ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Эпоха судей. «Смутное время» еврейской истории. Захар Рохлин

ЭПОХА СУДЕЙ

«Смутное время» еврейской истории

К одиннадцатому веку до новой эры децентрализация еврейской жизни, наступившая вскоре после смерти Иегошуа Бин Нуна и остальных представителей «поколения пустыни», не могла не сказаться на общественном строе евреев и обороноспособности Колен Израиля. Они (колена) пребывали в кольце враждебно настроенных народов Кнаана. Танах использует для их именования те же этнонимы, что и в Хумаше. Это Моав и Амалек, обитавшие в районе Негева, Эйлата и Синайского Нагорья. Далее, вверх по течению Иордана, на значительной площади располагались аммонитяне – сейчас это центральная часть Иордании. К северу, в районе нынешней Сирии, обитали аморейские племена и хетты. В сравнении с народами юга они были более высокоразвиты и цивилизованы, поскольку находились в сфере влияния государств Междуречья. Между Тигром и Евфратом в то время зарождалась новая империя, которой через сто с небольшим лет предстояло стать грозой всего восточного мира, – Ассирия (Ашшур). Северную часть побережья занимали финикийские полисы – торговые города государства. Прибрежную полосу нынешнего Израиля оккупировали пришедшие с моря плиштим (филистимляне). Они старались насколько возможно глубже продвинуться в центр страны, и в отдельные периоды устанавливали свои форпосты и гарнизоны даже в Иудейских горах. Говоря современным языком, геополитическая ситуация была для евреев более чем неблагоприятной. И во многом виной этому, как дает понять текст ТаНаХа, была недостаточная последовательность и мужество в завоевании жизненного пространства на Обетованной Земле.
Книга Иегошуа заканчивается упреками в том, что «программа» завоевания не выполнена или выполняется не в соответствии с намеченным планом, и книга Судей возвращает нас в своем начале к этой теме. Однако само построение текста идет не по простой хронологической последовательности.
Начинается книга с рассказа о том, что случилось по смерти Иеошуа:
 
Шофтим 1:1
(1) И было, по смерти Йеошуи вопрошали сыны Исраэйля Г-спода, говоря: кому из нас первому выйти против Кенаанеев, чтобы воевать с ними? 
 
Однако мы видим, что последующий рассказ возвращает нас к временам, когда Иегошуа был жив. Вторая глава книги снова сообщает нам о смерти Иегошуа:
 
Шофтим 2:6-8
(6) И Йеошуа отпустил народ; и разошлись сыны Исраэйля, каждый в свой удел для завладения землею. (7) И служил народ Г-споду во все дни Йеошуи и во все дни старейшин, жизнь которых длилась после Йеошуи, которые видели всякое великое деяние Г-сподне, какое Он сделал для Исраэйля. (8) И умер Йеошуа, сын Нуна, раб Г-сподень, будучи ста десяти лет.  
 
После поколения «пустыни» народом начинают руководить т.н. «судьи» (шофтим - ивр). По их имени названа вся книга. Что означает этот титул, что входит в обязанности Судей?
 
Шофтим 2 :16
(16) И поставил Господь судей, и они спасали их от рук грабителей их. Но и судей своих они не слушали, ибо ходили блудно вслед за другими Б-гами и поклонялись им; скоро уклонились они от пути, которым шли отцы их, исполняя заповеди Господни.
 
Шофтим 2 :18-19
(18) И когда поставил им Г-сподь судей, то Сам Г-сподь был с судьею и спасал их от руки врагов их, доколе был жив судья, ибо жалел их Г-сподь из-за стонов их от угнетавших и притеснявших их. (19) Но лишь только умирал судья, они опять развращались хуже отцов своих, следуя за иными божествами, служа им и поклоняясь им; не уступали ни в чем проступкам (родителей) своих и (не отступали) от строптивого пути их.
 
Из этих двух отрывков мы видим, что главная и, по сути, единственная задача «судей»  - вести оборонительные войны и защищать соплеменников от вражеских набегов.
 Мы говорим о «судьях»,  однако во всей книге мы не увидим ни одной тяжбы, ни единого судебного разбирательства, ни даже примеров законотворческой деятельности. «Не было царя у Израиля, и каждый делал, что ему вздумается» - таков рефрен книги. В современном иврите слово «шофет» имеет значение, близкое по смыслу к понятию «военный вождь», «военный лидер», но это как раз влияние использования этого слова в книгах ТаНаХа. Что же такое «судья» в нашем тексте? Почему лидеры Израиля так названы?   Нам неоднократно сообщается в книге, что нападения врагов воспринимались как наказание за идолопоклонство и неправедные поступки. Шофет, в силу наличия у него каких-то положительных качеств (хотя часто, как мы увидим, это были полные внутренних противоречий люди) и веры во Всевышнего, выступал в роли заступника перед Богом за весь народ, водворял мир и спокойствие, был посредником на «суде».
 
Первым судьей можно считать Отниэля, сына Кеназа. Текст книги сообщает нам немногое: он был младшим братом Калева бен Йефуне –  того самого, что ходил с разведчиками во время странствий по пустыне. Отниэль выступает против Кушан-Ришатаима, царя Арама (Шофтим 3:10), и одерживает над ним победу. После этого в течение 40 лет «земля покоилась». Отниэль за этот срок умирает. Люди вновь забывают о грозящей им опасности.
 

Эйуд и Эглон

 
Шофтим 3: 12-14
(12) И умер Отниэйл, сын Кеназа. И опять стали сыны Исраэйлевы делать злое пред очами Г-спода, и укрепил Г-сподь Эглона, царя Моавитского, над Исраэйлем, за то что они делали злое пред очами Г-спода. (13) И собрал тот к себе сынов Аммоновых и Амалэйкитян, и пошел, и поразил Исраэйля, и овладели они Городом Пальм. (14) И служили сыны Исраэйля Эглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет. 
 
 
После нападения Арама (север) беда приходит с юга и  юго-запада –  вновь как наказание за грехи Израиля. Город Пальм (Ир Тмарим), упоминаемый в книге – это Иерихон. Он в то время еще не восстановлен после завоевания его Иегошуа и лежит в развалинах, однако его окрестности – по-прежнему плодородный и стратегически важный оазис. Укрепившись в этой местности, Эглон накладывает на еврейский народ тяжкую дань, которую, по прошествии 15 лет, люди не в силах терпеть.
 
 
Шофтим, 3:15-16
(15) И возопили сыны Исраэйля к Г-споду, и поставил Г-сподь им спасителя Эйуда, сына Гэйры, из (колена) Бинйаминова, который был левшой. И послали сыны Исраэйля с ним дар Эглону, царю Моавитскому. (16) И сделал себе Эйуд меч длиною в локоть с двумя остриями, и привязал его под одеждой своей к правому бедру своему.
 
Как мы видим здесь, и далее из текста, выйти сразу с открытой войной, поднять восстание сыны Израиля не решаются – видимо, нет сил и возможности вести войну у изнуренного поборами народа.
Эйуд решает действовать хитростью. Дальнейшее развитие сюжета завораживает и держит в напряжении даже современного читателя, пресыщенного историями дерзких покушений и диверсий.
Прибыв во дворец Эглона с дарами, Эйуд добивается аудиенции и, видя, что царь Моава пребывает в добром расположении духа от богатых даров, просит о разговоре наедине. Ранее нам сообщается, что Эйуд – левша. Эта особенность позволяет ему спрятать меч так, что охрана его не замечает и вместе с тем оставляет возможность свободно воспользоваться оружием в подходящий момент.
 
Шофтим, 3:20-22
(20) И Эйуд вошел к нему; а он сидел в прохладной верхней комнате, которая для него одного. И сказал Эйуд: у меня слово Божье к тебе. И встал тот со стула. (21) И протянул Эйуд левую руку свою, и взял меч с правого бедра своего, и вонзил его в чрево его, (22) И вошла рукоять за острием, и прикрыл тук острие, ибо Он не вынул меча из чрева его, и вышло испражение. 
 
Ни Тора, ни другие книги ТаНаХа никогда не сообщают лишних подробностей, даже для того, чтобы усилить литературный эффект. Большинство комментаторов обращают внимание на стих 22. Он объясняет нам, почему Эйуду удалось беспрепятственно покинуть дворец и выиграть время. Короткий меч, полностью ушедший в жировые складки, не был виден слугам, заглядывавшим в дверные щели, а специфический запах испражнений удерживал их от того чтобы, по понятным причинам, беспокоить властителя стуком в дверь или вопросами.
Эйуд со всевозможной быстротой возвращается к своим и, трубя в шофар,  поднимает на бой израильское войско. Пользуясь замешательством моавитян, обескураженных убийством их царя, евреи одерживают убедительную победу и уже сами подчиняют себе Моав. На 80 лет воцаряется покой.
Далее, как повествует книга Судей,  происходит стычка в филистимлянами (плиштим), в которой судьей выступает Шамгар бен Анат. Про него (Шофтим 3:31) не сообщается никаких подробностей, кроме того, что он «побил 600 человек плиштим воловьим рожном». Такой подвиг напоминает нам Шимшона (о котором речь пойдет ниже). Неясно даже, произошло ли это сражение при жизни Эйуда или после его смерти.
 

Двора (Дебора) и Барак

 
Шофтим 4:1-2
(1) И опять стали сыны Исраэйля делать злое пред очами Г-спода. Эйуд же умер. (2) И предал их Г-сподь в руки Явина, царя Кенаанского, который царствовал в Хацоре; а военачальник его – Сисра, и жил он в Харошет-Агоим.
 
Двадцать лет, как сообщает нам текст, продолжается жесткое правление Явина и его наместника. Титул Явина «Царь Кнаанский» позволяет предположить, что он был вождем союза нескольких племен или народов, подобного тем коалициям, которые описывались еще в книге Брейшит. Сисра обладает армией из 900 железных колесниц. Это очень серьезная боевая мощь, требующая больших ресурсов и затрат. При уровне военной техники того времени прочная колесница, с железной защитой возничего и наиболее уязвимых частей запряжки, была почти непобедимой боевой единицей.  Вместе с тем, надо отметить, что радиус действия таких колесниц в условиях гористой или даже сильно холмистой местности был ограничен. Поэтому, будучи непобедимы на равнинах, колесничие не могли забираться в горы. Тем не менее, размер армии Сисры позволяет контролировать все равнины, что создает для израильтян невыносимые условия.
В этот критический момент истории выясняется, что функции судьи выполняет женщина.
 
Шофтим 4:4
(4) А Девора, пророчица, жена Лапидота, – она судила Исраэйль в то время.
 
Текст сообщает нам две вещи: помимо судьи, Девора была еще и пророчицей (невийя). Женщина-пророк не являлась чем-то необычным. В Торе много рассказывается о Мириам, старшей сестре Моше, которая также была пророчицей. Мы увидим, что у Мириам и Дворы много общего.  Двора является женой некоего Лапидота, о котором нам более ничего нигде не сообщается. Возможно, имеет место простая и традиционная форма именования жены по имени мужа. Но некоторые комментаторы усматривают в этом стихе некоторую игру слов. Лапид на иврите – факел. Поэтому выражение «жена Лапидота» можно понять как оборот «женщина-факел» -  образ, подчеркивающий темперамент, отвагу и энергию этой необыкновенной женщины.
Мы видим из текста, что к моменту столкновения с армией Сисры Двора уже пользуется авторитетом и влиянием. Она призывает некоего Барака, сына Авиноама, которому передает повеление Всевышнего  собрать ополчение и выступить против врагов. Передавая дословно обращение Всевышнего, Двора в этот момент выступает в качестве пророчицы.  В ответ Барак предлагает ей присоединиться к его войску – экстраординарное предложение для древней эпохи, когда женщин максимально ограждали от участия в боевых действиях (исключением были, пожалуй, лишь случаи осад городов и крепостей, когда на защиту родных стен поднимались все без исключения).
Такое предложение свидетельствует в первую очередь о низком боевом духе израильского ополчения в тот момент и потребности в харизматическом руководстве.
Двора принимает предложение. Формально руководит войском Барак, но именно она сообщает ему, когда начинать сражение. Над Сисрой одерживается победа, сам он бежит и прячется в шатре Яэйль, о которой текст сообщает нам, что она была женой Хевера, кенийца. Как мы помним, кенийцы были союзниками израильтян – это племя, к которому принадлежал тесть Моше, Итро. Яэйль нетривиальным способом убивает Сисру, убаюкав его подозрительность напускным гостеприимством. Когда тот засыпает, она вбивает ему в висок деревянный кол.
Так сбывается пророчество Дворы о том, что Сисру убьет женщина. По окончании битвы она воспевает песнь, которая является одной из самых ярких жемчужин библейской поэтики. Как мы помним, предшественница Дворы, Мириам, также поет песнь после перехода Ям Суф. Обычно лаконичный по части деталей и психологических портретов, текст ТаНаХа в пятой главе книги Судей  представляет яркую, поистине эпическую картину.
 

Гидон (Гидеон)

 
«И стали сыны Исраэйлевы делать злое пред очами Господа» - печальный рефрен книги, напоминающий о короткой исторической памяти поколений. Следующий враг, поработивший Израильтян – Мидьян. В союзе с Амалеком, вновь набравшим силу и мощь, он не просто довольствуется данью, а занимается грабежом и поборами, от которых в Израиле начинается жестокий голод.
Текст рассказывает, что в ответ на мольбы народа, Всевышний посылает некоего пророка (посланника) (Шофтим 6: 8-12). Тот прибывает к Гидону, сыну Йоаша Авиэзэрянина, и передает ему призыв возглавить сопротивление захватчикам. Стоит отметить, что здесь перед нами впервые возникает тема божественного избрания судьи. В случае с Эйудом и Шамгаром мы даже не знаем толком их родословной; непонятно, по каким причинам именно они возглавляют народ. Про Двору сообщается несколько больше, но тоже непонятно, как и при каких обстоятельствах она начала судить народ. История Гидона более пространна, и значительное внимание в ТаНаХе уделено его колебаниям и волнению, связанным с осознанием собственного избранничества. Прежде чем выступить во главе народа, Гидон совершает еще один поступок, нехарактерный для его предшественников: он рубит в своем поселке кумирное дерево и разрушает жертвенник Баала.
 
Шофтим,  6:28
(28) И встали жители города поутру, и вот – разрушен жертвенник Баала, и кумирное дерево при нем срублено, и второй бык вознесен во всесожжение на выстроенном жертвеннике;
 
Этот фрагмент (и следующие за ним несколько стихов) важны для понимания того, какие печальные трансформации постигли израильское общество к тому времени. Во-первых, Гидон вынужден ликвидировать семейное капище тайно, опасаясь активно противодействия своих соседей и даже, очевидно, физической расправы. Это говорит о том, что языческие верования были не просто некоей поверхностной «модой», данью культурным влияниям извне, а прочно укорененной в народном сознании религией, способной побудить к активным действиям для ее защиты от поругания.  Впрочем, отец Гидона поддержал сына:
 
Шофтим 6:31
(31) И сказал Йоаш всем, кто стоял при нем: вам ли вступаться за Баала, вам ли защищать его? Кто вступится за него, тот предан будет смерти (еще) до утра. Если он божество, пусть вступится сам за себя, за то что он разрушил жертвенник его.        
 
Стоит обратить внимание на риторику Йоаша. Он апеллирует не к сознанию людей, в основе мышления которых лежит монотеизм, а к миропониманию абсолютно политеистическому. Ведь, по сути, он предлагает устроить своего рода «состязание богов».
Не очень понятно, какой эффект возымело это обращение, но в то же время большое войско мидьянитов и амалекитян в очередной раз переходит Иордан, и всем становится понятно, что схватки не избежать.
Гидон выступает во главе армии, и, подобно Йегошуа, проявляет незаурядный талант и изобретательность. С отборным отрядом он нападает на лагерь врагов, применяя военную хитрость:
 
Шофтим 7:16-21
(16) И разделил он триста человек на три отряда, и дал в руки всем им шофары и пустые кувшины, а внутри кувшинов – светильники; (17) И сказал им: на меня смотрите и делайте то же; и вот, я подхожу к краю стана, и будет, как сделаю я, так делайте и вы. (18) Когда затрублю я в шофар, я и все, которые при мне, трубите и вы в шофары вокруг всего стана и скажите: "За Г-спода и за (через) Гидона!" И подошел Гидон и сто человек, которые с ним, к краю стана к началу средней стражи; как только те выставили стражей, затрубили они в шофары и разбили кувшины, которые (были) в руках у них. (19) И затрубили (все) три отрада в шофары, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке своей шофары для трубления, и кричали: меч за Г-спода и за (через) Гидона! (20) И стояли они, каждый на своем месте, вокруг стана; и разбежался весь стан, и кричали, и обратились в бегство. (21) Когда затрубили те триста шофаров, обратил Г-сподь меч одного на другого во всем стане; и бежал тот стан до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата.
 
Войско Мидьяна разбито и деморализовано, Гидон бросается в погоню. В итоге он захватывает в плен вражеских предводителей, а также восстанавливает израильское влияние в приграничных областях. Это способствует росту его популярности в народе.
 
Шофтим 8:22
(22) И сказали Йсраэйльтяне Гидону: владей нами и ты, и сын твой, и сын сына твоего, ибо ты спас нас от руки Мидйанитян.
 
Однако Гидон отклоняет предложение стать царем. Все постепенно возвращается на круги своя. Среди израильтян вновь распространяется культ Баала. Кроме того, происходят внутренние неурядицы – борьба между представителями отдельных кланов и колен за влияние. Часто они перетекают в ожесточенные войны, сопровождающиеся многочисленными жертвами и разрушениями.
Однако цепочка судей пока полностью не пресеклась. После смерти сына Гидона, Авимелеха, еврейское ополчение возглавляет Тола бен Пуи, бен Додо, а после его смерти - Яир Гиладянин . Текст почти ничего не сообщает нам об этих судьях и не говорит конкретно, с кем именно они воевали. После смерти Яира наступает период «безвластия». Этим пользуются филистимляне и аммонитяне. Они нападают – одни с побережья, другие из-за Иордана – на погрязший во внутренних конфликтах Израиль.
 

Ифтах

 
Следующий судья, который встает на защиту Израиля, - также выходец из Гилада. Как сообщает нам Писание, прошлое этого человека весьма сомнительно. Сын блудницы, изгнанный старшими братьями из родного дома, он промышляет грабежом на дорогах. Видимо, он все же не был заурядным главарем разбойничьей шайки, и, кроме того, сумел так зарекомендовать себя, что когда угроза аммонитян становится критической, старейшины Гилада обращаются к нему с просьбой возглавить ополчение, давая понять, что сожалеют об учиненной с ним несправедливости. Ифтах соглашается и отправляет послов к царю Аммона. Результатам их визита и завязавшегося между Ифтахом и аммонитянским царем спора стала первая (но далеко не последняя) попытка врагов Израиля «переписать» историю в свою пользу.
 
Шофтим 11:12-13
(12) И послал Ифтах послов к царю сынов Аммоновых сказать: что тебе до меня, что пришел ты ко мне воевать в стране моей? (13) И сказал царь сынов Аммоновых послам Ифтаха: потому, что взял Исраэйль при выходе своем из Египта землю мою от Арнона до Яббока и до Ярдэйна; а теперь возврати мне их (города, принадлежавшие Моаву,) с миром!
 
Ифтах, что несколько неожиданно для бывшего главаря разбойников, отвечает  очень развернуто и аргументированно. Это еще раз подтверждает его необычайные способности. Не пожалеем время, прочитаем обзор недавней на тот момент истории, составленные евреем рубежа I тысячелетия до новой эры.
 
 
Шофтим 11 : 14 - 24
(14) И опять послал Ифтах послов к царю сынов Аммоновых, (15) И сказал ему: так сказал Ифтах: не взял Исраэйль земли Моавитской и земли Аммонитской, (16) Ибо, когда шли из Египта, Исраэйль шел по пустыне до Ям-Суфа и пришел в Кадэйш. (17) И послал Исраэйль послов к царю Эдомскому сказать: "Позволь мне пройти через землю твою", – но не послушал царь Эдомский; также к царю Моавитскому он посылал, но и тот не согласился; и остался Исраэйль в Кадэйше. (18) И шел пустынею, и обошел землю Эдомскую и землю Моавитскую, и пришел к восточной стороне земли Моава; и расположились станом за Арноном, и не входили в пределы Моавитские, ибо Арнон есть граница Моава. (19) И послал Исраэйль послов к Сихону, царю Эморейскому, царю Хэшбонскому, и сказал ему Исраэйль: -"Позволь нам пройти через землю твою до места моего!" Но не доверил Сихон Исраэйлю пройти через пределы свои; и собрал Сихон весь народ свой, и расположился станом в Яаце, и сразился с Исраэйлем. (20) И предал Г-сподь, Б-г Исраэйлев, (21) Сихона и весь народ его в руки Исраэйля, и побили они их, и завладел Исраэйль всей землей Эморийцев, жителей той земли. (22) И завладели они всей страной Эморийцев от Арнона до Яббока и от пустыни до Ярдэйна. (23) А ныне Г-сподь, Б-г Исраэйлев, изгнал Эморея от лица народа Своего, (24) Исраэйля, а ты завладеть хочешь ею? Ведь то, чем даст тебе владеть Кемош, Б-г твой, этим завладеешь ты, а всеми теми, (землями), с которых прогнал пред нами Г-сподь, Б-г наш, этим владеем мы.    
 
Впрочем, царь Аммона остается глух ко всем этим аргументам, ведь, по сути, им движет не вопрос восстановления какой-то исторической справедливости, а желание провести успешную завоевательную кампанию. Ифтах выходит на войну и дает необычный обет: принести в жертву Всевышнему первого, кто выйдет ему навстречу, когда он вернется с войны домой. Сражения с аммонитянами проходят успешно: враги изгнаны за пределы страны, их армия разбита. Ифтах возвращается домой. К его ужасу, первой выходит ему на встречу его единственная дочь, с тимпаном и плясками.
 
Шофтим, 11:39-40
(39) И было, к концу двух месяцев возвратилась она к отцу своему, и совершил он над нею обет свой, который дал, и не познала она мужа. И стало обычаем у Исраэйля: (40) Из года в год ходили дочери Исраэйлевы оплакивать дочь Ифтаха Гиладянина четыре дня в году.
 
После этого происходит междоусобная война колена Эфраима с жителями Гилада. Через шесть лет с момента начала судейства Ифтах умирает. После него упоминаются еще трое судей, опять без каких либо значительных подробностей своего правления: Ивцан из Бейт-Лехема, Эйлон из колена Звулуна и Авдон, сын Илейля. В общей сложности эти судьи правили 25 лет.
 

Шимшон (Самсон)

 
Шимшон – одна из самых загадочных, противоречивых и, вместе с тем, привлекательных личностей, описанных в ТаНаХе, - образ, нашедший свое отражение в бесчисленных произведениях искусства и литературы.
После смерти Авдона опять начинается период «безвременья», сопровождающийся очередным всплеском идолопоклонства и беззаконий в израильской среде. Активизируются жители побережья -  филистимляне (плиштим). В это время в колене Дана у бездетной жены некоего Маноаха наконец рождается ребенок. С самого рождения ребенок этот объявляется «назиром» (назореем) – человеком, посвященным Всевышнему.
Понятие назира нам впервые встречается еще в Торе - это одна из форм обета, который человек может дать Всевышнему в случае, если просит исполнить какую-то очень важную для него просьбу. Назир не должен, в частности, стричь волос, пить виноградные напитки. В основном человек сам решал, становиться ли ему назиром, и если да, то на какой срок (обычно год). Но в ряде случаев родители могли объявить назиром своего ребенка. Так произошло и с Шимшоном.
Он подрастает и начинает свою борьбу против плиштим. Надо отметить, что если его предшественники всегда выступали во главе войска, составленного из представителей либо всех, либо некоторых колен, Шимшон почти все время действует в одиночку. Перед нами описание войны одного человека, и это сильно отличает Шимшона от других судей. Кроме того, мы увидим, что далеко не всегда израильтяне поддерживают выступления Шимшона против плиштим.
Текст сообщает нам, что Шимшон решил взять в жены филистимянку. И хотя далее указывается, что такой выбор был своего рода «провокацией», выглядит он все равно очень необычно. Несмотря на сильную ассимилированность в области религии и культуры, евреи Эрец Исраэль старались жениться на «своих», и, как мы писали выше, большое значение придавали не только принадлежности к еврейскому народу, но и даже к определенному колену.  Кроме того, чтобы родители плиштимской девушки дали согласие на брак, надо было как-то войти в контакт и укорениться в среде плиштим. Известный политический деятель, переводчик и литератор  З. Жаботинский в своем романе «Самсон-назорей» выдвигает любопытную версию двойственного отношения к Шимшона к филистимлянам. С одной стороны, он ненавидит их как захватчиков и прилагает все силы к тому, чтобы изгнать их с еврейских земель. С другой – его очень привлекает высокая культура плиштим, объединившая достижения крито-микенской и финикийской цивилизаций. Жаботинский построил портрет своего героя не на пустом месте. Культура плиштим близкородственна крито-микенской цивилизации, в свою очередь определившей развитие античной Греции. Она сочетала базовые принципы полисной демократии (выборность многих институтов власти, активное участие граждан в политическом процессе) с четкой иерархической структурой, высоким уровнем организации армии и систем местного управления. С Крита плиштим привезли и развитые ремесленные технологии: их керамика  и мелкая пластика служит украшением многих музеев мира, металлические орудия поражают своим высоким качеством и изяществом. Как и от культуры Крита, до нас дошло мало литературных памятников, но при раскопках как в прибрежной зоне Израиля, так и внутри страны был обнаружен эпиграфический материал (надписи на камнях, надгробиях, черепках керамики), позволяющий предположить, что описание плиштим в ТаНаХе вполне адекватно тогдашней действительности.
 
Так или иначе, свадьба Шимшона с филистимлянской девушкой происходит, но в итоге прямо на свадебном пиру разгорается ссора между женихом и семьей невесты. Шимшон в одиночку умудряется спалить все посевы поселения Тимната, а также одержать победу над всеми его жителями.
Плишитим высылают карательную экспедицию. Еврейское население решает, что проще выдать Шимшона, нежели вступать в конфликт.
 
Шофтим 15
(11) И сошли три тысячи человек из Йеудеи в ущелье скалы Эйтам, и сказали Шимшону: ведь ты знаешь, что Пелиштимляне властвуют над нами, и что же это ты нам наделал? И сказал он им: как поступили они со мною, так поступил и я с ними. (12) И сказали они ему: связать тебя сошли мы, чтобы предать тебя в руки Пелиштимлян. И сказал им Шимшон: поклянитесь мне, что вы сами не убьете меня.    
  
Соплеменники передают Шимшона в руки врагов. Однако, как только его переправляют в расположение плиштимских отрядов, он в одиночку вступает в схватку, и, как сообщает нам текст, убивает тысячу врагов. Это тот самый знаменитый бой с использованием ослиной челюсти. Современному читателю он кажется невероятным и напоминает чудесные проишествия во время битв, описанные в книге Иегошуа. Но стоит отметить, что в условиях гористой местности, как мы знаем, скажем, из более поздней греческой истории, один человек или небольшая группа, занявшая выгодное положение, могла нанести противнику непропорционально большие потери.
 
Справившись с плиштимским отрядом, Шимшон совершает дерзкую вылазку в Азу (Газу), где похищает городские ворота. Это акт в большей степени символический,  но оттого еще более болезненный для плиштим, нежели проигрыш в обычной военной схватке.
 
Начинает казаться, что Шимшон непобедим, но, увы, опасность подстерегает его в самом неожиданном месте.
 
Шофтим 16:4-5
(4) И было после этого: полюбил он женщину в долине Сорэйк; а имя ее Делила. (5) И поднялись к ней князья Пелиштимские, и сказали ей: уговори его и выведай, чем велика сила его, и чем нам одолеть его; и мы свяжем его, чтобы мучить его; а тебе мы дадим каждый тысячу сто серебряных (шекэлей).
  
 
Далила принимает их предложение, и через какое-то время плиштимлянам удается захватить Шимшона. Его лишают зрения и держат в качестве раба и шута в Азе.
Будучи приведен на очередное празднество позабавить толпу, Шимшон совершает свой последний подвиг – обрушивает колонны общественного здания, в котором находилось масса плиштим, и, погибнув под развалинами, убивает, как сообщает нам текст, народу больше, чем за все время своей, полной битв, жизни.
 
