ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

История. Становление Израильского царства

Становление Израильского Царства

Как мы писали выше, тяготы и перипетии Периода Судей вплотную подвели представителей всех колен Израиля к мысли о необходимости централизованной власти. Около 1020 года д.н.э они обращаются с просьбой  к пророку  Шмуэлю с просьбой об избрании царя.

Мы помним, что отношение к проблеме царствования в Торе неоднозначно. С одной стороны, народ, избранный Всевышним, должен, по идее,  управляться непосредственно Им. Вариант – управление харизматическими лидерами, во время опасностей консолидирующими народ. Наиболее ярким примером такого лидерства могут служить Судьи Израиля (Шофтим),  о которых мы рассказывали ранее. Важно отметить, что лидеры такого типа, даже приняв всю полноту власти, никогда не стремились надолго удержать ее или закрепить ее за своими потомками (ярчайший пример – Гидон, отказавшийся от царства).

С другой стороны, уже в Хумаше обсуждается возможность избрания царя. И хотя институт монархии, с точки зрения Торы, – не более чем уступка обстоятельствам, вынуждающим евреев действовать наподобие «других народов», на основании ряда фрагментов из книги Дварим можно сделать вывод о том, что рано или поздно этот момент неизбежно наступит.

Критическое отношение к царской власти объясняется двойственным потенциалом, изначально заложенным в монархическом стиле правления. Мудрый правитель способен консолидировать народ, обеспечить и материальное благополучие нации, и ее высокий морально-нравственный уровень. Но ведь на троне может оказаться человек, не обладающий достаточными способностями, или, что еще опаснее, одолеваемый дурными страстями и наклонностями. Тогда монархия превращается в губительное для всего народа зло. Бездарные политические решения, коррупция и произвол, культурный и моральный упадок – все это очень быстро может привести народ к катастрофе.

Именно поэтому так остро стоял вопрос о выборе первого царя, будущего основателя династии. Таким правителем мог стать  только человек незаурядных качеств. И, как  нам сообщает текст, для его избрания были необходимы не только поддержка и доверие народа, но и указание Свыше, которое сделало бы помазание на царство окончательно легитимным.


Избрание Шауля царем

Шмуэль I , 8:21-22
(21) И выслушал Шемуэйл все слова народа, и пересказал их в слух Г-спода. (22) И сказал Г-сподь Шемуэйлу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Шемуэйл Исраэйльтянам: ступайте каждый в город свой.

Собственно, именно с этих слов начинается подробный и развернутый рассказ об избрании первого израильского царя.

Шмуэль I, 9:1-2
(1) И был муж из (удела) Бинйамина по имени Киш, сын Авиэйла, сына Церора, сына Бехората, сына Афиаха, сына одного Бинйаминянина, – муж доблестный. (2) А у него был сын, имя его Шауль, молодой и красивый; и не было никого из Исраэйльтян лучше его; высокорослый, на голову был он выше всего народа.

Далее текст нам рассказывает о том, как юноша Шауль вместе со своим слугой долго разыскивают сбежавших ослиц и в ходе этих поисков встречают Шмуэля. К тому времени Шмуэль уже удалился от дел и среди простого люда пользовался славой не столько пророка («нави»), сколько прозорливца («роэ»). Основная разница между этими двумя группами состояла в том, что пророчество – это не только мистическое состояние восприятия Откровения, но и, вместе с тем, выполнение определенной социальной миссии, направленной на улучшение морально-нравственного облика народа. Прозорливец же – это, скорее качество, навык, ко многому, в отличие от пророчества, своего владельца не обязывающий. Вот что о прозорливцах говорит текст:

Шмуэль I, 9:9
(9) Прежде в Исраэйле так говорил человек, когда шел вопрошать Б-га: давайте зайдем к прозорливцу, – ибо нынешний пророк назывался прежде прозорливцем.

«Прозорливцы» могли помогать людям решать их персональные проблемы и давать ответы на важные вопросы, пользуясь тем, что мы бы сейчас обозначили как «экстраординарные способности». Это не было применением какого-либо колдовства и магии – наоборот, как правило, прозорливцы были очень благочестивы и богобоязненны,  владели определенными духовными практиками и порой достигали поразительных результатов в их использовании. Многочисленные рассказы о чудесах, совершенных пророками, праведниками и известными мудрецами Торы намекают нам на возможность овладения такими способностями.
Как мы видим из текста Первой книги Шмуэля, к прозорливцу могли придти и с таким вопросом, как определение местонахождения пропавших ослиц (немалой, кстати, ценности скота по тем временам).


Шмуэль тем временем ждет будущего избранника:

Шмуэль I,  9:15-17
(15) А Г-сподь известил Шемуэйла за день до прихода Шауля, сказав: (16) Завтра к этому времени Я пришлю к тебе человека из земли Бинйаминовой; и помажешь ты его в правители народу Моему, Исраэйлю, и спасет он народ Мой от руки Пелиштимлян, ибо видел Я народ Мой, ибо вопль его дошел до Меня. (17) Когда Шемуэйл увидел Шауля, то Г-сподь сказал ему: вот тот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим.
 


Встреча, наконец, происходит, и Шмуэль осуществляет процедуру «помазания на царство»:

Шмуэль I, 10:1
(1) И взял Шемуэйл сосуд с елеем, и полил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, помазал тебя Г-сподь в правители удела Своего.

Назначение на царство, как мы видим, происходит путем некоей процедуры – помазания. Впервые в Танахе мы встречаемся с ней в Торе, когда речь ведется о помазании Аарона и коэнов, призванных служить в переносном святилище. В сходных выражениях текст говорит и о царе. Это совпадение не случайно: и коэны, и царь, являясь двумя разными ветвями власти и отправляя совершенно разные функции, вместе с тем похожи в одном: они являются представителями народа, причем народа, обладающего правом на общее Откровение, т.е. изначально равного. Помазание означает символическое подтверждение трехстороннего договора (между народом, Богом и помазанником), допускающего такое представительство. При этом не стоит отождествлять помазание в иудейском понимании с практиками инициации будущего властителя, принятыми почти у всех культур Древнего мира (такими, как ритуальные бои с живыми или потусторонними противниками, испытания физической выносливости или действия сексуального характера) и призванными показать – символически или вполне объективно –  способность царствовать. Помазание не является ни символической проверкой способностей к царствованию, ни ритуализированным их подтверждением. Это – подчеркнем еще раз –  знак доверия и знак договора. В нашем случае Шмуэль, как человек, способный понимать и транслировать волю Всевышнего, осуществляет первое помазание молодого царя, отмечая тем самым договор между двумя сторонами «треугольника еврейской власти» -  Богом  и Царем. И, как мы увидим, без участия третьей стороны – народа – процедура не может считаться завершенной. Отметим также, что позже в мировой истории внешняя часть процедуры «помазания на царство» будет перенята в той или иной форме почти всеми христианскими народами.     

После этого он сообщает Шаулю сложную систему знамений, которые подтвердят, что ему действительно предназначено быть царем. Надо отметить, что народ еще не знает о том, что царь уже избран. Шауль никому пока неизвестен. Все предсказания Шмуэля сбываются:

Шмуэль I, 10:10-11
(10) И дошли они до Гивы, и вот, сонм пророков навстречу ему, и снизошел на него дух Б-жий, и пророчествовал он среди них. (11) И было, все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он пророчествует с пророками, говорили в народе друг другу: что это стало с сыном Киша? Неужели и Шауль в пророках?

Очевидно, Шауль впал в то особое состояние, которое охватывало пророков во время произнесения пророчеств. «Спонтанное» пророчество считалось большой редкостью – обычно на пророков учились. В Танахе неоднократно упоминаются «школы пророков», «ученики пророков» и особые коммуны, в которых пророки жили. То, что представитель одного из «малых семейств» (Шм. I, 9:21) вдруг начинает проявлять пророческие способности, производит очень сильное впечатление на народ. Шауль становится известен. В этот момент Шмуэль собирает народ в Мицпу, где проводит «официальные» выборы царя  посредством жеребьевки. Комментаторы говорят, что вся процедура происходила с использованием, скорее всего, урим и тумим (см. о них в книге Шмот 28:30) или камней эфода (также описанного в 28 главе книги Шмот). Жребий указывает на Шауля, и, народ, зная о его необыкновенных способностях и видя его личные качества, признает его царем. Однако не все с этим согласны – и Шауль, и Шмуэль замечают, что есть группа недовольных. Но против них решают не применять никаких мер.

Первые войны Шауля

Вскоре после избрания в Мицпе для молодого царя наступает момент первого испытания. Опасность приходит в лице аммонитян во главе с предводителем Нахашем (возможно, это титул, которым величали аммонитских властителей), решивших напасть на местность Явеш-Гилад (один из районов страны, расположенный за Иорданом, пограничный с аммонитским государством).
Местные жители пытаются решить конфликт мирным путем, но аммонитский царь выдвигает нарочито унизительные условия мира:

Шмуэль I, 11:1-3
(1) И поднялся Нахаш Аммонитянин, и расположился станом при Явэйш-Гиладе. И сказали все жители Явэйша Нахашу: заключи с нами союз, и будем мы служить тебе. (2) И сказал им Нахаш Аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у (каждого из) вас правый глаз, и сделаю это позором для всего Исраэйля. (3) И сказали ему старейшины Явэйша: дай нам сроку семь дней, и мы пошлем послов во все пределы Исраэйлевы, и если никто не поможет нам, тогда выйдем мы к тебе.

Сам ответ жителей Гилада говорит о многом – они совсем не уверены в поддержке остальных израильтян. А то, что Нахаш соглашается на их условия – то есть разрешает в течение недели собирать против себя ополчение (!), говорит о том, как мало он верит в боевой дух и военные способности евреев. Однако Шауль, как только узнает от гиладских посланников о происходящем, действует очень быстро и решительно: ему удается собрать войско, и, умело разделив его на группы и подразделения, он разбивает аммонитян.

Победа укрепляет народную любовь к молодому царю. Происходит т.н. «обновление царства»: народ вновь собирается и подтверждает полномочия Шауля как царя. «Партия несогласных», проявившая себя в Мицпе (см. выше), терпит полное поражение, но Шауль благородно отказывается от каких-либо политических преследований и репрессий.

Угроза с побережья

Впрочем, наиопаснейшим противником еврейского народа в тот момент являются не орды моавитян, аммонитян или амалекитян, а плиштим (филистимляне).

Филистимляне стали самой высокоразвитой в техническом и военном плане цивилизацией в регионе. Кроме того, у них, несмотря на элементы полисной раздробленности (как у греков), имелась четкая социальная организация, эффективный общественный строй – рабовладельческая демократия по типу греческой.  Плиштим, как мы уже говорили, удерживали всю прибрежную полосу, а на территориях в глубине материка возводили форпосты и военные базы.
        
Одна из таких баз располагалась в Гиве Биньяминовой, самом центре территории колена Биньямина, к которому принадлежал Шауль. Такое положение дел было чрезвычайно унизительно. По сути дела, это был  вызов самой идее независимости израильтян. Филистимляне активно принимали меры, чтобы минимизировать сопротивление. Текст сообщает нам, что они, в частности, ввели запрет на обработку металла, и евреи были вынуждены заказывать у них необходимые сельскохозяйственные изделия.

Ни о каком металлическом оружии, естественно, речи быть не могло. Все, что израильтяне могли, в случае столкновения, противопоставить закованным в железные панцири и шлемы, вооруженным длинными мечами и копьями со стальным оперением плиштимским воинам, - это деревянные копья без наконечников, дубинки, пращи и, возможно, переделанные из сельхозинвентаря  ножи и кинжалы.

Кроме того, в отличие от других цивилизаций региона, плиштим понимали: чрезмерная строгость и жестокость приведут к бунту, а относительно мягкий оккупационный режим может продержаться очень долго, способствуя постепенной интеграции  подчиненного народа в экономику и культуру захватчиков.  Текст книги Шмуэля – очень сдержанно – упоминает о довольно большом количестве израильтян, плотно сотрудничавших с филистимлянами и даже принимавших их сторону в случае столкновений.

В этой весьма сложной ситуации сын Шауля Йонатан совершает дерзкий и смелый поступок, «взорвавший» видимое спокойствие в регионе:

Шмуэль I, 13:3-6

(3) И разбил Йонатан станоначальника Пелиштимского, который был в Гэве; и услышали (о том) Пелиштимляне, а Шауль протрубил трубою по всей стране, чтобы сказать: пусть слышат Иврим! (4) И весь Исраэйль услышал о том, что разбил Шауль станоначальника Пелиштимского и что Исраэйль стал ненавистен Пелиштимлянам; и собрался народ к Шаулю в Гилгал, (5) А Пелиштимляне собрались воевать с Исраэйлем: тридцать тысяч колесниц, и шесть тысяч конных, и множество народу, как песку на берегу моря; и выступили, и расположились станом в Михмасе, с восточной стороны Бэйт-Авэна. (6) А люди Исраэйлевы видели, что они в бедственном положении, что народ в горести; и укрывался народ в пещерах, и в ущельях, и в скалах, и в башнях, и во рвах.

Как мы видим, плиштим реагируют исключительно быстро и жестко. Мирное израильское население применяет тактику использования укрытий и подземелий (весьма эффективный метод в случае войны, он применялся и много позже, например, во время восстания Бар-Кохбы). Шауль и военноспособное население собираются в Гилгал, чтобы совершить жертвоприношение и после этого выступить на войну. Это жертвоприношение должно было проводиться совместно со Шмуэлем.

Однако Шауль проявляет нерешительность и слабость, и люди постепенно расходятся из Гилгала по убежищам. В итоге с Шаулем остается плохо вооруженный отряд из 600 человек. Текст сообщает, что полноценное железное вооружение было только у Шауля и Йонатана.

Последний, пока его отец пребывает в состоянии подавленности и растерянности, проявляет необычайное мужество и отчаянную смелость. Он вместе со своим оруженосцем нападает на один из дозорных отрядов филистимлян, разбивает его наголову и этим подвигом возрождает боевой дух в еврейском войске. Первая успешная стычка перетекает в полномасштабное сражение, в котором победа одерживается уже над значительным отрядом плиштим. В итоге плиштим вытесняются на значительное расстояние от центра еврейской территории, ход войны меняется: она вновь превращается в череду пограничных стычек, по крайней мере, на то время, пока плиштим приходят в себя от полученного поражения и решают, как им быть с усилившейся обороноспособностью и возросшим боевым духом израильтян.

Война с Амалеком

Как мы помним из истории Исхода, одним из повелений Всевышнего является бескомпромиссная война с Амалеком – война на уничтожение. Еврейский народ несколько раз вступал в ожесточенные схватки с амалекитянами, нападавшими с юга Эрец Исраэль, однако никогда не мог истребить их до конца. Шмуэль обращается к Шаулю с призывом закончить то, что начали еще Моше и Иегошуа бин-Нун:

Шмуэль I, 15:2-3
(2) Так сказал Г-сподь Ц-ваот: помню Я, что сделал Амалэйк Исраэйлю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. (3) Теперь иди и порази Амалэйка; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти…

Шауль собирает народ на войну, просит дружественное племя кенийцев, также обитавших на юге, отдалиться от амалекитян и проводит довольно удачную военную компанию. Однако ни ему, ни его армии не хватает силы духа остаться последовательными до конца:

Шмуэль I, 15:8-9
(8) И захватил Агага, царя Амалэйкова, живым, а весь народ истребил острием меча. (9) Но Шауль и народ пощадили Агага и лучших овец, и крупный скот, и скот второго приплода, и тучных овнов, и все хорошее, и не захотели истребить их, а все малоценное и худое истребили.

