"И будет: когда придешь в ту страну, которую Г-сподь, Б-г твой дает
тебе в удел, и завладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из первинок всех
плодов той земли, которые ты будешь доставлять из всей страны, которую Г-сподь,
Б-r твой дает тебе, и положишь в корзину, и отправишься к месту, которое
изберет Г-сподь, Б-г твой, чтоб водворить Свое Имя там. И придешь к когену, который
будет в те дни, и скажешь ему: "Возвещаю сегодня я Г-споду, Б-гу твоему,
что пришел я в страну, о которой поклялся Господь нашим отцам отдать ее
нам!" И возьмет ту корзину коген из руки твоей, и опустит ее перед
жертвенником Г-спода, Б-га твоего. А ты возвысишь свой голос и скажешь перед
Г-сподом, Б-гом твоим: Арамеец-скиталец отец мой, сошел он в Египет с малой
горсткой людей пожить там и стал там великим народом, мощным и многочисленным.
И вредили нам египтяне, и мучили нас, и взвалили на нас непосильный труд. И
возопили мы к Г-споду, Б-гу наших отцов, и услышал Г-сподь голос наш, и увидел
бедствие наше, наш каторжный труд и притеснение наше; и вывел нас Г-сподь из
Египта мощною дланью, рукою могучей, ужас великий внушив, совершив знамения и
чудеса; и привел нас сюда, и отдал нам эту страну — землю, сочащуюся млеком и
медом. А теперь — вот, принес я первинки плодов той земли, которую Ты дал мне,
Г-сподь!" И опустишь корзину пред Г-сподом, Б-гом твоим, и падешь ниц
перед Г-сподом, Б-гом твоим; и будешь радоваться всему добру, которое дал тебе
и семье твоей Г-сподь, Б-г твой — ты, и левит, и пришелец, что живет в твоих
городах" (Дварим 26:1-11).
Этот отрывок из Торы учит, как исполняется заповедь о принесении первинок
урожая (бикурим), она упоминается вкратце также в книге "Шмот"
(23:19; 34:26): "Первинки урожая плодов земли твоей приноси в Храм
Г-спода, Б-га твоего", и так сказано первосвященнику Агарону (Бемидбар
18:13): "Первинки всего, что родит их земля, которые принесут они Г-споду,
будут твоими — всякий, кто чист, в доме твоем будет есть их".
Итак, бикурим — это плоды, выросшие на деревьях или на земле и
созревшие первыми, и заповедь Торы состоит в том, чтобы доставить их в Храм и
отдать когенам. Однако бикурим приносятся не от всех плодов, но
только лишь от семи видов, которыми славится Страна Израиля, как разъясняется в
этом трактате Мишны (1:3). Это: пшеница и ячмень, виноград, инжир, гранат,
маслины и финики (см. Дварим 8:8; на последнем месте в перечислении там сказано
"мед" — то есть мед, который приготовляют из фиников).
Бикурим относятся к заповедям, для исполнения которых ограничений нет
(см. Пеа 1:1), однако в Талмуде Йерушалми приводится барайта, из которой
следует, что мудрецы определили для бикурим часть урожая.
В принесении бикурим в Храм есть еще одна заповедь — заповедь "микра
бикурим" (то есть чтение отрывка о бикурим), как подробно
сказано в том отрывке из Торы, который был приведен выше: когда человек
приносит когену в Храм корзину с бикурим, прежде всего он
возносит благодарность Всевышнему: "ВОЗВЕЩАЮ СЕГОДНЯ Я Г-СПОДУ, Б-ГУ
ТВОЕМУ, ЧТО ПРИШЕЛ Я В СТРАНУ, О КОТОРОЙ ПОКЛЯЛСЯ Г-СПОДЬ НАШИМ ОТЦАМ ОТДАТЬ ее
НАМ!" То есть: тем самым, что он приносит в Храм бикурим, он
благодарит Всевышнего за то, что Он привел нас в эту страну. Затем тот, кто
принес бикурим, продолжает читать весь отрывок из Торы от слов
"Арамеец-скиталец отец мой..." до "А теперь — вот, принес я
первинки плодов той земли, которую Ты дал мне, Г-сподь". Этот отрывок
получил название "микра бикурим", или "ВИДУЙ (выражение
признательности за) бикурим" — то есть благодарственная молитва Всевышнему
за милости, оказанные нам: что Он вывел нас из Египта и отдал нам эту страну —
"землю, сочащуюся млеком и медом".
