Соответствующее соглашение было подписано 19 апреля. Занятия и для военных будут во многом носить практическую направленность. Каковы обычаи той или иной нации? Как по незнанию не нарушить табу и не оскорбить чувства верующих? Как выразить уважение хозяину дома? Как распознать экстремистски настроенную группировку? Все эти вопросы будут обсуждаться на лекциях и семинарах, проводимых сотрудниками музея.
О неожиданном симбиозе между музеем и военной структурой мы беседует с руководителем PR-службы Этнографического музея Инной Карпушиной.
- Почему вы решили создать проект именно для военных?
- Дело в том, что военнослужащие в музейном смысле – наиболее забытая категория. А ведь развитие гуманитарной компетентности, в особенности для офицерского состава, - крайне необходимая вещь. У нас уже был некоторый опыт сотрудничества, но теперь мы решили «узаконить отношения». Надо сказать, что руководство Ленинградского военного округа отреагировало на нашу инициативу позитивно, с большим энтузиазмом.
- Где и когда военнослужащим могут пригодиться полученные знания?
Конечно, не в ситуации военных действий. У нашего проекта более мирные цели. Одна из задач – снизить накал страстей внутри армии. Ведь нередко случается, что офицеры и солдаты принадлежат к разным этносам. Коллизии при этом могут возникнуть самые неожиданные. Вот пример, который привел один из слушателей. Солдат-мусульманин говорит офицеру: «Я не буду мыть пол. Отец узнает – я окажусь вне рода».
- И что же делать офицеру в такой ситуации?
Готовых рекомендаций здесь быть не может. Ведь армия – это армия, и главное здесь – приказ. Задача офицера – настоять на том, чтобы солдаты делали то, что положено, а не то, что велит им обычай. Но для этого офицер должен обладать достаточным уровнем знаний. Он должен понимать, что движет этим солдатом, какие культурные факторы лежат в основе его поведения. Это позволит ему «разрулить» ситуацию, настоять на своем, но сделать это тактично, без потерь для всех.
Или такой пример, тоже из жизни: в одной из частей солдаты, родные братья, вели себя не по уставу. И вот к ним должны были приехать родственники – отец и дядя. И ребята чуть не со слезами на глазах принялись умолять командира ничего не рассказывать родным. Конечно, проще всего было отмахнуться от такой просьбы. Но офицер поступил так, как велела ему интуиция, пошел солдатам навстречу. Те преисполнились благодарности. С тех пор с ними уже не возникало никаких проблем. Уже потом, на занятиях, мы рассказали этому слушателю, что в кавказской традиции дядя – очень значимая фигура, даже более значимая, чем отец. Поэтому, если нужно воздействовать на солдата, очень действенный способ – написать родственникам.
- Какие еще «межэтнические» ситуации вы разбираете во время занятий?
- Самые разные. Рынок. Производственные отношения. Встречи на улице. Застолье. Мы разбираем классические коллизии, которые могут возникнуть в подобных ситуациях. Учим, что кому надо сказать. Как оказать уважение хозяину и грамотно принять знаки уважения с его стороны. Все это очень важно. Недаром раньше во всех армиях мира были штатные этнографы. Когда Наполеон вошел в Северную Африку, его сопровождали специалисты, которые давали рекомендации, рассказывали о местных законах и обычаях. На мой взгляд, это очень правильная практика. Этнография сегодня – самая социально прикладная наука.
- А как Вы относитесь к идее создания капелланской службы в армии, которую в настоящий момент реализует ФЕОР (Федерация Еврейских Общин России)?
- Честно говоря, отношение неоднозначное. Армия не должна быть тем местом, где приказ можно как-то трактовать. У военных людей мало возможностей для проявления своей национальной и религиозной идентичности. Поступая в армию, человек начинает подчиняться другим законам. С другой стороны, если уж такая служба будет создана, конечно же, лучше, чтобы каждый имел возможность обратиться к «собственным» духовным наставникам: иудей – к раввину, мусульманин – к мулле…В этом есть определенный позитивный момент. Интервью с инициатором создания капелланской службы в армии раввином Ароном Гуревичем читайте здесь |