Вчера в петербургской Синагоге отмечали важную дату хасидского календаря – 10 Швата. Этот день связан с двумя событиями: в 1950 году 10 Швата ушел из этого мира Шестой Любавический ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, а ровно через год его место занял зять, последний Любавический ребе Менахем-Мендел. Год, проведенный без ребе, стал для хасидов тяжким испытанием. Для большинства из них было очевидно, что это место по праву принадлежит Менахем-Менделу, несмотря на относительно молодой возраст (на тот момент ему было 49 лет). Рассказывают, что в первую годовщину смерти ребе Йосефа-Ицхака хасиды собрались, как принято, за столом на фарбренген. Менахем-Мендел цитировал учение ребе, много говорил о его наследии, но кто-то из старых хасидов сказал: «Нам нужен маамар!» Маамар (речение), в отличие от комментариев или размышлений, по хасидским представлениям, есть не плод человеческого ума, а нечто сравнимое с пророчеством. Маамар может произнести только ребе. Т.е., слова старого хасида «Нам нужен мамар» значили: «Нам нужен ребе!» Маамар был произнесен, и с этого самого дня ребе Менахем-Мендел стал Седьмым Любавическим ребе. «Ребе – означает голова, – сказал в своем выступлении на вечере в петербургской Синагоге раввин Певзнер. – Весь остальной народ Израиля – как тело. Если между головой и телом связь не нарушена, тело здорово. Каждый из нас должен быть связан с ребе». Еще раввин Певзнер рассказал, что, когда будущий ребе Менахем-Мендел возглавил образовательный центр Любавического движения, по роду своей работы ему приходилось встречаться с евреями, не всегда религиозными, а иногда и противопоставляющими себя религии. Он старался найти подход к каждому, но однажды у него возникло сомнение, правильно ли это. Ведь, быть может, эти люди подумают, что он поддерживает их отрицательное отношение к религии. Со своими сомнениями Менахем-Мендел обратился к тестю, ребе Йосефу-Ицхаку. Вместо ответа ребе Йосеф-Ицхак рассказал ему притчу: «Отец любит своих детей, если один из его детей болен – отец любит его еще больше. Болезнь отнимает жизненные силы, а любовь отца их добавляет. Так и еврей, не исполняющий заповеди Торы: жизненные силы, которые дают заповеди, не поступают к нему. Он нуждается в твоей любви еще больше чем самый преданный хасид». «Связь с ребе и преданность его учению может вытащить из любого болота, – сказал гость застолья в петербургской Синагоге рав Ганзбург. – Как человек, тонущий в болоте: если потянуть за голову, вытянешь все тело». Каждый из собравшихся тут же задумался о своем собственном «болоте». А потом запели хасидские мелодии. |