на Брейшит Рабба, говорит о том, что в будущем, после прихода Машиаха, Бог «извлечет солнце из оболочки» и покарает грешников – как сказано у пророка Малахи (3:19): «И спалит их тот день грядущий» – а праведников излечит… Поэтому думать надо в первую очередь о том, чтобы попасть в разряд «праведников», а не «грешников». А насчет потепления – борись, не борись, оно все равно наступит. Только будет оно не результатом человеческих действий, а исполнением пророчества о Мессианской эре.
- А Вы заметили? Что-то климат все теплее становится…
- Это означает только одно: что близится эра Машиаха.
- Выходит, все усилия Гринписа напрасны?
- Конечно же, нет. Они делают хорошее дело. Тора предписывает человечеству бережно относиться к окружающему миру. Сказано в Торе: «Завоевывайте землю и владычествуйте над нею». Комментаторы объясняют эти слова так: «Завоевывайте» - осваивайте ее и используйте максимально разумно. «Владычествуйте» - делайте так, чтобы всем живым существам было хорошо. Иначе – «спуститесь», то есть станете хуже животных. Заботиться об окружающей среде надо. Но все-таки не следует забывать о том, что человечество было наказано Потопом вовсе не за экологические безобразия, а за запретные половые связи!
- А что скажете о самой модели ковчега? - На оригинал не похоже. Сюжет о Потопе все-таки родом из еврейского источника – Торы. А к нему имеется и масса комментариев… Вряд ли волонтеры Гринписа, в процессе строительства сверялись с еврейскими источниками. А зря – иначе бы они не допустили в своей модели столько недочетов!
- Вы имеете в виду пропорции?
- И это тоже: у Гринписа это 10 метров в длину, 4 в ширину и 4 в высоту. А в Торе сказано: 300 локтей на 50 на 30. Кстати говоря, в пропорциях, данных в Торе, есть глубокое символическое значение: если взять числовое значение соответствующих им букв еврейского алфавита, получается та же гиматрия, что и у слова «Шалом». Наши мудрецы учат, что Ковчег был прототипом нашего мира, который в еврейских источниках называется «Шалом» - в отличие от допотопного мира, именуемого «Олам». Различие между этими двумя мирами, или образами существования, - в степени близости к живой природе. В допотопном мире люди были тесно связаны с животными, что, в частности, нашло свое выражение и в запретных половых связях, ставших причиной бедствия. А после Потопа люди были резко отграничены от животных – это видно и из конструкции Ковчега, где они жили на разных этажах. Вспомним также, что именно после Потопа Бог разрешил людям есть мясо – при допотопной близости между людьми и животным миром это было невозможно.
- Вернемся к Ковчегу. Что еще вызывает Ваши нарекания?
- Внешняя форма. Согласно комментариям, ковчег представлял собой четырехгранную, усеченную в верхней части пирамиду. Это была трехэтажная конструкция, как сказано: «С нижними, вторыми и третьими жилищами сделай его». Нижний этаж предназначался для припасов, средний – для животных, верхний – для людей. Никаких окошек в ковчеге, конечно же, не было. Свет проникал сквозь верхнее отверстие («Сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его кверху»). Оно было прикрыто прозрачным драгоценным камнем, изготовленным из того же материала, что и скрижали Моисея. Днем этот камень пропускал через себя солнечный свет, ночью начинал светиться сам. И еще: у Гринписа Ковчег внешне смахивает на корабль, то есть плавающую конструкцию, управляемую человеком. Но вся идея Ковчега в том, что он не зависит от воли людей, а перемещается по воле Бога, туда, куда Он пошлет.
А если серьезно, то все эти просчеты простительны. Ведь даже в еврейских рукописях Ковчег нередко изображался в виде корабля. Видимо, работал стереотип: раз плавает – значит, корабль. В качестве примера могу привести иллюстрацию в Золотой Агаде (14 век). |