ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Иудеи. Полет в космос. Интервью с раввином Мойше Рохлиным.

Мусульмане скоро полетят в космос. А что же иудеи?
Несколько дней назад весь мир облетела сногсшибательная весть. В октябре этого года малазиец – правоверный мусульманин – отправится в космос. По этому поводу в Малайзии был издан свод правил, которыми следует руководствоваться адептам ислама на борту космического корабля. В самом деле, жизнь на орбите предполагает для мусульман ряд сложностей –  от восхода солнца 16 раз в сутки (а это, по идее,

означает 80 молитв в день) до ритуальных омовений и направления на Мекку во время молитвы… Но мусульманские вероучители для каждой ситуации нашли свое решение и утверждают: космос для отправления религиозных обязанностей – не помеха! 
Реакция на эту новость не замедлила себя ждать. В петербургской Синагоге стали раздаваться звонки. Люди интересуются: а как же быть иудеям? Какие проблемы подстерегают правоверного еврея, желающего встретить субботу на орбите, и разрешимы ли они? За ответом на этот вопрос мы обратились к московскому раввину Мойше Рохлину – специалисту по каверзным вопросам Галахи (еврейского закона).
 
«Проблемы, с которыми иудей может столкнуться в космосе, отнюдь не новы. Не обязательно и в космос летать, чтобы эти проблемы стали для вас актуальными», - считает рав Мойше.
 
Космический шаббат
 
- Одна из главных проблем, которая может возникнуть у иудея в космосе, - это соблюдение субботы. Однажды в Израиле был такой случай. Израильский космонавт, неверующий, вообще-то говоря, человек, захотел встретить в космосе субботу, как положено еврею. Он обратился с вопросом о том, как это сделать, к раввину Альперину ключевому сотруднику иерусалимского Института технологических исследований в области Галахи. Этот институт занимается галахическими проблемами, связанными с техникой. Его сотрудники разработали систему видеонаблюдения, которой можно пользоваться в шабат, решили проблему субботней телефонной связи в больнице, создали специальную ручку для написания в субботу врачебных заключений: написанное ею исчезает через 24 часа, поэтому тот, кто пишет такой ручкой в шабат, с точки зрения еврейского закона, ничего не нарушает. Но вернемся к космосу. Решение, которое вынес рав Альперин, таково: суббота на борту космического корабля должна соблюдаться в соответствии с местом вылета с Земли. Время восхода и заката, а значит, начала и конца шабата, рассчитывается в соответствии с тем местом, откуда человек вылетел в космос. Рав Альперин обосновал это решение тем, что понятия «восход» и «закат» применимы только к Земле.
 
Другой точки зрения на эту проблему придерживается раввин Исроэль Баренбаум. Он выстраивает следующее рассуждение: если человек залез на высокое дерево или забрался в колодец, время восхода и заката для него все равно не будет отличаться от времени на поверхности земли. То есть, все временные рамки привязаны к той точке на земле, выше или ниже которой я нахожусь. Теперь возьмем ситуацию с человеком, находящимся в шаттле: с точки зрения галахи, она ничем не отличается от ситуации с человеком, сидящим на дереве. Суббота для него начинается в тот же момент, что и в той точке на Земле, которая в данный момент находится под ним. Но ведь он не стоит на месте, а вместе с кораблем крутится вокруг земли, а значит, все время «влетает» в субботу и «вылетает» из нее. То есть, с точки зрения раввина Баренбаума, справить субботу, как положено, в космосе не удастся. Впрочем, то же самое произойдет с человеком, который будет в субботу перешагивать линию перемены дат: он будет то внутри субботы, то вне ее. Это то, о чем я говорил: данная галахическая проблема, как и многие другие, существовала задолго до полетов в космос.
В частности, проблема, связанная с линией перемены дат, была весьма актуальной в 1940-е годы, когда литовские евреи бежали в Шанхай с помощью консула (ему потом дали звание Праведника народов мира). Многие евреи, пересекшие линию перемены дат накануне Йом Кипура, постились два дня подряд, так как не знали, какой даты им следует придерживаться.  
 
Молитва на орбите
 
- По еврейскому закону, все три ежедневные молитвы строго привязаны ко времени суток. Например, утреннюю молитву необходимо прочитать до истечения первой трети светового дня, вечернюю – после выхода звезд и т.д. Понятно, что в космосе все эти временные рамки отсутствуют, а значит, нет и обязанности их соблюдать. В этой ситуации еврейскому космонавту остается только одно: придерживаться собственных «биологических» часов: проснувшись, помолиться в утреннюю молитву, перед сном – в вечернюю.
Кстати, с этой точки зрения любопытен вопрос о направлении молитвы. По закону, следует молиться, обратившись на юг – в сторону Иерусалимского храма. Именно так ориентированы синагоги во всем мире. В обычных ситуациях направление молитвы определяется так: берется карта мира, чертится прямая линия на юг… Это всегда чревато погрешностями, так как реально поверхность земли – сферическая. Парадоксально, но в космосе эта проблема решается существенно легче: нет никакой сферической поверхности, можно выстроить воображаемую прямую линию до самого Иерусалима. Впрочем, особой проблемы, с точки зрения еврейского закона, здесь в любом случае нет. Космонавт может руководствоваться теми же правилами, что и любой человек, находящийся в движущемся транспортном средстве: направиться к Иерусалиму мысленно, «сердцем».
 
Летать или не летать?
 
- Проблем, связанных с полетом в космос, предостаточно, и для всех из них нужно свое решение. Возможно, что раввины рассмотрят этот вопрос и для каждой ситуации дадут четкие предписания. Или, наоборот, придут к выводу о том, что верующему еврею в космосе делать нечего. Прогнозы сейчас делать сложно, так как данный вопрос сейчас не относится к разряду жестко практических. Думаю, что кому-нибудь из иудеев стоило бы слетать в космос. Потому что тогда он и станет тем самым человеком, который поставит вопрос о космических полетах ребром перед раввинами.
    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї