ВВЕДЕНИЕ

Книга «Практика иудаизма» – это ответ на вопросы, которые задают себе люди, принадлежащие к самым разным кругам израильского общества: «Кто мы такие? В чем выражается наше еврейство? К чему это нас обязывает? Что такое Галаха и что она означает на практике, в нашей повседневной жизни? На каком фундаменте – идейном и мировоззренческом – она основана?»

Подобные вопросы приходится слышать сегодня чаще, чем когда бы то ни было, – буквально со всех сторон. Многие, очень многие, и особенно молодежь, уже не принимают свою принадлежность к еврейству как данность. Они стремятся узнать, каково происхождение их народа, где тот источник, который питает само существование еврейского народа и их самих.

Сотни раз я наталкивался на эти вопросы, порожденные именно жаждой знания, – на лекциях, в радио- и телестудиях и в личных беседах. Похоже на то, что время, когда евреи стеснялись того факта, что они - евреи, безвозвратно ушло в прошлое. Сегодня евреи стыдятся своего невежества, и отсюда масса вопросов, которыми меня осыпают при каждой встрече: «Что такое молитва? Для чего нужны «тфилин»? Почему так важно носить «кипу»? В чем смысл «Кадиша»? Что сказано в «ктубе», которую читают под «хупой»? Почему нельзя зажигать свет в субботу? Почему в субботу нельзя поехать к морю? Почему Рош-Гашана отмечается два дня?»

Именно это страстное желание узнать, что такое иудаизм, сделало необходимым появление книги, которую можно было бы предложить чуткому читателю. Такая книга лежит сейчас перед вами. Она следует дневному расписанию жизни еврея, соблюдающего заповеди Торы (мицвот), – от утреннего пробуждения до того момента, когда он вечером ложится спать; она показывает, как еврей молится, как произносит благословения, как ведет себя в повседневной жизни – одевается, ест, пьет; в ней говорится о том, что такое кашрупг, что такое семейная жизнь согласно Торе, какие мицвот возможно исполнить только в Эрец-Исраэль (Стране Израиля)... Но вместе с тем книга проводит читателя и по всему еврейскому году: она рассказывает о днях, отличающихся особой святостью, – о субботе и еврейских праздниках, о памятных датах еврейского календаря.

Книга знакомит читателя с еврейским образом жизни, раскрывая ее внутренний смысл также и в том, что касается его личной, индивидуальной жизни. Это и радостные события – рождение ребенка, его «бар-мицва», свадьба, – и, не дай Б-г, печальные, – как, например, смерть близкого человека. Как вести себя при этом? Что конкретно следует делать? Каков внутренний смысл этих обычаев, как они возникли? И, наконец, в чем суть нашей веры, порождением – и в то же время зашитой – которой являются все эти традиции?

Эту жизненно важную задачу и призвана решить наша книга. Мы ставили своей целью раскрыть духовно-нравственную ценность нашего наследия именно со стороны практического исполнения заповедей Торы, обращаясь к поколению, в воспитании которого имеются столь досадные пробелы. Но и людям, не страдающим от недостатка знаний о иудаизме, она также будет полезной, так как обнажает корни мицвот и обычаев, которые нередко так и остаются сокрытыми.

Книга эта призвана удовлетворить возродившийся интерес к нашим первоисточникам. Пусть в основе этого интереса не всегда лежит вера, но во всяком случае без него невозможно понять феномен возрождения еврейского народа в наше время и тайну его существования в течение стольких столетий.

Эта книга, разумеется, ни в коей мере не претендует на то, чтобы заменить собой «Шулхан арух» или «сидур». Она – лишь дверь, ведущая к истокам иудаизма. Роль раввина – советчика и законоучителя – сохранится, без сомнения, до конца всех поколений. Эту роль не может взять на себя никакая книга, и уж тем более не может быть и речи о разрешении галахических проблем на основе того, что написано в этой книге. Единственный адрес для разрешения галахических трудностей – раввин, учитель, знающий наши законы.

Мы надеемся, что этой книге удастся «прорубить окно» в мир веры и Галахи – мир, основами которого был, есть и будет «Шулхан арух», труды галахических авторитетов и решения живущих ныне раввинов, указывающие путь еврейскому народу. Конечно, далеко не все богатство еврейской жизни отражено в нашей книге, но мы сознательно пошли на это, предпочитая сосредоточиться на тех вопросах, которые возникают в повседневной жизни. Мы не сомневаемся, что если интерес и желание познакомиться с миром иудаизма достаточно возрастут, найдут свое место и те темы, которые не затронуты в этой книге, и придет час для появления новой, в которой будет восполнено упущенное. Мы будем очень признательны тем читателям, которые пришлют нам свои замечания, исполняя то, что сказал царь Давид: «От всех, кто учил меня, набрался я разума».

И закончим цитатой из книги «Тана двей Элиягу» ловами, которые стояли перед нашими глазами во время написания этой книги:

«Когда приходится каждому человеку предстать перед своим Творцом, он слышит вопрос: Что ты сделал для того, чтобы не забылась Тора в Израиле?»

И мы скромно надеемся, что наша книга поможет найти ответ на этот вопрос, обращенный к каждому, аждому, кто принадлежит к народу Израиля.

Раввин Исраэль-Меир Лау

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Не учение – главное, а дело.
(Авот, гл. 1)
Изучение Торы выше деяний – ибо оно-то и приводит к ним человека.
(Бава кама, 17)

«Человек, рожденный женщиной, скуден днями – но скорбью пресыщен», – констатирует Ийов. За свою короткую, но полную переживаний жизнь человек, кажется, ни минуты не живет без того, чтобы его что-то не беспокоило, чтобы перед ним не стояли трудные проблемы, чтобы он не стремился к чему-либо, чтобы он не колебался, чтобы не жаловался на что-то... Если он обращается с молитвой к Вс-вышнему, то больше всего сосредотачивается на том, что сильнее всего задевает его сердце, что больше всего беспокоит его в эту минуту: заработок, положение в обществе, состояние здоровья, дети... И если слова Ийова верны в отношении любого человека, то насколько же больше относятся они к евреям – нет числа терниям, которые отравляют нам жизнь: тут и проблемы безопасности, и состояние экономики, и социальная пропасть... Проще спросить – что евреев не тревожит?

Удивительно, что как раз в той молитве, которую мы произносим каждое утро, есть строчка, которая, на первый взгляд, кажется совершенно выходящей из рамок нашей повседневной жизни с ее сложностями, трочка, читая которую молящийся не просит у Вс-вышнего ни денег, ни славы, ни успеха, ни материального благополучия, ни удовольствий, ни повышения по службе: «Отец наш, милостивый отец, милостивый! Сжалься над нами и вложи в наше сердце разум – чтобы мы поняли и постигли, услышали, научились и научили других, чтобы мы сохранили, исполнили и осуществили все учение Торы Твоей с любовью». Единственный смысл этой просьбы состоит в том, что мы молим Вс-вышнего: пожалуйста, дай нам сердечное понимание, необходимое для того, чтобы расширить круг наших знаний, чтобы приобрести мудрость, которая даст нам возможность обучать других и соединить все наши знания с практикой – с исполнением заповедей Торы так, как обязались наши предки, стоявшие у горы Синай: «Сначала будем исполнять, а потом -поймем». Но не насильно и не автоматически, как «мицву, заученную людьми», – но с доброй волей, с лю бовью, по свободному выбору!

Тора предназначена Вс-вышним для того, чтобы указать человеку его путь – куда ему следует идти и от чего следует удаляться. А Галаха – в переводе «направление» – указывает, в какую сторону надо идти, как именно следует нам построить свой образ жизни. Этим иудаизм отличается от других религий: иудаизм – религия действия, религия, подчиняющая себе весь образ жизни человека. А основа иудаизма – Танах (Священное Писание или Библия) – включает в себя пять видов литературы:

1. законодательство (Галаха),

2. пророчество,

3. поэзия (книги Тегилим, Шир гаширим, Эйха),

4. этика (книги Мишлей, Когелет),

5. проза (все повествовательные части Танаха).

Итак, в иудаизме теория неотделима от практики, пророчество гармонично переходит в свое осуществление, в претворение в действительность содержания, сущности, идеалов и ценностей, таящихся среди страниц Танаха. Иудаизм, таким образом, стоит на двух основах: идейно-мировоззренческой и действенной. Словно «тфилин» (о которых речь еще впереди), они состоят из двух частей: «тфилин», который возлагают на голову и который символизирует идейную сторону иудаизма, и «тфилин», который накладывают на руку и который символизирует практику иудаизма, выражающуюся в образе жизни еврея. Один никоим образом не отделим от другого, один не может существовать без другого – оба гармонически сливаются в высшее единство.

Практицизм иудаизма, побуждающий человека руководствоваться духовными ценностями буквально на каждом шагу своей жизни, сливая воедино возвышенную идею и прозу повседневной жизни, прекрасно выражается в трех изречениях, которые можно смело назвать краеугольным камнем всего многообразия Галахи:

1. «Представляю я Г-спода перед собою всегда» (Тегилим, 16) – квинтэссенция веры в единого Творца, «слава Которого наполняет всю землю», от взгляда Которого некуда спрятаться в сотворенном Им мире;

2. «Приготовься встретить Б-га твоего, Израиль!» (Амос, 4) – выражение готовности каждого, кто принадлежит к еврейскому народу, исполнять в своей повседневной жизни задачу, возложенную на него Вс-вышним;

3. «На всех путях твоих познавай Его» (Мишлей, 3) – отражение факта, что иудаизм творит жизнь не в пустом пространстве, но предписывает человеку освящать все то, что может представиться тривиальным, серым, рутинным, придавая ему содержание и высший смысл.

Все, что обязан делать еврей, исходя из этих трех принципов, он обязан делать практически уже в самый первый миг, с которого начинается его день, – в первый миг после пробуждения ото сна.