беда – это «моральный вакуум». «Военнослужащему необходима моральная поддержка, а кто окажет эту поддержку, как не институт священнослужителей?» - считает раввин. Причем за примером далеко ходить не надо: по словам Гуревича, институт военного духовенства есть во всех странах евразийского пространства, в том числе на Украине и в странах Балтии. Исключение – Россия и... северная Корея. «Настало время создать такую службу и у нас. Вот уже 12 лет подступы к решению этой проблемы пытается нащупать Русская Православная Церковь. Год назад эту инициативу подхватила ФЕОР, то есть мы. А в декабре прошлого года к нам присоединились мусульмане, - говорит Гуревич. – Наша деятельность находит поддержку в самых широких кругах. Недовольны разве что фашисты, они ругают и РПЦ, за сотрудничество и иноверцами, и Путина, и, разумеется, евреев».
С раввином Гуревичем беседует редактор Информационного отдела Анна Бродоцкая.
- Реб Арон, к чему вы стремитесь в первую очередь?
- Мы видим свою роль вовсе не в том, чтобы стать очередной общественной правозащитной организацией. Для создания реально действующего института капелланов нам необходима законодательная база. Как обеспечить солдату-еврею кошерное питание? Увольнительную на субботу? Для всего этого нужны соответствующие законы. Без этих законов все, что мы способны сделать, - это полумеры.
- Как идет работа по законотворчеству?
В настоящее время мы совместно с Министерством Обороны разрабатываем нормативные правовые документы, которые позволят регулировать отношения с российской армией, этим «государством в государстве». В ноябре 2006 года министр Иванов издал приказ о создании при Минобороны Общественного совета. В него вошли многие известные общественные деятели и даже люди из шоу-бизнеса. Назову такие имена, как Папанин, Алекперов, Газманов, Эрнст. Я также вхожу в этот совет.
Члены совета выдвигают различные предложения и инициативы. Я, к примеру, занимаюсь проектами, направленными как на евреев-военнослужащих, так и на оздоровление обстановки в целом. В частности, я предложил ввести преподавание религиоведения в высших военных учебных заведениях. На данном этапе даже не столь важно, с чего начать, главное – пробить брешь в этой косной структуре, коей является российская армия. Многие вопросы приходится решать «на месте», на уровне взаимодействия с конкретными людьми. Как член Совета, я имею права находиться на территории любой военной части и активно этим правом пользуюсь.
- Каким Вам видится институт капелланов в идеале?
- Конечная цель – создать в Москве при Минобороны межконфессиональный координационный центр, который будет заниматься просветительской деятельностью и быстро реагировать на запросы. К примеру, появилась необходимость в халяльной или кошерной пище. Наша задача – оперативно поставить ее запасы на склады. Священнослужители должны обладать расширенными полномочиями, такими, как, к примеру, право присутствовать в военных частях, чтобы иметь возможность повлиять на ситуацию изнутри. Должно быть налажено четкое взаимодействие с ректорами военных учебных заведений. Они могут действенно помочь в том, чтобы душить проявления ксенофобии в армии на корню. Ведь проблема ксенофобии в армии очень серьезна. Представители конфессий чувствуют себя ущемленными, они боятся обнародовать свою религиозную принадлежность. Доходит до курьеза – татары представляются как «православные»! Поэтому первостепенная задача института капелланов – решение проблем ксенофобии и поддержание религиозной идентичности у военнослужащих.
Но пока что до такого положения дел далеко. Конечно, хочется, чтобы солдаты-евреи уже сейчас имели возможность полноценно соблюдать кашрут и Шаббат, но мы ведь живем не на Луне! В данный момент нам нужно, как говорят на иврите, «поставить ногу» на площадку и оглядеться, посмотреть, что конкретно можно сделать. В качестве такой опытной «площадки» мы пока что выбрали Приволжско-Уральский военный округ. Хотим попытаться реализовать там некоторые из наших инициатив. На днях я еду в Екатеринбург в составе иудейско-мусульманской делегации для изучения ситуации и обстановки. Ряд конкретных проектов мы осуществляем уже сейчас.
- Какие, например?
- Мы готовим нескольких раввинов к капелланской службе. С этой целью мы разработали методические пособия, которые будут изданы на средства Министерства Обороны. Недавно мы зарегистрировали благотворительный межрегиональный межконфессиональный фонд помощи ветеранам вооруженных сил (участникам военных действий в Чечне, Афганистане, инвалидам). Фонд учрежден совместными усилиями ФЕОРа, московского Партиархата, Духовного управления мусульман. «В складчину» мы оказываем помощь ветеранам. Фонд называется «Рафаил». Так, согласно иудаизму, зовут ангела-целителя. Такое название предложил я, и никто не возражал, ведь этот ангел есть и в христианской, и в мусульманской традициях.
- Как складываются ваши отношения с коллегами из других конфессий?
- Отношения превосходные! С РПЦ и ДУМ у нас полное взаимопонимание. У нас общие цели и задачи, поэтому мы с легкостью находим общий язык. Я настроен оптимистично и верю, что совместными усилиями мы всего добьемся! |