а также важнейшим для скандинавского общества принципом равенства полов: 5 лет назад в Дании было запрещено насильственное обрезание девушек. Теперь процедура, которую осуществляют на 8-й день после рождения мальчика, может стать преступлением, если «уравнительный» законопроект будет принят. Бент Лекснер, главный раввин датской еврейской общины, насчитывающей 7000 человек, заявил, что, если обрезание будет запрещено, евреям придется покинуть страну, где они живут уже сотни лет. На протяжении веков Дания дружественно относилась к местной еврейской общине, а во время Второй Мировой войны 99% евреев, благодаря своевременной эвакуации, смогли избежать ужасов Холокоста. Дискриминация по религии и полу на Иерусалимском кинофестивале. На фестивале еврейского кино в Иерусалиме, который пройдет с 13 по 19 декабря в Иерусалимской Синематеке, снята с показа картина «Свет для серых башень» – фильм о еврейской девочке из России, которую разлучили с семьей, отдали в приют и запрещают исповедовать свою религию. Режиссер картины, ортодоксальная иудейка Робин Гарбоуз, обратилась к организаторам фестиваля провести показ только «для женщин», так как в фильме присутствует женское пение, которое, по Галахе, запрещено слушать мужчинам. Организаторы светского кинофестиваля отказались «закрывать» просмотр, объяснив это так: «Мы не может пойти на явную дискриминацию одного из полов» и предложили Гарбоуз провести отдельные показы для мужчин и женщин. Гарбоуз, которая двадцать лет назад начала во всем следовать ультраортодоксальным правилам и сейчас работает в Коль Нешама – ортодоксальной школе искусств для женщин в США, отвергла это предложение в письме совету Иерусалимского кинофестиваля. «Вы признаете еврейское искусство из религиозной среды, только если оно соответствует светским стандартам» – возмущенно отметила она. Иудаизм – игре в футбол не помеха. В ноябре в Израиле открылся сезон Лиги американского футбола. Уже третий год участие в состязаниях принимают и женские команды, где большая часть игроков — многодетные матери, одетые в длинные юбки. Впрочем, необычная форма не мешает им выигрывать у израильских школьниц, бегающих по полю в шортах. Американский футбол стал очень популярен среди женщин из ортодоксальных общин после того, как 6 лет назад тренер Йона Мишан организовал первую женскую команду. Игры не проводятся в шаббат, игроки могут выбирать любую форму одежды для игры и не бояться посторонних взглядов: матчи проходят за закрытыми дверями. «Я ношу юбку и платок, соблюдаю все законы Галахи, но при этом занимаюсь спортом и отлично провожу время. Мой муж меня в этом поддерживает», – поделилась с израильской газетой «Гаарец» 33-летняя Ализа Зусман, мать четверых детей и игрок команды «Матери Моди'ин». Сейчас женская лига американского футбола признана Ассоциацией неолимпийского спорта Израиля и занимает четвертое место в мировом рейтинге. В Польше вспоминают жертв Варшавского гетто. На прошлой неделе в Польше прошли церемонии, посвященные памяти погибших в период Холокоста и приуроченные к трагической годовщине 16 ноября 1940 г., когда на территории Варшавы, крупнейшего «еврейского» города Европы полмиллиона евреев оказались за колючей проволокой нацистского гетто. В понедельник президент Польши Лех Качиньский вручил награды 70 польским гражданам, в том числе и посмертно, за спасение евреев в период нацистской оккупации. Польша была единственной оккупированной территорией, где за укрывательство евреев казнили всю семью. Посмертно была награждена Ирена Гут-Опдайк, скончавшаяся в 2003 г. История женщины, спасшей 12 евреев в подвале дома офицера СС, легла в основу Бродвейского мюзикла, который будет показан в следующем году. На той же неделе, благодаря совместным усилиям Института еврейской истории, министерства культуры Польши и мэрии Варшавы, в польской столице появилась «мемориальная тропа» – комплекс из 21 мемориальных досок с фотографиями тех, кто погиб от голода, был увезен в концентрационный лагерь Треблинка или пал во время Варшавского восстания. «Мемориальная тропа» была установлена там, где почти 70 лет назад проходила колючая проволока гетто. При этом, по сообщениям Фонда сохранения еврейского наследия в Польше, в стране исчезают и разрушаются памятники еврейской истории, синагоги, еврейские кладбища и общинные дома – как из-за недостатка средств, так и из-за попустительства местных властей, которые разрешают снос кладбищ, чтобы разбить на их территории парки или даже сельскохозяйственные комплексы. Впрочем, на средства правительства Норвегии, выделившего около 500 000 евро, восстанавливается старая синагога в городе Замош – на родине Розы Люксембург и писателя Исаака Переца. |