ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Леонид Райхлин. Слово о Михоэлсе

Леонид Райхлин                Слово о Михоэлсе

«Евреи обычно
не отмечают дни рождения, они от-мечают дни смер-ти»
   Менделе-Мойхер Сфорим 

13 января 1948 г. был убит великий артист русского и еврейского дра-матического театров Соломон Михайлович Михоэлс. В память об этом трагическом

событии в Синагоге прошла лекция, посвященная жизни и творчеству человека, который изменил еврейский и театральный мир. Лекция прошлав необычном для традиционных стен синагоги мультимедийном формате, с показом малоизвестных кинодокументов. Вела ее Светлана Мурза – театровед и специалист по творчеству Михоэлса. Несмотря на поздний вечер – лекция началась в 20.00, – помещение библиотеки, где проходила лекция, было заполнено до отказа. Но никто не обращал внимания на неудобства – ярко, экспрессивно, вкладывая душу в свое повествование, Светлана рассказала присутствующим о том, что за актер был Михоэлс. Он был очень необычным, как для своего, так и для нашего времени артистом: Михоэлс считал, что главное в жизни – это познание, и «актер – самый тонкий инструмент для познания». Следуя этому принципу, он так глубоко проник в самую сущность произведений Шекспира, что после его «Короля Лира», знаменитый английский трагик Гордон Крэг воскликнул: «Со времен моего учителя великого Ирвинга я не запомню такого актерского исполнения, которое потрясло бы меня так глубоко до основания, как Михоэлс своим исполнением Лира. Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».
Но у Михоэлса не получалось сосредоточиться только на своем театральном творчестве. Хотя вся его деятельность была так или иначе связана с театром, он успевал делать для своего народа множество самых разных – больших и малых дел.
Его биографию можно было бы начать так:
«В 1890 г., в марте, в праздник Пурим, в обычной еврейской семье, в доме латвийского лесопромышленника из черты оседлости родился мальчик. Назвали его Шлёма Вовси. Вовси была фамилия его отца, имя же взяли из Торы. Мальчик жил в родительском доме, доме патриархальном, строгом, религиозном. С детства Шлёма проявлял театральные способности – уже в 9 лет им была написана и сыграна пьеса на идише…. Но отец был непреклонен – сперва хедер, потом нужная профессия – коммерсант или юрист. До 13 лет, до окончания хедера – никакой русской литературы или языка – только Тора, Талмуд, Шульхан Арух…..».
И это все про него – про Михоэлса! Но его еврейская биография на этом не кончается – женится Шлёма на рижской еврейке Саре Кантор, дочери рижского раввина – доктора философии, и уже вместе с ней и ее сестрой он переезжает в Петербург. И хотя он с детства участвует в любительских представлениях, сочиняет пьески и декламирует, серьезных мыслей о театре еще не было.
«...Эти мечтания о театре я прятал глубоко — я считал, что не обладаю достаточными способностями, чтобы посвятить себя актерской деятельности. Кроме того, мои родители отнеслись бы к подобному решению отрицательно: в среде, к которой принадлежала моя семья, профессия актера считалась зазорной. Это заставило меня скрывать свои мечты, тем более я был уверен, что ничего реального из этого не выйдет. Я начал серьезно готовиться к совершенно другой профессии — меня интересовала политическая адвокатура. Я воображал себя юристом, с героическими усилиями защищающим какого-то человека... и добивающимся его освобождения из-под стражи». Руководствуясь этими мечтами, Шлёма Вовси поступает на юридический факультет СПбГУ, - в то время, в 1915 г., уже не было процентной нормы для евреев. Поработать по специальности не удалось – сперва не было заказов, никто не хотел, чтобы его защищал адвокат без опыта. А затем в 1918 г. практически случайно он узнает об открытии в Петрограде еврейской театральной студии и поступает в нее. Выглядел Шлема совсем не драматическим героем, да и вообще никаким героем он не выглядел - «низкорослый, худощавый, на редкость некрасивый, с отвисающей нижней губой и приплюснутым, хотя и с горбинкой носом, с уже редеющими на высоком лбу волосами и торчащими на висках вихрами, с живым, но точно бы искусственно погашенным взглядом». Хоть театр и был еврейским, Шлема все же решил выступать не под своей фамилией, а под псевдонимом. Имя тоже было решено немного изменить – в более благозвучную сторону. После недолгих раздумий, было решено в качестве псевдонима, взять имя отца. Так на театральных подмостках революционного Петрограда появился новый актер – Соломон Михоэлс!
Затем был переезд с театром в новую столицу – Москву. На новом месте, в первые годы театр жил словно бы «одной семьей», как писал Михоэлс. «Актеры были молоды, семьями еще не обзавелись, и каждый занимал по одной комнате. Комнат этих в длинном коридоре было двенадцать. Коридор переходил в нескладную переднюю, ведущую в большую и грязную кухню. За кухней прятался маленький коридорчик, по одной стороне которого следовали три похожие на каюты, узкие комнатушки. Эта-то квартирка за кухней, предназначавшаяся, по всей вероятности, для прислуги бывшего владельца дома, и стала на долгие годы – до 1939 г. домом родителей» (из воспоминаний дочери актера Н.С. Вовси-Михоэлс). Но Михоэлса это не волновало – «ко всему надо относиться с юмором», считал Соломон Михайлович. Иначе и невозможно было в том хаосе, что творился в этой многонаселенной актерской квартире.
«В период становления театра почти у всех актеров уже были дети, и длиннющий темный коридор квартиры постоянно сотрясал детский рев. Ванная комната была одна на всех, и каждый день на ее облупившихся дверях вывешивалось объявление: «Сегодня с шести до семи купается Адик Штейман. С семи до восьми Толик Шидло» и так далее.
Но случалось, что купание совпадало с периодом распределения ролей, а оно (распределение) не всегда оправдывало надежды исполнителей. Тогда в отведенное для Алика время, едва его, толстенького и ревущего, погружали в обшарпанную ванну, туда врывалась жена Шидло и, швырнув своего Толика в мыльную воду, принималась вытаскивать из нее мокрого скользкого Адика. Дамы, перепутав детей, хватали их как придется. Адик и Толик орали что есть мочи" ( из воспоминаний дочери актера Н.С. Вовси-Михоэлс).
В Москву Михоэлс переехал, уже имея жену, с которой он познакомился в Риге, и 2-х дочерей. Несмотря на «негероическую», непремьерскую внешность, Михоэлс не испытывал недостатка в женском внимании. По воспоминаниям его дочери, «тонкость и глубина личности, обаяние и талант актера привлекали к Михоэлсу внимание не только крупнейших деятелей искусства того времени, но и многих женщин, жаждавших купаться в лучах его славы». У него появляется любовница. Но и с женой расстаться нет сил, поэтому хоть Михоэлс и съезжает от семьи, но чтобы не расставаться с дочерьми, он селится в соседнем доме! Такая жизнь длилась с 1925 по 1932 годы. Как раз в 1925 г., в год, когда он начал жить на две семьи, Михоэлс играет главную роль в спектакле «Ночь на старом рынке», про который Зигмунд Фрейд сказал: «Ничего лучше я не видел!».

В 1932-м году Михоэлс переживает личную трагедию. С разрывом всего в несколько месяцев обе женщины умирают. Из глубокой депрессии актера выводит только работа над «Королем Лиром». Трагедия Шекспира о крушении человеческого мировоззрения почти абсолютно совпала с состоянием Михоэлса. Спектакль имел грандиозный успех. После «Короля Лира» и в связи с 15-летием театра Михоэлс получает звание народного артиста. И этот творческий взлет добавляет ему общественных обязанностей. Как глава Антифашисткого комитета, в составе представительной делегации творческой интеллигенции он ездил в США, Канаду и Великобританию собирать деньги на помощь советской армии. Было собрано несколько миллионов долларов – в переводе на цены нашего времени, это были бы сотни миллионов! Выступления Михоэлса перед американскими евреями собирали до пятидесяти тысяч зрителей. На одном из митингов, когда сцена, под напором устремившейся к ней многотысячной толпы, сломалась, Михоэлс повредил ногу.

После триумфального возращения в Москву популярность Соломона Михайловича достигла небывалых высот, его узнавали на улице к нему шли с проблемами, к нему обращались переселенцы. Про него говорили – «еврей Советского Союза». В 1944 году он подписывает обращение к правительству о создании в Крыму еврейской автономии. Он поддерживает решение ООН о создании государства Израиль даже тогда, когда внешняя политика СССР на Ближнем Востоке изменилась. Возглавляемый им Еврейский Антифашистский комитет становится организацией, к которой обращены надежды советских евреев. Деятельность Михоэлса, а главное, его небывалая популярность, мешали Сталину. Планировалась компания против космополитов, что в те годы означало – против евреев, и Михоэлс мог этому помешать.
В январе 1948 года Михоэлса послали в Минск, якобы за тем, чтобы отобрать лучшие спектакли для присуждения Сталинской премии. Утром 13 января его нашли убитым в глухом переулке. Рядом с ним лежал его спутник - театровед Голубов-Потапов. Дело было представлено как несчастный случай. Якобы они попали под грузовик... Но переулок был слишком узким для грузовика. На теле Михоэлса нашли следы пулевых ранений. Расследования проведено не было. Еврейский комитет был распущен, Государственный еврейский театр – закрыт, а через несколько месяцев начались судебные дела против националистов, агентов Джойнта, космополитов, врачей-убийц…
Так закончилась жизнь «обычного» еврея из черты оседлости: еврея перевернувшего представления литературоведов о Шекспире; еврея, создавшего театр на идише с нуля; еврея, жизнь которого стала частью истории сталинского времени.

    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї