(9) "Благословенный год"

Законы из
Шулхан арух hарав:

1. В следующем благословении следует произносить "РОСУ И ДОЖДЬ..." начиная с вечерней молитвы на шестидесятый день после осеннего равноденствия (т.е. вечером 5 декабря в обычный год и 6 декабря в год високосный по солнечному календарю).

2. "РОСУ И ДОЖДЬ..." говорят последний раз в году в молитве "Минха" в канун первого дня праздника Песах.

3. Если молящийся сказал "РОСУ И ДОЖДЬ..." после этого срока, ему следует вернуться к началу благословения, независимо от того, заметил ли он свою ошибку до или после завершения этого благословения.

4. Если молящийся пропустил зимой слова "РОСУ И ДОЖДЬ..." (или даже только слово " ДОЖДЬ..."), то в том случае, когда ошибка была замечена до начала следующего благословения "ПРОТРУБИ В БОЛЬШОЙ ШОФАР...", ему следует произнести эти слова сразу же по обнаружении ошибки. Если он заметил ее после того, как сказал "ПРОТРУБИ В БОЛЬШОЙ ШОФАР...",, но до того, как закончил благословение "ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ" , то он должен произнести просьбу о ниспослании дождя и росы в этом благословении. Если ошибка была замечена после того, как молящийся произнес "ВНИМАЮЩИЙ МОЛИТВЕ", но до того, как он приступил к следующему благословению "ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО..." , ему следует произнести пропущенные слова немедленно. Если молящийся заметил ошибку после того, как начал благословение "ОТНЕСИСЬ БЛАГОСКЛОННО...", но до того, как произнес "ДА БУДУТ УГОДНЫ..." в конце молитвы "БОГ МОЙ, УБЕРЕГИ...", он должен вернуться к девятому благословению "БЛАГОСЛОВИ ДЛЯ НАС...". Если он заметил свою ошибку еще позже, ему следует повторить всю молитву "Шмонэ-эсре" заново.

Комментарии

Данное благословение говорит о том, что в мире нет случайности; то, что кажется нам естественным порядком вещей дождь, урожай, производство материальных ценностей на самом деле пронизано Божественным Управлением. Поскольку это благословение просьба о пропитании, то в него можно вставить дополнительные просьбы о собственном заработке.

"БЛАГОСЛОВИ для НАС".
Текст благословения начинается с просьбы о хорошем урожае "для нас", ибо, по выражению Талмуда, может случиться, что "виноград дал плоды в достатке, но вино дорого"

"...ПОШЛИ РОСУ И ДОЖДЬ".
В отличие от 2-го благословения ("Могущество"), где было восхваление Бога за влагу для посевов, в этом благословении содержится просьба о даровании дождя, поэтому начинают читать слова "пошли росу и дождь" только тогда, когда это действительно актуально. В Земле Израиля просить о дожде начинают с 7-го числа месяца Хешван, т. е. через 15 дней после окончания Суккота для того, чтобы все паломники, пришедшие в Храм на Праздник, успели вернуться домой, пока дороги еще не размокли. В Вавилоне, где находилась самая большая еврейская община во времена Талмуда, начинали читать эту просьбу на 60-й день "осеннего периода". В наше время все общины вне Земли Израиля следуют вавилонской традиции, и, таким образом начинают читать просьбу о дожде вечером 4-го (в високосный год 5-го) декабря по грегорианскому календарю.
Просьба о дожде очень важная часть молитвы; дожди жизненно важны зимой и, напротив, вредны летом. Поэтому, если просьба о дожде была прочитана неправильно (т. е. пропущена в зимнее время или, наоборот, по ошибке прочтена в летнее), то это считается серьезной ошибкой. Если прочитал просьбу о дожде летом, то следует вернуться к началу благословения и прочитать его правильно; если уже закончил "Амиду", следует целиком повторить ее снова. (Под "окончанием Амиды" здесь и далее понимается момент, когда отходят на три шага назад в конце "Завершения молитвы Амида".) Если зимой прочел это благословение без вставки "пошли росу и дождь", то можно вставить эти слова в 16-е благословение ("Слышащий молитву"); если же заметил свою ошибку после того, как прочел и его, следует вернуться назад к данному благословению, прочесть его правильно, а дальше все благословения по порядку. Если заметил ошибку уже после того, как закончил "Амиду", то следует прочесть ее снова целиком.

ОШЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ":
чтобы никто ни в чем не испытывал недостатка, чтобы не было причин для зависти, и, таким образом, сохранился мир (Эц Йосеф).
"ДОЖДЬ ДЛЯ БЛАГА":
благословенны дожди, которые мягко ложатся на землю и не смывают плодородный слой. Благословенны дожди, которые идут вовремя, а лучше всего Субботними ночами, т.к. в это время дожди никому не мешают.