ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Из истории антисемитизма. Антон Воронцов

  Проба пера      Из истории антисемитизма  

Антон Воронцов – студент V курса факультета психологии РХГА, участник журналистского конкурса, организованного Большой Хоральной Синагогой и сайтом www.jeps.ru . Представленная Антоном работа по истории и анализу истоков антисемитизма настолько нам понравилась, что мы решили опубликовать ее, не дожидаясь итогов конкурса. Тем более что затронутая в ней тематика имеет непосредственное отношение к празднику Ханука…
   
Проблема антисемитизма обсуждается повсеместно. Не проходит и дня, что бы мы не слышали об этом по радио, не смотрели в телевизионных передачах, не читали в газетах. Однако мало кто, озвучивая проблему

антисемитизма, знает, что этому страшному явлению  не шестьдесят и не тысяча лет: первые проявления ненависти к евреям как к народу и религиозной группе появляются уже две с половиной тысячи лет назад – начиная со времени разрушения Первого Храма. Давайте кратко проследим историю происхождения антисемитизма, начиная со времен вавилонского завоевания до принятия христианства в Риме. Под понятием «антисемитизм» подразумевается враждебное отношение к еврейскому народу на основании принадлежности к данной национально-религиозной группе – на экономическом, идеологическом, правовом, социальном и прочих уровнях.
Первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 году д. н. э., но еще до этого началось насильственное переселение жителей Иудеи в Вавилонское царство. Этим событием можно отметить начало страданий евреев за свою веру, хотя Вавилонский плен нельзя рассматривать как проявление антисемитизма в нашем понимании этого слова.
В 332 году д. н. э. Александр Великий завоевывает Ближний Восток, и хотя он милосердно отнесся к иудеям, с этого времени началась активная эллинизация Эрец-Исраэль (хотя греческое влияние в Палестине можно проследить начиная с XIV века до н. э.). В 301 году до н. э. Палестина переходит под власть египетской династии Птолемеев. Египтяне не вводили законы, противоречащие предписаниям Торы, но, тем не менее, уже в это время, в силу эллинизации, появляются первые признаки раскола в еврейском народе, который достигнет своего максимума ко II веку д. н. э. и приведет к страшному кровопролитному конфликту – Восстанию Маккавеев.
В 198 году д. н. э. Эрец-Исраэль при поддержке Первосвященника и Совета старейшин (т. н. Герусии) переходит под власть империи Селевкидов, которые сохраняют за иудеями право на исполнение Закона. Однако не пройдет и тридцати лет, как на селевкидский престол взойдет печально известный Антиох IV Эпифан и начнется насильственная эллинизация Палестины, а исполнение законов Торы (в частности обрезание, изучение Торы, соблюдение шаббата и правил кашрута) будет караться смертной казнью. Несмотря на успехи эллинизации, большинство иудеев отказывалось следовать этим запретам даже под страхом смерти. Книги Маккавеев повествуют об ужасных событиях тех дней. Особенно запоминающейся выгладит история Ханны и ее семерых сыновей, которых под страхом смерти принуждали есть свинину, однако ни один из них не выполнил этого требования, и все семеро были зверски казнены на глазах у матери. Престарелого священника Элеазара также принуждали нарушить кашрут, но он мужественно отказался, подавая пример верности Закону, за что был предан мучительной смерти. Тогда же Иерусалимский Храм был осквернен почитанием языческих богов, а на Жертвеннике стали закалывать свиней. С этого момента можно говорить о проявлениях антисемитизма, которые в дальнейшем будут только усугубляться.
Столь недальновидная политика в отношении иудеев привела к восстанию под предводительством Иуды Маккавея («Маккавей» - «молот»). Нанеся ряд сокрушительных поражений селевкидским военачальникам, пытавшимся подавить восстание, в декабре 164 года д. н. э. Иуда Маккавей занимает Иерусалим. На 25 день месяца Кислев Храм был очищен от языческой скверны, а Б-гослужения были восстановлены. Согласно легенде, было осквернено и чистейшее оливковое масло для храмового Семисвечника – печати Первосвященника, гарантировавшие ритуальную чистоту масла, были сорваны со всех сосудов кроме одного, а поскольку Семисвечник должен гореть день и ночь, этого количества масла могло хватить лишь на сутки. Но огонь горел не сутки, а целых восемь дней, что явилось знаком Б-жественного присутствия. В память об этих событиях был установлен восьмидневный праздник Ханука.
После Восстания Маккавеев еврейское государство получило независимость, но вскоре, в 63 году д. н. э. было завоевано римлянами.
Заметим, что к тому времени уже на протяжении многих веков еврейские диаспоры в эллинистическом мире сталкивались со всевозможными проявлениями антисемитизма, вызванного социально-экономической ролью евреев и их религией: иудаизм воспринимался греками как варварский пережиток. В Междуречье также имелась большая еврейская община, и ее положение тоже нельзя было назвать благополучным: вместе со сменой властителя менялось и отношение к иудеям – от милости до открытых гонений.
Но вернемся к истории Святой Земли. Римские власти плохо понимали происходящее в Иудее и были невнимательны к нуждам народа и его духовным обычаям. Это, а также неутихающее стремление евреев к свободе и независимости, подогреваемое мессианскими надеждами, привело, в конечном счете, к трагедии Великого восстания 66 – 73 годов и разрушению Второго Храма. Все время после Восстания евреи подвергались притеснениям и открытым нападениям со стороны властей и нееврейского населения Палестины. В период гонений Адриана в 135 – 138 годах, как и в предшествующие годы, евреи демонстрировали презрение к захватчикам даже перед лицом страданий и смерти. В этой связи особенно выделяется история о героической смерти рабби Акивы, сохраненная народным преданием. Рабби Акива нарушил запрет римских властей обучать людей Торе, за что был казнен жесточайшим образом: римляне заживо вырывали мясо из его тела. «И когда он лежал в неописуемой агонии, он увидел, что над восточными холмами забрезжил рассвет. Это тот час, когда по Закону каждый еврей должен читать Шема. Забыв о тех, кто его окружал, Акива громким, твердым голосом провозгласил запрещенные слова, Символ своей веры: “Слушай, Израиль: Г-сподь Б-г наш, Г-сподь един есть. И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими”.
Руф, римский военачальник, наблюдавший за страшной казнью, вскричал:
– Ты колдун или ты совсем нечувствителен к боли?
– Ни то, ни другое, – ответил мученик, – но всю жизнь свою я ожидал минуты, когда я в самом деле смогу выполнить эту заповедь. Я всегда любил Г-спода всеми своими силами и всем своим сердцем; теперь же я люблю Его всей своей жизнью.
И снова повторив молитву, он испустил дух со словами: “Г-сподь един”».
Но к своему апогею антисемитизм подошел с принятием христианства в Риме в качестве государственной религии в 324 году. Теперь евреи угнетались не только за свое свободолюбие и экономические позиции, теперь они были объявлены убийцами Христа, и их унижение должно было показать христианам, что благоволение Б-га перешло от «Ветхого Израиля» иудеев к «Новому Израилю» обращенных в христианство язычников. Начиная с этих пор, гонения и погромы стали составлять норму еврейской жизни как на Земле Израиля, где еврейское население к моменту арабского завоевания в VII веке составляло незначительное меньшинство, так и в изгнании.
Этот небольшой исторический экскурс ясно показывает, что корни антисемитизма очень глубоки и берут начало еще с дохристианских времен. Позднее же, с появлением христианства, неправильное понимание его догматов самими христианами приводили к еще большей ненависти к евреям, усиливающейся незнанием иудейских традиций и зависти к экономическим успехам и предприимчивости евреев, что в итоге проявилось катастрофой Холокоста. Беспрецедентная стойкость и мужество евреев на протяжении всей своей истории – истории страданий, пыток, лишений, истребления – может служить примером несокрушимой силы духа для всех народов мира. Ни одна нация, ни одна религия, за всю историю человечества не выдержала и сотой доли тех испытаний, что выпали на долю Б-гоизбранного народа, который, несмотря на все старания его погубить, процветает и в наши дни.

Воронцов А. А.

История рабби Акивы приведена по книге Финкелстайн Л. «Рабби Акива». Пер. с английского Р. Зернова. Иерусалим, 1990. С. 233 – 234.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї