Семинар в Большой Хоральной Синагоге |
На днях в Синагоге прошел семинар, посвященный национальным Катастрофам еврейского народа. Вели семинар руководитель информационного отдела еврейской общины Мойше Трескунов, историк Валерий Столов и лектор из Израиля Леонид Ольман. Изначально тема встречи была заявлена «ЕВРЕИ И ИУДАИЗМ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ», но прямо во время лекции было решено сузить ее до национальных рамок, т.е. рассматривать трагедии еврейского народа не в мировом масштабе, на что не хватило бы одного вечера,а исключительно с точки зрения того |
влияния, которое они оказали на еврейскую историю и самосознание. Но это нисколько не помешало пришедшим на семинар, несмотря на мороз и темный вечер, насладиться этой встречей, во время которой ведущий – г-н Трескунов рассказал о том, как разрушение Второго Храма повлияло на иудаизм, г-н Столов дал развернутый исторический комментарий относительно всех трех тем, которые рассматривались на семинаре – Разрушение Второго Храма, Хмельнитчина (восстание Богдана Хмельницкого на Украине в 17 в.) и Холокост (II Мировая Война), а Леонид Ольман прочитал небольшую интерактивную лекцию о том, как в историческом еврейском сознании воспринимались события Хмельнитчины и Холокоста.
Хочется отметить несколько моментов лекции, которые мне запомнились:
Хочется отметить несколько моментов лекции, которые мне запомнились: Моше Трескунов рассказал, что, оказывается, еще за 40 лет до разрушения Второго Храма в Храме прекратилось чудо, связанное с храмовым светильником – Менорой: в Меноре имелось 7 чашечек, куда заливали масло; порядок наполнения чашечек маслом не менялся десятилетиями… При этом первая чашечка, куда заливали масло и которую зажигали первой, всегда гасла последней, хотя во все семь емкостей наливалось одинаковое количество масла! За 40 лет до разрушения Храма первая чашечка стала, как и положено по законам природы, гаснуть первой…
Мне понравилась мысль г-на Столова, который сказал, что лично ему кажется предосудительной имеющаяся в ряде стран (Франции, Австрии, Германии…) цензура на любые отличные от генеральной линии мнения про Холокост. Взять хотя бы пример г-на Ирвинга, посаженного в тюрьму не за отрицание Холокоста, а за высказывание о том, что Гитлер до 1943 г. не знал, какими методами проводится в жизнь «окончательное решение еврейского вопроса».
Но больше всего меня поразил Леонид Ольман – давно я не встречал в Петербурге таких оригинальных и ярких лекторов! Очень интересной показалась мысль, что восприятие события как катастрофы зависит не от реальных масштабов произошедшего, а от того, как оно воспринимается историками. Лектор привел пример с неизвестными большинству присутствующих на лекции фактами относительно выселения из прифронтовой полосы евреев во время отступления русских войск в период 1915-1916 годов, когда умерли от разных причин ДЕСЯТКИ тысяч евреев, а социальная жизнь белорусских и украинских общин была уничтожена полностью. Но поскольку в то время это не было воспринято как трагедия, а потом, в ходе гражданской войны были уничтожены большинство тех, кто мог бы эти события исторически осмыслить, нам эта трагедия, в отличие от Хмельнитчины, не известна… Хотя, как рассказал Леонид, трагедия времен Богдана Хмельницкого была названа трагедией лишь в середине 19 века, когда жизнь евреев была столь спокойной, что кровавые погромы стали восприниматься не как жизненная данность, а как катастрофа…
К сожалению, семинар закончился очень быстро, и много вопросов остались не освещенными, аудитории не хотелось отпускать всех трех замечательных лекторов, но было уже поздно….
Остается надеяться, что подобный семинар не будет последним и мы еще услышим новые и необычные точки зрения по всем аспектам еврейской истории! |