Тема этого трактата — подробное изложение законов, связанных с принесением бикурим.
Глава первая говорит о трех видах людей: 1) о тех, которые приносят бикурим
и читают соответствующий текст Торы, 2) которые приносят бикурим, но
не читают, 3) которые не приносят бикурим вообще.
В главе второй перечисляются моменты, общие для трумы, бикурим и второго
маасера, а также моменты, которыми они отличаются друг от друга. Попутно —
по ассоциации — приводятся законы о других явлениях, говорящие о сходстве и
различии между ними.
Глава третья начинается с описания отделения бикурим, а затем
описывается принесение их в Храм, которое производилось в чрезвычайно
торжественной, праздничной обстановке, при стечении множества людей. Во второй
своей половине эта глава сообщает дополнительные подробности законов о том же,
а также о чтении виду я, о количестве и внешнем виде приносимых в Храм бикурим.
В связи с вопросами, обсуждаемыми в главе второй, к этому трактату
прибавлена еще одна — четвертая — глава, основанная на Тосефте. В ней
обсуждается проблема андрогиноса (гермафродита), который в некоторых
отношениях — мужчина, в некоторых отношениях — женщина, а в некоторых
отношениях — ни мужчина, ни женщина. Большинство комментаторов, однако, обошли
своим вниманием эту главу, а во многих изданиях Мишны она вообще отсутствует.
Однако мы рассмотрим и эту главу, так как она включена в распорядок ежедневного
изучения Мишны.
О смысле заповеди бикурим "Сефер гахинух" пишет следующее:
"Одно из предназначений этой заповеди состоит в том, чтобы, исполняя ее,
мы вершиной нашего веселья сделали слово Всевышнего, чтобы мы помнили и
сознавали, что от Него (благословен Он!) исходят все благословения, которые
достаются нам в мире. Поэтому нам повелевается приносить служителям Храма
первинки плодов, выросших на деревьях и созревших раньше других, сопровождая
это торжественным заявлением о том, что мы помним, что эти плоды — так же, как
и любое другое благо — мы получаем от Него, что мы принимаем на себя Его власть
и благодарим Его за все это, чтобы стать достойными Его благословения, чтобы Он
благословил наш урожай".
Что же касается смысла заповеди микра бикурим, то "Сефер га-хинух" пишет: "Поскольку слова, произносимые нашими устами, имеют силу возбуждать нашу мысль и запечатлевать в сердце образ истины — то, когда Всевышний (благословен Он!) дарует нам благо, когда Он благословляет нас и нашу землю, и она рождает плоды, которые мы удостаиваемся принести в Храм нашего Б-га, нам подобает рассказывать о милостях, которые Он, благословенный, оказывает нам и всему народу Израиля, — чтобы зажечь наши сердца и пробудить нашу мысль о том, что все приходящее к нам, приходит от Господина вселенной. Поэтому тот, кто читает в Храме микра бикурим, начинает с нашего праотца Яакова, которого могучий Б-г спас от руки Лавана, и вспоминает о том, как угнетали нас египтяне, а Он, благословенный, спас нас от них, а затем, после славословий, просит Его о том, чтобы Он благословлял нас постоянно. И благодаря душевному подъему, который человек порождает в себе, прославляя Всевышнего за Его благо, он сам удостаивается благословения..."