)
При погружении
в кипящую воду следует подождать, пока кипение восстановится, и только после
этого вынимать. После кашерования принято помещать
посуду в холодную воду (можно под струю). Стеклянные кастрюли (дюралекс, пайрекс) кашеруют так же, только рекомендуется помещать их под
холодную воду не сразу, чтобы не лопнули. Стеклянные стаканы и рюмки можно кашеровать, трижды погружая их целиком на сутки в холодную
воду. Между каждыми двумя суточными погружениями следует сменить воду. Однако
предпочтительно иметь отдельные стаканы и рюмки на Песах.
Посуда из фарфора, фаянса, керамики, глины, а также с трещинами - не
поддается кашерованию. Также, как
правило, не поддаются кашерованию ножи с деревянной
ручкой из-за наличия зазора между ручкой и лезвием.
Раковину и кухонный стол
(или кухонный мрамор) следует очистить моющим средством, после чего обдать
кипящей водой, желательно из включенного электрического чайника. Многие после
этого покрывают мрамор чем-нибудь на время Песаха. В
раковине, даже после кашерования, не рекомендуется
пользоваться горячей (под которой трудно держать руку) водой для мытья посуды и
тем более овощей. Раковинами из неросты после кашерования можно пользоваться без ограничений. Кухонный
стол из формаики или пластика после очистки моющим
средством следует или накрыть скатертью на Песах, или
облить кипятком. Все части газовой плиты следует очистить
моющим средством. Решетки следует тщательно очистить и на
некоторое время зажечь под ними огонь. Некоторые прокаливают решетки. Эмалированный
поддон следует обдать горячей водой. Некоторые покрывают и его
фольгой. Для кашерования духовки
необходимо:
Эмалированныне поддоны в духовке не поддаются кашерованию,
однако решетки, на которые их ставят, кашеруются
погружением в кипящую воду. Микроволновую печь следует
очистить и в Песах ставить еду в печь только в
закрытой коробке (например, из картона). Нельзя открывать коробку, пока она не
вынута из печи. Поднос, на который ставят еду, следует прокашеровать (путем опускания в кипящую воду, как описано
выше). Холодильник не требует кашерования,
но требует тщательной очистки водой с моющими средствами снаружи и изнутри
(однако важно не переусердствовать и не допустить попадания воды в мотор). Нет
нужды в обработке кипятком, и следует иметь в виду, что такая обработка может
испортить холодильник.
В Израиле в последние дни перед Песахом
повсеместно открываются пункты централизованного кашерования посуды (как правило, платные). На этих пунктах
есть большие баки с кипящей водой для кашерования,
баки с холодной водой и горелки для прокаливания, и вам могут прокашеровать посуду. Предварительно посуду следует
тщательно очистить от грязи и ржавчины и не пользоваться ею 24 часа.
Новую посуду,
изготовленную неевреями или купленную у неевреев, частично или полностью изготовленную из металла
или стекла, следует окунуть в ритуальный бассейн - микву,
предварительно очистив ее от всех наклеек. Вместо миквы можно окунуть в море, в озеро или в источник, но не в
реку и не в искусственный резервуар, отличный от миквы.
Этот закон действует в течение всего года, безотносительно к Песаху. Использованную посуду, которую в свое время не
окунули, также следует окунуть; если она требует также кашерования,
то следует сначала прокашеровать ее, а затем окунуть.
Нужно проверить
весь дом (у кого есть - и автомобиль), чтобы в нем не осталось хамеца к Песаху. Проверке
подлежат все те места, в которые хамец мог попасть в
течение года. Внимание - в особенности в домах, где есть или бывают
маленькие дети, хамец мог попасть в самые неожиданные
места! (В частности, среди игрушек, в портфелях, в карманах и т.п.) Начать
проверку следует заблаговременно, чтобы успеть проверить весь дом. Последняя
проверка устраивается в ночь, предшествующую ночи Пасхального седера после выхода звезд. Перед этой проверкой говорят
благословение:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hА-ОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ БИУР ХАМЕЦ
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ
ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ УНИЧТОЖАТЬ ХАМЕЦ.
Проверку
следует производить при свете свечи. В местах, где неудобно или опасно
пользоваться свечой, можно пользоваться электрическим фонарем. После проверки
следует сказать (тот, кто не понимает по-арамейски,
пусть скажет по-русски):
КОЛЬ ХАМИРА ВА-ХАМИА ДЕ-ИКА БИРШУТИ ДЕ-ЛА ХАМИТЕ У-ДЕ-ЛА БИАРТЕ ЛИБАТЕЛЬ ВЕ-ЛЕhЕВЕ hЕФКЕР КЕ-АФРА ДЕ-АР'A.
ВЕСЬ ХАМЕЦ И ЗАКВАСКА, НАХОДЯЩИЕСЯ В МОЕМ
ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НЕ НАШЕЛ И НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ СЧИТАЮТСЯ УПРАЗДНЕННЫМИ И
НИКОМУ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ, ПОДОБНЫМИ ПРАХУ ЗЕМЛИ.
Тот, кто искал хамец и ничего не нашел, также выполнил заповедь. Весь
найденный хамец, подлежащий сожжению, а также
оставленный на завтрак следующнго дня, следует
спрятать в недоступном для детей месте.
В канун Песаха разрешается есть хамец только в течение первой трети дня. О точном времени
следует справиться в календаре. После окончания времени, когда можно есть хамец, в течение еще одного часа можно продавать его неевреям и/или сжигать. После сжигания хамеца
следует сказать (тот, кто не понимает по-арамейски,
пусть скажет по-русски):
КОЛЬ ХАМИРА ВА-ХАМИА ДЕ-ИКА БИРШУТИ ДА-ХАМИТЕ У-ДЕ-ЛА ХАМИТЕ ДЕ-ВИАРТЕ У-ДЕ-ЛА БИАРТЕ ЛИБАТЕЛЬ ВЕ-ЛЕhЕВЕ hЕФКЕР КЕ-АФРА ДЕ-АР'A.
ВЕСЬ ХАМЕЦ И ЗАКВАСКА,
НАХОДЯЩИЕСЯ В МОЕМ ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НАШЕЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ НАШЕЛ, КОТОРЫЕ Я
УНИЧТОЖИЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ СЧИТАЮТСЯ УПРАЗДНЕННЫМИ И НИКОМУ НЕ
ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ, ПОДОБНЫМИ ПРАХУ ЗЕМЛИ.
К концу
вышеозначенного часа (т.е. примерно к 11 часам) никакого хамеца
не должно остаться в еврейском владении. Хамец,
найденный после этого, уже нельзя продавать, и он подлежит немедленному
уничтожению.
С
утра в канун Песаха и до Пасхального седера нельзя есть мацу, однако можно есть вареные (но не
печеные) изделия из мацовой муки. В последнюю четверть
дня вовсе не едят мучных изделий, чтобы на седере
есть мацу с аппетитом.
Маца. Для правильного
исполнения каждого из трех связанных с мацой действий Седера
("маца", "корех"и
"афикоман") надо иметь как минимум 26 см3
мацы на каждого из присутствующих (несколько больше половины стандартных
квадратных листа). Следует пользоваться мацой, специально изготовленной для
исполнения заповедей Седера ("маца шмура"). За отсутствием таковой можно воспользоваться
любой кашерной на Песах мацой, за исключением "маца ашира" - "богатой мацы", замешанной на
соке вместо воды. Сверх минимального количества для соблюдения законов, на Седере может использоваться любая кашерная
на Песах маца.
Вино. Каждый присутствующий
должен в течение Седера выпить четыре бокала вина или
виноградного сока (разумеется, кашерного на Песах). Стакан должен вмещать не менее 86 см3,
и нужно каждый из четырех раз выпивать более половины этого количества.
Марор. Марор -
это горькая зелень, вкус которой напоминает нам о горечи рабства. Лучший марор - кресс-салат или другой горький салат; на вкус
он сначала кажется сладким, а потом горьким, и таким же было для нас рабство в Египте.
Если нет салата, можно использовать хрен. Хрен рекомендуется предварительно
натереть, чтобы он был не таким острым. Марор должен
быть свежим (не консервированным). Нужно внимательно проверить салат, чтобы в
нем не было насекомых. В Израиле рекомендуется использовать только салат из Гуш-Катифа, в котором не бывает насекомых и который не
требует проверки.
Если не удалось
раздобыть подходящий марор,
можно использовать не только горький салат или хрен, но и любую другую горькую
зелень.
Поднос для Седера. Этот поднос ставят на
праздничный стол возле главы Седера. На нем
располагают шесть тарелочек, в которые кладут:
а) "Зроа" - кусочек кашерного
жареного мяса на косточке, символизирующий Пасхальную жертву; во время Седера его не едят, но можно съесть на следующий день.
(Если не удалось найти кашерного мяса, то лучше
оставить эту тарелку пустой.)
б) "Бейца" - крутое яйцо. Оно символизирует на
Пасхальном столе праздничную жертву -"хагига".
в) "Карпас" - любой из овощей, например, морковь или
картошка, нарезанный на кусочки для всех участников седера.
г) "Марор" - о нем уже говорилось выше.
(Если у вас
много гостей, то необязательно, чтобы весь марор и
весь карпас находились на подносе одновременно.)
д) "Хазерет" - мелко нарезанный марор
для "корех" .
Обычно хазерет приготовляют из тертого хрена.
е) "Харосет" - пюре из яблок, вина и толченых орехов.
Харосет служит напоминанием о глине, из которой наши
предки делали кирпичи в Египте. В харосет обмакивают марор.
Свечи. Нужно не менее двух
свечей, которые перед началом Седера зажигает хозяйка
дома.
Основные
заповеди и обычаи Седера:
Нельзя начинать
Седер раньше выхода звезд (в отличие от Субботы и
других праздников), однако стоит заранее накрыть стол и подготовить все
необходимое.
В отличие от
Субботы, можно зажигать свечи и после захода солнца, однако в этом случае
только от уже зажженного огня. На зажигание говорят два благословения:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hА-ОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕhАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ЙОМ ТОВ
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ
ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ
ПРАЗДНИЧНУЮ СВЕЧУ.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hА-ОЛАМ ШЕhЕХЕЯНУ ВЕКИЙМАНУ ВЕhИГИАНУ ЛАЗМАН hАЗЕ
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ
ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРЫЙ ДАЛ НАМ ЖИТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ, И ДОЙТИ ДО СЕГО ВРЕМЕНИ.
Дети - главные
участники Седера! Тора несколько раз подчеркивает,
что рассказ о выходе из Египта предназначен в первую очередь для детей. Для
того, чтобы дети не заснули и не устали, стоит уложить
их спать днем, а во время Седера, в особенности во
время самого рассказа - дать им орехов или другой еды.
Тот, кто
прочитал текст hагады,
ничего в нем не поняв - не выполнил заповеди! Пользуйтесь изданием hагады с переводом на русский
язык.
Последнее, что
едят на Седере - это афикоман
(не менее 26 см3 мацы). После афикомана
ничего не едят, но пьют третий и четвертый бокалы. После четвертого бокала не
пьют ничего, кроме воды.
Следует съесть афикоман до астрономической полуночи (около часу ночи по
летнему времени).
Если канун Песаха приходится на Субботу, то проверку хамеца делают на сутки раньше, чем обычно, т.е. в ночь с
четверга на пятницу. Сжигать хамец следует в пятницу
в течение первых 5/12 дня. В отличие от других лет, после окончания времени
сжигания хамеца можно оставить немного хамеца, чтобы есть его в пятницу и в Субботу, вплоть до
конца первой трети дня Субботы. Тот, кто оставляет хамец
после его сжигания с намерением съесть его, должен подождать с аннулированием хамеца до тех пор, пока он его доест. В любом случае
необходимо аннулировать хамец до того же часа в
Субботу, до которого его следует сжечь в пятницу. Следует оставлять лишь
минимально необходимое количество хамеца, чтобы
съесть его до конца.
Всю подготовку
к Песаху, включая смену посуды, следует закончить до
Субботы. Весьма рекомендуется всю субботнюю еду иметь в пасхальной или
одноразовой посуде. Если какая-то субботняя еда находится в обычной (хамецовой) посуде, ее надо доесть до конца времени, когда
можно есть хамец, после чего тщательно помыть и
убрать.
В Субботу –
канун Песаха, как и в любую другую Субботу, нужно
устроить три субботние трапезы. Обсудим каждую из них по отдельности.
