ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Общество еврейской народной музыки. Концерт в синагоге

    
Виолончелист Оратовский вернул нигун Ребе в Синагогу

На недавнем концерте в Синагоге прозвучали забытые произведения петербургских еврейских композиторов – учеников Римского-Корсакова. И так бы им и оставаться забытыми, если бы не виолончелист Оратовский…

«В 1987 году я случайно познакомился с родственницей композитора Йосефа Ахрона. У нее хранился нотный архив Общества еврейской народной музыки, созданного сто лет назад, но распавшегося после революции. Когда я взглянул на эти пожелтевшие от времени, забытые ноты, то остолбенел. Это была музыка «европейского» класса, но созданная на основе еврейских народных мелодий. Уже через неделю я играл весь репертуар», - рассказал Александр Оратовский. Во время концерта в Синагоге Оратовский исполнил произведения великих, но позабытых петербуржцев. Названия этих произведений говорят сами за себя: «Нигун Ребе» Александра Житомирского, «Еврейский каприс» Александра Крейна, «Хабадская мелодия» Юлия Энгеля, «Эли Цион» Льва Цейтлина... Публика,

собравшаяся в Синагоге, восторженно рукоплескала. Настоящим потрясением для тех, кто ходит в Синагогу не только на концерты, стало исполнение «Нигуна Ребе». На самом деле это очень качественная обработка нигуна «Арба Бавос», созданного основоположником хасидизма «ХаБаД» ребе Шнеур Залманом из Ляд. Согласно хабадской традиции, эта мелодия обладает особым сакральным смыслом, а потому исполняется только на свадьбах и во время больших хасидских праздников. Получилось, что мелодия, обработанная учеником Римского-Корсакова, век спустя вернулась в петербургскую Синагогу, в стенах которой в своем исконном виде не прекращала звучать все эти сто лет…

Об истории Общества и петербургской композиторской школе мы беседуем с Александром Оратовским:

- Как было создано «Санкт-Петербургское Общество еврейской народной музыки», и как вышло, что сегодня широкой публике о нем почти ничего не известно?

- Сто лет назад в петербургской Консерватории не было процентной нормы для евреев – в отличие от всех остальных высших учебных заведений. Это позволило Н.А. Римскому-Корсакову собрать целый «еврейский» класс. Вдохновленные маститым учителем, студенты-евреи на последние деньги купили фонограф и объездили всю черту оседлости в поисках музыкального фольклора. За год до смерти Римского-Корсакова они зарегистрировали в Петербурге общество еврейской музыки. Не обошлось без курьезов. С просьбой зарегистрировать Общество обратились к градоначальнику Драчевскому. «Какая еще еврейская музыка? – удивился тот. – Еврейская музыка бывает только народная!» С генералом не поспоришь, поэтому название стало звучать так: «Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки». Разумеется, после революции Общество распалось. Многие уехали за границу. А те, что остались, вынуждены были приспосабливаться. Нарпимер, Александр Крейн больше известен как советский композитор и музыкально-общественный деятель. Некоторые из композиторов переключились на музыку народов СССР. Так, Борис Зейдман с грустным юмором говорил: «Только я могу отличить азербайджанскую музыку от еврейской!»

 - Какие задачи ставило перед собой Общество?

- Главная задача была поставлена так: создать еврейскую композиторскую школу. И в самом деле, если есть «русская» школа, «венгерская», «чешская», то почему не быть «еврейской»? А основой, на которой этой школе предстояло вырасти, должна была стать, с одной стороны, еврейская фольклорная музыкальная традиция либо синагогальная литургия и, с другой стороны, достижения европейской композиторской техники. Композиторы Общества проделали целый путь от качественных обработок фольклора к созданию классических форм на основе еврейской народной или литургической мелодии. Характерным примером является «Маленькая рапсодия» Лазаря Соминского: это произведение написано по канонам рапсодии, но на основе «синагогальной» музыкальной темы. А в пьесе Льва Цейтлина «Эли Цион» использованы «тропы» (мелодии распевного чтения священных текстов в Синагоге) «Песни Песней».

- И все-таки: насколько естественно могут сочетаться европейская композиторская традиция и еврейская народная мелодия?

- Есть такая история: рассказывают, что Стасов, услышав пение церковного хора, воскликнул: «Готов биться об заклад, что эту мелодию пели еще во времена Иерусалимского Храма»! Об этом хорошо сказал замечательный петербургский композитор и музыковед Абрам Юсфин: «Вместе с религией христианство позаимствовало у евреев и культовые напевы. Они стали одной из основ григорианского хорала, а тот, в свою очередь, стал одним из источников европейской музыки». Получается, что заимствование еврейскими композиторами европейской музыкальной традиции – абсолютно закономерное и естественное явление. Такой, можно сказать, «возврат долга».

- Во вступительном слове к концерту Вы привели слова Римского-Корсакова: «Еврейская музыка ждет своего Глинку». Как Вам кажется, «еврейский» Глинка нашелся?

- На мой взгляд, да, им стал член Общества, петербуржец Моисей Миллер. Он написал не только первую еврейскую оперу, но и вторую, третью… Но первая же опера – «Небеса пылают» – была снята с репертуара в 1923 году. Слишком много там было мистики, да и еврейский народ воспринимался как уж очень небратский… Остальные оперы Мильнера так и не были поставлены.

- Может ли еврейская музыка существовать на естественной, народной основе и в наше время, или традиция безнадежно утеряна?

- Безусловно, может! Здесь все как в замечательной хасидской притче, которую я очень люблю. Когда Бааль шем Тов хотел предотвратить несчастье, нависшее над еврейским народом, он шел в определенное место в лесу, разжигал огонь определенным образом, произносил определенную молитву – и беда обходила евреев стороной. Ученик Бааль Шем Това, Магид из Межерича, также шел на заветное место и взывал к Богу: «Боже, я не могу молиться, как Бааль Шем Тов, но могу разжечь огонь». И этого было достаточно. Ученик Магида не умел правильно зажечь огонь, не помнил молитву, но знал, как пройти в заветное место. Ученик этого ученика не помнил почти ничего… но и этого оказывалось достаточно! Так же и в наше время: сидит такой «ученик», мечтает создать еврейскую музыку… он ничего не знает, ничего не помнит, но очень хочет, чтобы у него получилось! И этого оказывается достаточно…

    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї