(9) "Благословенный год"
Законы из Шулхан арух hарав:
1. В следующем благословении следует произносить "РОСУ И ДОЖДЬ..." начиная с
вечерней молитвы на шестидесятый день после осеннего равноденствия (т.е. вечером
5 декабря в обычный год и 6 декабря в год високосный по солнечному календарю).
2. "РОСУ И ДОЖДЬ..." говорят последний раз в году в молитве "Минха" в канун
первого дня праздника Песах.
3. Если молящийся сказал "РОСУ И ДОЖДЬ..." после этого срока, ему следует
вернуться к началу благословения, независимо от того, заметил ли он свою ошибку
до или после завершения этого благословения.
4. Если молящийся пропустил зимой слова "РОСУ И ДОЖДЬ..." (или даже только слово
" ДОЖДЬ..."), то в том случае, когда ошибка была замечена до начала следующего
благословения — "ПРОТРУБИ В БОЛЬШОЙ ШОФАР...", ему следует произнести эти слова
сразу же по обнаружении ошибки. Если он заметил ее после того, как сказал
"ПРОТРУБИ В БОЛЬШОЙ ШОФАР...",, но до того, как закончил благословение "ВНИМАЮЩИЙ
МОЛИТВЕ" , то он должен произнести просьбу о ниспослании дождя и росы в этом
благословении. Если ошибка была замечена после того, как молящийся произнес
"ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ", но до того, как он приступил к следующему благословению
"ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО..." , ему следует произнести пропущенные слова
немедленно. Если молящийся заметил ошибку после того, как начал благословение
"ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО...", но до того, как произнес "ДА БУДУТ УГОДНЫ..." в
конце молитвы "БОГ МОЙ, УБЕРЕГИ...", — он должен вернуться к девятому
благословению "БЛАГОСЛОВИ ДЛЯ НАС...". Если он заметил свою ошибку еще позже,
ему следует повторить всю молитву "Шмонэ-эсре" заново.
Комментарии
Данное благословение говорит о том, что в мире нет случайности; то, что
кажется нам естественным порядком вещей — дождь, урожай, производство
материальных ценностей — на самом деле пронизано Божественным Управлением.
Поскольку это благословение — просьба о пропитании, то в него можно
вставить дополнительные просьбы о собственном заработке.
"БЛАГОСЛОВИ для НАС".
Текст благословения начинается с просьбы о хорошем урожае
"для нас", ибо, по выражению Талмуда, может случиться, что "виноград дал
плоды в достатке, но вино дорого"
"...ПОШЛИ РОСУ И ДОЖДЬ".
В отличие от 2-го благословения ("Могущество"), где
было восхваление Бога за влагу для посевов, в этом благословении
содержится просьба о даровании дождя, поэтому начинают
читать слова "пошли росу и дождь" только тогда, когда это
действительно актуально. В Земле Израиля просить о дожде начинают с 7-го числа
месяца Хешван, т. е. через 15 дней после окончания
Суккота — для того, чтобы все паломники, пришедшие в Храм на Праздник,
успели вернуться домой, пока дороги еще не размокли. В
Вавилоне, где находилась самая большая еврейская община
во времена Талмуда, начинали читать эту просьбу на 60-й
день "осеннего периода". В наше время все общины вне Земли Израиля следуют
вавилонской традиции, и, таким образом начинают читать просьбу о дожде вечером
4-го (в високосный год — 5-го) декабря по грегорианскому календарю.
Просьба о дожде — очень важная часть молитвы; дожди жизненно важны зимой
и, напротив, вредны летом. Поэтому, если просьба о дожде была прочитана
неправильно (т. е. пропущена в зимнее время или, наоборот, по ошибке
прочтена в летнее), то это считается серьезной ошибкой.
Если прочитал просьбу о дожде летом, то следует вернуться к началу благословения
и прочитать его правильно; если уже закончил "Амиду",
следует целиком повторить ее снова. (Под "окончанием Амиды" здесь и далее
понимается момент, когда отходят на три шага назад в конце
"Завершения молитвы Амида".) Если зимой прочел это благословение без
вставки "пошли росу и дождь", то можно вставить эти слова
в 16-е благословение ("Слышащий молитву"); если же заметил свою ошибку
после того, как прочел и его, следует вернуться назад к
данному благословению, прочесть его правильно, а дальше —все благословения по
порядку. Если заметил ошибку уже после того, как закончил
"Амиду", то следует прочесть ее снова целиком.
"ПОШЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
НА ЗЕМЛЮ":
чтобы никто ни в чем не испытывал недостатка, чтобы не было причин для зависти,
и, таким образом, сохранился мир (Эц Йосеф).
"ДОЖДЬ ДЛЯ БЛАГА":
благословенны дожди, которые мягко ложатся на землю и не
смывают плодородный слой. Благословенны дожди, которые идут вовремя, а лучше
всего Субботними ночами, т.к. в это время дожди никому не мешают.