На первую
(вечернюю) трапезу нужны два целых хлеба. Возможные варианты:
1)
Обычный хлеб (хамец). Следует взять такой сорт хлеба,
который по возможности меньше крошится, например питы.
Важно проследить, чтобы хамец не попал на пасхальную
посуду и не испортил ее (то же самое относится и к любой другой некашерной на Песах еде – поэтому
гораздо проще, чтобы ее, за исключением быть может
хлеба, не было вовсе). Рекомендуется начать трапезу с хлеба, на одноразовой
скатерти. После того, как все доели хлеб, следует подмести, вытряхнуть крошки
со скатерти и со стола в унитаз, выбросить скатерть, прополоскать рот от
остатков хлеба, и подать остальную еду. У кого есть возможность и если
позволяет погода, имеет смысл сделать кидуш и начать трапезу
на открытом воздухе и перейти в дом после того, как кончили
есть хамец. В этом случае нужно иметь в виду смену
места с самого начала трапезы (с кидуша и
благословения на хлеб).
2)
Маца. По части мнений запрет есть хамец
в канун Песаха начинается только с утра, а в
ночь на 14 Нисана еще можно есть мацу. В этом случае вся трапеза может быть кашерной на Песах.
3)
Те, кто не едят мацу в ночь на 14 Нисана, и хотят избежать сложностей,
связанных с хамецом, могут воспользоваться «богатой
мацой» (מצה
עשירה). Это маца, замешанная на жидкости
отличной от воды (фруктовый сок, вино, яйца). Такая маца не годится для
исполнения заповедей пасхального Седера, и поэтому на
нее не распространяется запрет есть мацу в канун Песаха. У ашкеназим, однако,
принято не есть «богатую мацу» в Песах, поэтому
следует закончить ее есть до того же времени, когда прекращают
есть хамец. Желательно, чтобы «богатая маца» и ее
крошки не попали в пасхальную посуду.
На вторую
(утреннюю) трапезу тоже нужны два целых хлеба, при этом мацу есть уже нельзя.
Остаются два варианта:
1)
Обычный хлеб (хамец). Нужно соблюдать все те же
предосторожности, что и вечером, и закончить есть хлеб до конца первой трети
дня. Необходимо выбросить все оставшиеся крошки и остатки хамеца
в унитаз, а одноразовую посуду, скатерти и т.п. в уличный мусорный бак и под
конец аннулировать хамец до конца первых 5/12 дня.
После этого времени хамец становится «мукце» (т.е. его не трогают с места), и его уже нельзя
аннулировать. Кашерную на Песах
еду можно продолжать есть и дальше.
2)
«Богатая маца». Следует закончить есть «богатую мацу»
в тот же час, что и в предыдущем случае.
Чтобы было
достаточно времени для утренней трапезы, утренняя молитва в эту Субботу
начинается гораздо раньше обычного.
Третью трапезу
в другие Субботы делают во второй половине дня на двух хлебах. В эту Субботу во
второй половине дня уже нельзя есть хамец, не принято
есть «богатую мацу», и еще нельзя есть обычную мацу. Поэтому, в виде
исключения, устраивают третью трапезу без хлеба – фрукты, овощи, молочное или
мясное и т.п. (все кашерное на Песах).
Некоторые употребляют вареные изделия из мацы или мацовой
муки, например кнейделах (мацовые
шарики). Чтобы был аппетит на Седер, третью трапезу
устраивают рано – как правило, молятся минху через
полчаса после полудня, и сразу после этого начинают третью трапезу. В последнюю
четверть дня не едят ничего содержащего мацу и мацовую
муку. Прочую еду есть можно, но если есть, то немного, чтобы сохранить аппетит
к Седеру.
В Субботу
нельзя заниматься никакими приготовлениями к Седеру
вплоть до исхода Субботы.
Праздничные
свечи зажигают не раньше исхода Субботы. Поскольку в праздник можно зажигать
огонь только от уже имеющегося огня, следует перед Субботой зажечь суточную
свечу.
Как и в любой
праздник на исходе Субботы, hавдала
совмещается с кидушем (на Седере
– он же первый из четырех бокалов). Все необходимые благословения написаны в Пасхальной hагаде. Свечи,
используемые для hавдалы,
как и любые другие свечи, нельзя гасить.