Собственно, на истории Шимшона заканчивается «хронологическая» часть книги Шофтим. В конце книги приводится еще два очень ярких и содержательных истории: о святилище, которое соорудил некий Миха, и о левите и его наложнице, остановившихся в городе Гива, а также последовавшей за тем жестокой стычке представителей всех колен с коленом Биньямина. Однако основная роль этих фрагментов - «проиллюстрировать» царившее в то время в израильской среде беззаконие, раздробленность, ассимиляцию и неизбежно связанный с ней упадок нравственности.
Однако сам «период Шофтим» с окончанием одноименной книги не прекращается. Рассказ о событиях, которые можно к нему отнести, продолжается в следующей книге – книге пророка Шмуэля.
 
Но прежде чем перейти к рассказу об этом выдающемся духовном наставнике и политическом деятеле, стоит рассмотреть один важный момент. Текст Танаха дает нам морально-этическое объяснение непрерывной агрессии соседних народов против Израиля: бедствия еврейского народа связываются с его собственными прегрешениями, с несоблюдением Божественных предписаний. Попробуем подойти к проблеме с другой стороны и ответить на вопрос: а что двигало самими агрессорами? Какие мотивы побуждали их непрестанно нападать на Израиль? Ответ достаточно очевиден: во многом это вульгарная жажда наживы. Кочевые и полукочевые племена юга были заинтересованы в первую очередь в регулярном получении дани, а также в возможности совершать грабительские налеты, не боясь столкнуться с сильным сопротивлением. В то же время, с Севера исходила угроза несколько иного типа: помимо заинтересованности в дани, для более развитой государственности хеттов и амореев был важен и сам регион, выгодно расположенный возле побережья и на торговом пути в Египет. Помимо евреев, для северных народов стратегическими противниками были и плиштим, и финикийские города. Последние, в свою очередь, переживая экономический подъем за счет морской торговли, стремились расширить свои прибрежные владения. Для плиштим, в частности, отвоевание прибрежной полосы и центральных районов страны, было вопросом жизнеобеспечения: рост населения требовал пахотных земель и пастбищ. Кроме того, для приморской державы важно плотно закрепиться на суше, чтобы обезопасить свои порты от нападения. Плиштим, в отличие от моавитян или амалекитян, совершавших разовые грабительские набеги, пытались закрепиться в районе как колонизаторы. В частности, как мы увидим далее из текста, они даже пытались производить политику замирения и ассимиляции местного населения, что им иногда вполне удавалось.  
 
 

Юность Шмуэля. Священнослужение в Израиле в период Судей.

 
Несколько раз в тексте Торы (Хумаша), мы встречаем указания Всевышнего, касающиеся порядка и места жертвоприношений и празднеств. Из них следует, что в какой-то момент в месте, указанном самим Всевышним, должно быть возведено постоянное святилище, которое станет единственным центром жертвоприношений. Во время скитаний по пустыне, когда народ Израиля был собран компактным лагерем, жертвы возносились в переносном святилище – Шатре Собрания (Оэль Моэд).
В процессе заселения Земли Обетованной евреи сильно рассредоточились территориально, и были разрешены т.н. «индивидуальные жертвоприношения». Это значило, что каждый человек (или группа людей) мог возносить большую часть установленных жертв в том же месте, где проживал. Но, вместе с тем, сохранялась роль переносного святилища как религиозного центра. Оно не имело того статуса, которое получил позже Храм, но было местом локализации Божественного Присутствия (Шхины), а также хранилищем таких святынь, как Скиния Завета со скрижалями. Для этой переносной конструкции выделялось специальное место, где она, помещенная в ансамбль дополнительных построек, выступала в качестве «временного Храма». Самой долгосрочной такой «стоянкой» было место под названием Шило. Туда прибывали массы людей на «Праздники Восхождения» (Шалош Регалим – Песах, Шавуот, Суккот). Приходили туда и в течение всего года, чтобы помолиться Всевышнему о личных нуждах: в месте, наполненном особой святостью, можно было ожидать, что молитва будет принята благосклонно.
Среди таких посетителей оказывается мать человека, которому будет суждено сыграть поворотную роль в еврейской истории. Ее зовут Хана, она жена некоего Эльканы, сына Йерохама, сына Элиу, сына Тоху, сына Цуфа, жителя Эфраты. В первой и второй главах первой книги Шмуэля рассказывается, как она, долгое время будучи бесплодна, возносит мольбы о ребенке.
 
Шмуэль I, 1:11
(11) И дала обет, и сказала: Г-споди Ц-ваот! Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Г-споду на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его    
 
Обратим внимание, что, как и ранее Шимшона, будущего ребенка обещают сделать «назиром». Однако если Шимшон после рождения воспитывается в доме родителей до своего взросления, то, когда у Ханны рождается сын, она отдает его на воспитание в дом первосвященника Эли. У коэнов, служивших в Храме, были свои семейства и династии. Династия Эли переживает серьезный кризис: его сыновья абсолютно аморальны, и Эли чувствует, что они вряд ли смогут стать его достойными преемниками. Кроме того, поведение сыновей Эли подрывает авторитет первосвященства в народе. Зато Шмуэль с ранних лет проявляет необычные способности и отличается благородством нрава.
 
 

Дальнейшие войны с плиштим

 
У Шмуэля, хоть еще и отрока, открывается пророческий дар, и в определенный момент он обращается к израильтянам с призывом возобновить борьбу против плиштим.
Однако военная компания с самого начала идет неудачно. Во многом это связано с тем, что в ней активно принимали участие злополучные сыновья Эли. После первого поражения израильтянам приходит в голову взять с собой на войну Ковчег Завета (Скинию) и поместить ее среди войска, как это бывало во времена Иегошуа. Однако этот шаг оказывается совершенно бесполезным: во время второго крупного сражения израильтяне несут огромные потери (30 000 человек, как сообщает нам текст), а сам Ковчег плиштим захватывают в плен. Худшего поражения нельзя себе и представить. Престарелый Эли, узнав о происшедшем, умирает. Все израильтяне чрезвычайно расстроены и подавлены.
 
В шестой и седьмой главах первой книги Шмуэля нам рассказывается о пребывании Ковчега в плиштимских городах. Этот отрывок сообщает много сведений о плиштим. В частности, упоминается божество Дагон, в святилище которого помещается ковчег. Оно, как отмечают исследователи, было божество моря. Возможно, его ближайшим аналогом в более известных нам мифологиях является Посейдон. Для плиштим, пришедших с моря и живших на побережье, культ Дагона был ведущим.
В плиштимских городах начинается необычайной жестокости мор, и после того, как Ковчег перевозится из одного полиса в другой, плиштимляне решают отдать его обратно израильтянам.   В конце концов, плиштим передают израильтянам их святыню. Текст указывает нам новое место, в котором надолго размещается Ковчег, – Кирьят Йеарим.
 

Шмуэль – последний Судья

 
Тем временем Шмуэль становится совсем взрослым. В силу своего авторитета и несомненного пророческого дара, ему удается убедить израильтян оставить идолопоклонство. Он собирает весь народ в месте под названием Мицпа:
 
Шмуэль I, 7:5-6
(5) И сказал Шемуэйл: соберите всех Исраэйльтян в Мицпу, и я помолюсь о вас Г-споду. (6) И собрались они в Мицпу, и черпали воду, и изливали пред Господом, и постились в тот день, и сказали там: согрешили мы пред Господом. И судил Шемуэйл сынов Исраэйлевых в Мицпе. 
 
Как мы видим, Шмуэль здесь выступает в качестве судьи, и как судье ему приходится стать во главе ополчения, которое вновь собирается против плиштим. К тому моменту их суеверный страх, связанный с последствиями пребывания Ковчега в их городах, забылся, и они вновь решаются напасть на Израиль. Однако в этот раз евреи наносят им серьезное поражение. Народ возвращается к мирной жизни, и Шмуэль долгие годы продолжает отправлять обязанности шофета.
Но при всех достоинствах Шмуэля, с ним происходит та же неприятность, что и с его учителем и наставником, священником Эли:
 
Шмуэль I,8:1-5
(1) И было, когда состарился Шемуэйл, то поставил сыновей своих судьями над Исраэйлем. (2) Имя старшего сына его было Йоэйль, а имя второго Авийа; они были судьями в Беэйр-Шеве. (3) Но не ходили сыновья его по его пути, а склонились к корысти и брали взятки и кривили судом. (4) И собрались все старейшины Исраэйля, и пришли к Шемуэйлу в Раму. (5) И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как (это) у всех народов.
 
После долгой истории взлетов и падений институт Судей уже не удовлетворяет народ. Люди испытывают потребность в более сильной и организованной власти. Шмуэль весьма скептически относится к предложению старейшин. Дело, конечно, не в том, что его сыновья нежеланны народу в качестве руководителей, ведь Шмуэль по собственному опыту знает, к каким последствиям может привести передача больших полномочий недостойным наследникам. Его смущает другое. Царская власть воспринимается им как некоторая уступка обстоятельствам, попытка быть «как остальные народы». Народ Израиля, по его мнению,  должен управляться непосредственно Всевышним, или  же временными харизматическими лидерами, которые исполняют Его волю. Шмуэль дальновиден и предвидит политические и моральные издержки, связанные с установлением постоянного царства. В то же время, очевидно, что выборы царя помогут вывести народ из кризиса, порожденного децентрализацией и междоусобными конфликтами.
    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї