ханукальный светильник из фондов музея Большой Хоральной Синагоги
|
Откуда на ханукальных светильниках евреев России брались двуглавые орлы? Разные ханукальные светильники мне доводилось видеть прежде. Однако никогда я не интересовался ими в межкультурном разрезе. А тут оказался на лекции Бориса Хаймовича «Ханукальный светильник и храмовая менора: символика света в еврейском искусстве». На экране появилась череда самых разных картинок, преимущественно ханукальных светильников. Интересно было наблюдать, как проявляются в искусстве различные местные традиции, ремесла и материалы. Вот «обычный» европейский светильник в виде дерева. Вот появляется фигура Юдифи как знак победы над захватчиками. На картинках из рукописей предстает первосвященник. Зарождается каббалистическая тематика. Одни светильники большие, но затем, по мере возрастания напряженности в отношениях с окружающим населением, они уменьшаются и из стоячих становятся висячими, с разного рода маскировкой |
их истинного предназначения. Ведь идея Хануки – в торжестве и победе евреев, поэтому этот праздник был не в чести у правительств разных стран. Так что светильники убирают со двора на порог, потом в дом. Но и туда могли нагрянуть недоброжелатели, и приходилось делать светильник с виду обычный. Восточные светильники украшены растительным узором, характерным для земель Халифата; на других таких светильниках крестообразный орнамент, который наверняка смутил бы европейское еврейство, а здесь ему не придается специального значения. Вот светильник из месопотамских земель, сделанный из камня, другой такой же – из керамики, хотя мудрецы рекомендовали не использовать сложных материалов, в русле запрета на духовное смешение в Торе, ставшего одним из основных принципов еврейской жизни. Прозрачные светильники напоминают историю о стеклодуве, пришедшем в местечко после погрома. Он хотел помочь в восстановлении синагоги, а материала для его искусства никак было не достать, так что до своего непосредственного служения пришлось ему и всей общине трудиться, чтобы добыть материал. Мы видим непривычно круглый светильник, подобный чаше, где только внутри есть маленькие перегородки — что делать, приходилось скрывать его ритуальный характер от властей, а так-то огни не должны идти по кругу. Под конец показывают современный «паровоз» – закрытый стеклом светильник с трубочками для тяги. Среди прочего, были показаны слайды со светильниками из Восточной Европы XVIII–XIX веков. На вид они выглядят вполне привычно, эти традиции декоративно-прикладного ремесла хорошо знакомы. И тут взгляд цепляется за фигурки орлов, венчающих металлические изделия из Австро-Венгрии и Российской империи. Да это же имперские эмблемы! Как они оказались здесь? Борис Хаймович в свое время написал об этом целую статью [1]. Постепенно орел, издревле бывший имперским символом, обретает у евреев символику духовного господства и торжества, божественного покровительства. Оказывается, еврейские ремесленники далеко не всегда самостоятельно изготавливали фигурку орла, благо имперская символика стран окружала их в достатке. Так что запросто могли отпилить орла, будь-то Габсбургского, Белого или двуглавого с какого-нибудь сувенира, и прикрепить навершием на светильник. Говорит, евреи так могли поступить с эмблемой и в Римской империи (хотя таких светильников видеть не приходилось). Очень интересно. Вот в чем пафос-то: орлы эти используются тем же образом, как окружавшие евреев материалы, художественные стили и ремесленные традиции. Евреи используют материальное наполнение окружающей жизни для духовного служения и наставления. Главное, чтобы то, к чему эти орлы прилаживаются, было бы живым источником, каким, например является ханукальный свет, который светит через эпохи, культуры, народы. Мысль-то привычная, а вот всякое живое ее проявление именно что «берет за живое». Задумался… Андрей ГОРИН 1. Хаймович Б. «Геральдический» орел в художественной культуре восточноевропейских евреев // Вестник Еврейского университета, 2000, № 3(21). С. 87-110. ПО ТЕМЕ: Борис Хаймович. История образов http://judaicaru.org/mekorhaim/sohnut_36_5.html В. А. Дымшиц. Рассуждение о еврейском искусстве. Канон и свобода творчества в традиционном искусстве евреев Восточной Европы http://judaica.spb.ru/artcl/a9/iskvosevr_r.shtml О чем рассказывает Хануккия (Педагогический клуб «Новая Еврейская Школа») http://www.ort.spb.ru/nesh/hanukka/hanukia.htm |