В конце концов Агага казнят. Но нерешительность и слабость, все чаще проявляемые Шаулем в критические моменты, в истории с Амалеком достигают своей крайней точки. При всех достоинствах, он, очевидно, все же не тот лидер, который нужен народу на столь опасном этапе его существования.

Шмуэль I, 15:10-11
(10) И было слово Г-спода к Шемуэйлу такое: (11) Сожалею Я, что поставил Шауля царем, ибо он отвратился от Меня и слов Моих не исполнил. И прискорбно было Шемуэйлу, и взывал он к Г-споду всю ночь. 

Для понимания этого отрывка важно помнить, что война с Амалеком принципиально отличается от многочисленных войн, которые вел и ведет Израиль в борьбе за свое существование. Это Война Священная (собственно, идея «джихада», озвученная в исламе, во многом инспирирована именно пассажами Торы, посвященными Амалеку). По мнению большинства комментаторов, Шауль, и ранее допускавший отдельные военные и стратегические просчеты, в этот раз еще и нарушил очень важную заповедь –  заповедь войны с Амалеком.

Шмуэль получает новое откровение, в котором Всевышний призывает его помазать на царство другого человека. В отличие от откровения, связанного с Шаулем, это обращение более конкретно.

Помазание Давида на царство

Шмуэль I, 16:1-3
(1) И сказал Г-сподь Шемуэйлу: доколе будешь ты горевать о Шауле? Я же отверг его, чтоб не был (он) царем над Исраэйлем. Наполни рог твой елеем и ступай, – пошлю Я тебя к Ишаю Бэйтлэхэмскому, ибо среди сыновей его усмотрел Я Себе царя. (2) И сказал Шемуэйл: как я пойду? Ведь услышит Шауль и убьет меня. И сказал Г-сподь: телицу возьмешь ты с собою и скажешь: "Пришел я принести жертву Г-споду". (3) И пригласишь Ишая к жертве; а Я дам знать тебе, что тебе делать; и ты помажешь Мне того, о ком Я скажу тебе.

Как мы видим, в обращении нет никаких указаний на то, должен ли Шауль сразу передать власть новому царю, насколько правомочным будет для Шауля отправление царских обязанностей после помазания нового человека. Эта неопределенность в отношении статуса Шауля потом послужит причиной многих душевных терзаний всех участников этой истории.

Тем временем Шауль начинает испытывать первые приступы не то депрессии, не то временного помрачения рассудка, которые текст называет «злым духом» - не очень понятно, что именно имеется в виду. Но приступы эти можно было прекратить в том числе, услаждая слух царя красивой музыкой. Давид, который умеет прекрасно играть на «киноре» (струнный инструмент), попадает ко двору Шауля в качестве пажа-музыканта.

Поединок с Гольятом (Голиафом). Начало полководческой карьеры Давида

Новый виток столкновений с плиштим приводит к тому, что плиштимская армия организованно выступает против израильтян. 17 глава первой книги  Шмуэля содержит один из ярчайших эпизодов, многократно отраженный в произведениях мирового искусства: поединок Давида и Гольята (Голиафа), могучего плиштимского воина.

Войско плиштим, в военных традициях того времени, находясь перед сражением на виду у неприятельской армии, всячески стремится продемонстрировать свою мощь, высокий боевой дух и презрение к врагу. Гольят выступает с оскорбительными речами и вызывает бойца из израильтян на единоборство. Давид, молодой придворный музыкант, уговаривает Шауля дать ему возможность принять этот вызов. Он убивает Гольята, используя простейшее орудие пастухов и бедняков – матерчатую пращу, с которой умеет обращаться не хуже, чем с арфой.

Этот подвиг делает Давида необычайно популярным в народе, кроме того, он обращает на себя внимание царского сына, Йонатана. Давид и Йонатан становятся верными друзьями на всю жизнь. Давид начинает выполнять различные поручения Шауля, и, справляясь с ними весьма успешно и укрепляя свои позиции в качестве воина и государственного деятеля, приобретает все больше друзей и сторонников как среди своего родного колена, Иегуды, так и всего Израиля.
 
Это вызывает ощущение зависти и недовольства со стороны Шауля. Он чувствует в Давиде соперника, а знание того, что царство отойдет от его дома, делает Шауля все более подозрительным и мнительным. Вместе с тем, Шауль нуждается в таком помощнике, как Давид, и, подобно всем остальным, подпадает под обаяние его харизмы. Однако неприязнь к Давиду берет верх в борьбе чувств Шауля, и он вступает на путь коварных придворных интриг, в которых Давид пока совсем неискушен.

Шмуэль I, 18:20-26

(20) И полюбила Давида Михаль, дочь Шауля; и рассказали об этом Шаулю, и понравилось это ему. (21) А Шауль думал: отдам ее за него, и будет она для него ловушкой, и будет на нем рука Пелиштимлян. И сказал Шауль Давиду: через одну из двух (дочерей) станешь ты мне ныне зятем. (22) И приказал Шауль рабам своим: скажите Давиду тайно так: вот, царь благоволит к тебе, и все рабы его любят тебя, а теперь стань зятем царя. (23) И говорили рабы Шауля слова эти в уши Давиду. И сказал Давид: легко ли, по-вашему, быть зятем царя? Я ведь человек бедный и презренный. (24) И доложили Шаулю рабы его, сказав: вот слова, что говорил Давид. (25) И сказал Шауль: так скажите Давиду: царь не хочет вена, а только крайнюю плоть ста Пелиштимлян, чтобы отомстить врагам царя. Шауль же помышлял убить Давида руками Пелиштимлян. (26) И пересказали рабы его Давиду слова эти, и понравилась Давиду речь о том, (что он может) стать зятем царя. 

Как мы видим из дальнейшего повествования, Давид не только блестяще справляется с заданием Шауля, но и обретает свою первую жену, Михаль.

Давид в бегах

Чувство неприязни и ревности к Давиду все сильнее овладевает Шаулем. Он уже не в силах сдерживать свои эмоции. Кроме того, его чувства усиливает очевидная и искренняя любовь к Давиду его детей – Йонатана и Михаль.
В итоге, когда Шаулю приходит в голову мысль послать убийц к Давиду, Йонатан предупреждает друга о грозящей опасности (Шмуэль I, 19). Михаль же помогает мужу спастись из окруженного врагами дома, предъявив убийцам вместо Давида искусно сделанный манекен. Давид искренне пытается понять причины, движущие Шаулем. Позже, тайком встречаясь с Йонатаном, он спрашивает его:

Шмуэль I, 20
(1) А Давид убежал из Найота в Раме; и пришел, и сказал Йонатану: что сделал я, и в чем вина моя, и в чем грех мой пред отцом твоим, что ищет он души моей? (2) Но тот сказал ему: не бывать этому, ты не умрешь! Вот, ничего не сделает отец мой, – ни большого, ни малого, – не открыв (этого) мне; почему же скроет отец мой от меня это дело? Так не бывает.

Йонатан не дает Давиду прямого ответа, а сразу начинает обещать свою поддержку и помощь. Это и понятно: приступы ненависти Шауля к Давиду во многом иррациональны. Все чаще и чаще Шауль, преследуя соперника, действует в ущерб самому себе....
  
Итак, Давид, вынужденный бежать, направляется в населенный коэнами город Нов. В то время там находился Ковчег Завета – атрибут переносного Храма, хранилище Скрижалей. Первосвященником был Ахимелех, которому Давид представляется как посланник царя с тайным поручением. Ахимелех снабжает Давида провиантом, кроме того, отдает ему меч Гольята, который хранился в святилище как почетный трофей. Давид уходит из Нова. Погоня следует за ним по пятам. Возглавляет ее Доэг Эдомеянин. Узнав о том, что Ахимелех и обитатели Нова помогли Давиду, он, по приказу Шауля, казнит их всех. Остальные царские слуги этот приказ выполнить отказались – рука не поднялась на коэнов.

Давид бежит сначала к плиштим, в Гат, к царю Ахишу. Он надеется инкогнито укрыться там от преследования, но его военные подвиги сильны в памяти филистимлян, и они его моментально узнают.

Чтобы избежать немедленной расправы, Давид вынужден притвориться безумным. К сумасшедшим в древнем мире было совершенно особое отношение: они пользовались почти полной неприкосновенностью, так как безумие всеми народами понималось как особое наказание богов, выводящее человека за пределы обычного закона и права.

Давид, пользуясь этим, ускользает от плиштим и перебирается в Моав, куда, договорившись с моавским царем, перевозит и свою семью, опасаясь репрессий со стороны Шауля.

Но надолго Давид в Моаве не задерживается. Он уходит в леса центра страны, где собирает дружину, преданную и  весьма боеспособную. Кроме того, к Давиду присоединяется уцелевший от резни, учиненной Шаулем и Доэгом, сын Ахимелеха - Эвьятар. Убегая к Давиду, ему удалось взять с собой эфод – часть одежды первосвященика, которую можно было использовать также для того, чтобы «вопрошать Господа» (про использование эфода, урим и тумим мы писали выше).

Таким образом, Давид, помимо небольшой, но эффективной армии, получает в свое распоряжение коэна и может узнавать Божественную волю. Начинается новый, очень странный этап в его жизни. Он скитается по всей стране – от оазиса Эйн-Геди возле Мертвого моря до филистимских городов на побережье. При этом его передвижения определяются тремя факторами: он скрывается от облав Шауля, охраняет местное население от отрядов плиштим и в то же время выступает в качестве наемника того самого Ахиша, царя Гата, перед которым ранее был вынужден притворяться безумным.

Дело в том, что вести на достаточно плотно населенном пространстве партизанскую жизнь, как это делал Давид поначалу, было очень сложно. Количество его сторонников все прибавлялось, и его армия уже не могла прятаться в лесах или горных расщелинах. Необходимо было как-то легализоваться, найти постоянное пристанище у одной из воевавших на территории Кнаана сторон.

И этой стороной стали, как ни парадоксально, филистимляне. Давид умело сыграл, с одной стороны, на их политическом чутье, и с другой стороны, на алчности. Он выдал себя за диссидента-перебежчика, глубоко обиженного из-за притеснений Шауля на весь еврейский народ.  Он предложил царю Гата – в обмен на политическую поддержку, определенный статус среди филистимлян и возможность базироваться на его территории – часть добычи от якобы грабительских налетов на еврейские поселения и города. При этом нападал Давид в основном на южных кочевников, постоянно враждовавших с израильтянами. Ахиш исправно получал свою часть добычи и совершенно не интересовался ненужными подробностями. Он был уверен, что Давид ненавидим всем еврейским народом и потому будет предан своим новым хозяевам всей душой.

Две встречи Давида и Шауля

В ходе преследования Давида в районе Мертвого Моря, недалеко от Эйн-Геди, в самом начале этого этапа, Шауль встречается с Давидом лицом к лицу при несколько комических обстоятельствах.

В ходе очередной погони Шауль заходит по нужде в одну из многочисленных пещер – ту самую, в которой Давид спрятался со своими людьми (Шмуэль I, 24:3 и далее). Это была очень удобная возможность убить Шауля, однако Давид проявляет добросердечие и благородство: он отрезает край плаща Шауля и таким образом  дает ему понять, что не желает его смерти.

Шауль очень растроган и переживает момент глубокого раскаяния. Однако чувство это оказывается скоротечным, и вскоре Шауль продолжает погоню с новой силой. Отвлекает его только очередная вылазка плиштим.   

Шмуэль же тем временем умирает. При жизни он имел огромное влияние на Шауля (и в душе его очень любил, хотя и жестоко порицал за проступки). Шауль, лишенный теперь его сдерживающего влияния, вскоре собирает для поимки Давида теперь уже трехтысячную армию. Начинается долгое преследование в холмистой пустыне Зиф (район Иудейской пустыни).

В результате Шауль и Давид вновь встречаются. Давид с Авишаем совершают дерзкую вылазку в лагерь Шауля, но вновь не убивают его. Они забирают его копье и флягу с водой, показывая тем самым, что и в этот раз царь был полностью в их власти. После этой вылазки происходят переговоры, в ходе которых Давид повторяет свой вопрос о том, за что же Шауль преследует его. 

Шмуэль I, 26:18-20
(18) И сказал: за что господин мой преследует раба своего? Что же я сделал и что во мне злого? (19) А теперь пусть выслушает господин мой царь слова раба своего: если Г-сподь настроил тебя против меня, то будет Он обонять приношение (мое), но если – сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, ибо они изгнали меня ныне от приобщения к уделу Г-сподню, говоря: "Ступай, служи Б-гам чужим". (20) А теперь, пусть не падет кровь моя на землю вдали от лица Г-спода, ибо вышел царь Исраэйльский искать блоху одну, как преследуют куропатку в горах.

Шауля вновь охватывает раскаяние:

Шмуэль I, 26:21
(21) И сказал Шауль: согрешил я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не стану больше делать тебе зла, так как дорога была жизнь моя ныне в глазах твоих; я же вел себя глупо и очень ошибался.  

Они расходятся, но Давид не может заставить себя окончательно поверить Шаулю. Тем временем плишитим решают объявить большую войну Израилю и собирают значительное войско.

Шауль чувствует себя перед этой войной крайне неуверенно. Остро переживая смерть своего наставника и советчика, он идет на весьма сомнительный шаг: находит чародейку-медиума, умеющую, якобы, вызывать духи мертвых, и просит ее вызвать Шмуэля. К удивлению и ужасу, как медиума, так и Шауля, дух Шмуэля является и, упрекнув Шауля в том, что тот не передал царство Давиду, обещает ему скорую гибель. Следует отметить, что спиритические практики запрещены Торой. Этот запрет недвусмысленно озвучен непосредственно в тексте Пятикнижия и неоднократно повторен.

Гибель Шауля. Давид всходит на трон. Завоевание Иерусалима

Тем временем Давид оказывается в весьма щекотливой ситуации: его, как удачливого плиштимского наемника, могут привлечь к войне с собственным народом. Однако, в отличие от Ахиша, остальные плиштимские правители по-прежнему не доверяют Давиду и не берут его в свое войско.

Но и вернуться к своим, чтобы принять участие в важной битве, у Давида не получается – на его лагеря, оставшиеся в районе Циклага, нападают с юга вновь собравшиеся кочевники из Негева и уводят в плен жен и детей воинов давидовой дружины. Давид после недолгих колебаний бросается в беспрецедентную по своей сложности погоню (сам он в то время находился в районе Изреельской долины) и, пройдя в кратчайший срок огромное расстояние, разбивает наголову кочевников, возвращает всех пленников и берет богатую добычу, большую часть которой отправляет старейшинам колена Иегуды.

Тем временем разгорается война, и первое же сражение оказывается крайне неудачным. Гибнут три сына Шауля, в том числе и Йонатан. Сам Шауль чувствует, что его вот-вот возьмут в плен. Не желая сдаться в руки врага живым, он бросается на меч. Узнав о гибели царя и трех его сыновей, еврейское войско теряет волю к сопротивлению и рассредоточивается по убежищам.

На этом месте заканчивается первая Книга Шмуэля.
Вторая книга начинается с того, что Давид узнает о смерти Шауля, и после недолгих раздумий возвращается к своему народу. Своей первой столицей он делает город Хеврон. Однако сразу стать полновластным царем над Израилем ему не удается. Его поддерживает колено Йегуды, но остальные колена либо настроены против него, либо колеблются. Вдобавок ближайшее окружение Шауля ставит на трон оставшегося в живых сына Шауля – Ишбошета. Давид все время предпринимает множество усилий, чтобы избежать гражданской войны, но конфликт все же разгорается и длится значительное время.

На сторону Давида, понимая его силу и способности, переходит один из лидеров «партии Шауля» - опытный и влиятельный военачальник Авнер. И хотя вскоре он гибнет в результате кровной мести одного из приближенных Давида, Йоава, именно этот переход перевешивает чашу весов в пользу Давида.

Вскоре все колена приходят к Давиду в Хеврон. В 5 главе второй книги Шмуэля рассказывается, что с ними Давид заключает союз, а непосредственно царствует поначалу лишь над коленом Иегуды. В этом качестве он начинает войну с племенем йевусеев.
Йевусеям принадлежала крепость Йевус, расположенная на месте нынешнего Иерусалима. Она считалась неприступной из-за мощных фортификаций и удачного расположения. Однако отборные бойцы личной дружины Давида проникают в город, и крепость удается взять. Эта победа производит большое впечатление на жителей Цидона, которые, несмотря на территориальную отдаленность, пристально следят за происходящим в Иудее. В результате они заключают с Давидом союз.

Плиштим же, наоборот, решают воспользоваться моментом и напасть на Давида. Однако он одерживает над ними победу в долине Рефаим и в очередной раз оттесняет их к побережью.

Помимо стратегического значения, Иерусалим имел и значение сакральное. Ведь именно на горе Мория (ныне – Храмовой горе) было предназначено построить Храм. Давид считает, что на нем, как на царе, лежит обязанность построить Храм как можно скорее. Он переносит в Иерусалим Ковчег завета. Однако через пророка Натана Давид узнает, что Храм возведет его наследник. А на нем самом лежит обязанность оставить преемнику царство, избавленное от многочисленных внешних угроз. И Давид продолжает свои победоносные войны – он захватывает Гат, крупнейший полис плиштим, моавитян, аммонитян и жителей Арама, где устанавливает наместничество. Самой долгой и тяжелой оказалась осада крепости Рабба.

Бат-Шева. Семейные конфликты и гражданские войны

Во время осады Раббы происходит история, породившая многочисленные споры между комментаторами и до сих пор вызывающая неоднозначное к себе отношение. Это история любви между Бат-Шевой (Вирсавией) и царем.

К тому моменту у Давида уже было несколько жен, но полигамия в еврейском обществе была нормой не только для царя, но и для простых людей. Сложность заключалась в том, что Бат-Шева была замужней женщиной, супругой одного из полководцев Давида. Согласно обычаям того времени, каждый уходящий на войну давал своей супруге разводное письмо (т.н. «гет»), чтобы в случае, если он попадет безвозвратно в плен или пропадет без вести, женщина могла снова выйти замуж.

Урия, муж Бат-Шевы, также снабдил ее таким письмом, но, узнав о ее связи с царем, естественно, почувствовал себя глубоко оскорбленным.  В результате он дает понять Давиду, что обо всем догадывается, а Давид отсылает его, сопроводив секретным посланием к своему другу Йоаву, руководившему осадой, в котором просит при случае направить Урию на самый опасный участок боя. Урия – профессиональный солдат, и смерть рано или поздно так или иначе могла настигнуть его.  Но, узнав о поступке царя, пророк Натан обрушивается на него с жесткими упреками, и Давид понимает, что, хотя формально он не несет особой ответственности, моральная сторона его поступков неоднозначна. Свои терзания и раскаяние по этому поводу Давид выразил во многих псалмах, сложенных им в этом время и вошедших в книгу Теиллим.

Но любовь Давида к Бат-Шеве неослабна, и, хотя первый сын от этого брака умирает, второму их ребенку, Шломо, суждено сыграть величайшую роль в еврейской истории.
Семья Давида велика, дети от его жен подросли и, к сожалению, их взаимоотношения были далеки от идиллии.

Один из сыновей Давида, Амнон, воспылал нездоровой страстью  к своей сводной сестре Тамар. Давид, поглощенный государственными делами, ничего не знает о происходящем. Амнону удается удовлетворить свою страсть. Узнав об этом, родной брат Тамар, Авшалом (Авессалом), старший и самый любимый на тот момент сын Давида, дает своим людям поручение убить Амнона. После этого он скрывается, опасаясь гнева отца. Когда у Давида проходит первый шок, связанный с этой историей, он возвращает Авшалома. Но семена раздора в его семье уже посеяны.

Авшалом начинает собирать вокруг себя сторонников и формировать нечто вроде альтернативного правительства. Постепенно его окружение начинает приобретать все больше влияние – за счет недовольных Давидом или соблазненных щедрыми обещаниями Авшалома. Ему удается привлечь на свою сторону одного из соратников Давида – Ахитофеля, которого Танах характеризует как одного из самых проницательных и хитроумных  политиков всех времен.

В какой-то момент Давид неожиданно обнаруживает, что остается в значительном меньшинстве, и, чтобы избежать преследований Авшалома, которого он, тем не менее, продолжает любить, обращается в бегство.

Так второй раз за свою жизнь, уже достигнув полноты царской власти, Давид вынужден вновь скрываться. Но, уходя, он внедряет в окружение Авшалома своего человека, Хушая Арки. Вскоре Хушаю предоставляется случай проявить себя. Когда Ахитофель предлагает использовать для поимки Давида тактику, наподобие той, которой пользовался Шауль (т.е., изматывающего преследования несколькими отрядами), Хушай предлагает другой вариант.

По его совету, Авшалом собирает обширную армию, которая должна численным превосходством задавить малейшее сопротивление Давида и его соратников. Последних, впрочем, собирается несколько тысяч человек, и их боевой дух весьма силен. Начинается сражение. Давид просит не в коем случае не убивать сына, а в случае успеха доставить его живым. Авшалом, из-за нелепой случайности (зацепился за дерево своими необычайно длинными волосами), попадает в руки Йоава, преданного слуги Давида. Тот, невзирая на приказ царя, убивает Авшалома. Давид погружается в глубокий траур, но со смертью главного бунтовщика вооруженное сопротивление быстро стихает. Вся армия Авшалома вновь подчиняется законному царю.
Однако в народе по-прежнему сильны сепаратистские тенденции. Время от времени то один, то другой призывает «разойтись по шатрам», то есть выйти из-под юрисдикции царской власти и вернуться к родовому самоуправлению. Но со временем Давиду удается усмирить их, и народ окончательно сплачивается вокруг него.
Внутри страны наступает спокойствие.

Последние годы жизни Давида. Борьба за его трон

Вскоре после окончания междоусобиц, вызванных бунтом Авшалома, Давид выходит на войну со своими извечными врагами – плиштим. На этот раз в их рядах сражается брат убитого много лет назад Гольята, также великан и необычайный силач. Война завершается удачно, но Давид уже немолод, и его жизнь подвергается смертельной опасности. Поэтому друзья уговаривают его  больше не вступать в бои лично, и он внимает их совету.  На этом месте, собственно, и заканчивается сюжетная часть второй книги Шмуэля и начинается Первая книга Млахим (Царств) – продолжение исторической хроники еврейского народа.
Повествование  первой книги Млахим начинается с того, как с престарелый Давид все больше слабеет.

В это время один из его сыновей, Адония - старший после покойного Авшалома – не дожидаясь объявления воли отца, сам провозгласил себя наследником. Ему симпатизируют друзья молодости Давида – Йоав и Эвьятар.
Но Адония ведет себя заносчиво, да и не все согласны, что именно он должен быть царем. Ведь есть сын от любимой жены Давида, Бат-Шевы, – Шломо. Он также обладает всеми правами на царский трон, кроме того, сам Давид в узком кругу говорил о том, что хочет видеть наследником именно его. Бат-Шева, пророк Натан и еще несколько приближенных просят умирающего царя прояснить вопрос с наследником. Давид при многих свидетелях подтверждает свою волю на этот счет:

Млахим I, 1:29-35
(29) И поклялся царь, и сказал: (как) жив Г-сподь, который избавил душу мою от всякой беды, (30) Что, как я клялся тебе Г-сподом, Б-гом Исраэйлевым, сказав, что Шеломо, сын твой, будет царствовать после меня и он сидеть будет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня. (31) И склонилась Бат-Шэва лицом до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живет господин мой, царь Давид, вовеки! (32) И сказал царь Давид: позовите ко мне Цадока, священника, и Натана, пророка, и Бенайау, сына Йеойады. И пришли они к царю. (33) И сказал им царь: возьмите с собою рабов господина вашего и посадите Шеломо, сына моего, на мула моего, и сведите его к Тихону. (34) И пусть Цадок, священник, и Натан, пророк, помажут его там на царство в Исраэйле, и затрубите в шофар, и возгласите: "да живет царь Шеломо!" (35) Потом поднимитесь вслед за ним, а он придет и сядет на престол мой; и он будет царствовать вместо меня; его назначил я вождем Исраэйля и Йеуды.
 
Слыша шум шофаров, сопровождающий помазание Шломо, Адония думает, что это возвещают о смерти Давида. Но ему сообщают окончательное решение отца. Адония очень боится, что Шломо и его приближенные убьют его, как претендента на престол, Но Шломо заверяет его, что, если тот оставит свои амбиции, ему ничего не грозит.

Тем временем Давид чувствует приближение смерти. Он призывает Шломо и оглашает свое завещание. Старый царь просит Шломо соблюдать заповеди Всевышнего и отмечает, что именно это будет залогом его успешного правления, а также отдает распоряжения относительно политических шагов сразу после своей смерти. В частности, он просит Шломо устранить Йоава. С одной стороны, это один из старейших друзей Давида, прошедший с ним множество испытаний, лишений и войн. Но в последние годы царствования он все больше и больше стремится к захвату власти, и оттого становится опасен. В частности, именно Йоав, ссылаясь на неосведомленность, убил Авнера, когда тот мог занять его место в окружении Давида. Он убил и Авшалома, возможного наследника Давида. Он поддерживал амбициозного, но трусливого Адонию в его стремлении к власти. Все это постепенно выдало его скрытые намерения. У Шломо остаются преданные друзья из окружения отца: пророк Натан, первосвященник Цадок и Бенайау бен Йеойада, отважный и сообразительный воин, который становится «правой рукой» молодого царя.

Млахим I, 2:10-11
(10) И почил Давид с отцами своими, и был погребен в городе Давида. (11) Времени же царствования Давида над Исраэйлем было сорок лет: в Хэвроне царствовал он семь лет и в Йерушалаиме царствовал тридцать три года.           
 
После многотрудной и полной опасностей жизни Давид умирает, оставляя сыну Шломо значительно укрепленное, но еще полное внутренних врагов и внешних опасностей царство.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї