|
Напомним, 21 февраля Октябрьский районный суд Петербурга отказал школьнице Марии Шрайбер в удовлетворении иска с требованием запретить преподавание теории Дарвина в школе.
- Рав Цви, как еврейские законоучители относятся к теории Дарвина?
- С точки зрения Торы, эволюционная теория Дарвина неприемлема. Согласно Дарвину, процесс эволюции – это цепь случайностей, а человек – не более чем развивающаяся материя. А Тора говорит о Божественном происхождении человека, о том, что все в мире имеет предназначение, смысл и цель.
- А как быть с результатами палеонтологических исследований? Ведь находят, вроде бы, останки древних людей, доисторических животных… Что говорят об этом мудрецы Торы? |
- В еврейской традиции этому есть несколько объяснений. Во-первых, вполне возможно, что Всевышний намеренно дал нам этот мир с уже «готовыми» останками и окаменелостями. Хотел, так сказать, дать человечеству свободу выбора – свободу верить в Творца или считать Вселенную плодом случайной цепи событий. Второе объяснение предлагает 7-й Любавический Ребе. Он пишет следующее: ученые исходят из той предпосылки, что климатические условия на Земле не претерпевали качественных изменений. Но если предположить, что в какой-то момент на Земле произошла масштабная экологическая катастрофа – скажем, Потоп, - то выводы ученых уже не выглядят столь убедительными. Эта катастрофа могла «состарить» вещи в недрах земли, заставить их выглядеть гораздо более древними, чем на самом деле. Третье объяснение заключается в том, что в семь дней Творения все естественные процессы происходили с огромной скоростью, так, что за один день Земля «проделывала» тот путь, который в обычном состоянии прошла бы за миллион лет.
- Является ли, с точки зрения иудаизма, «крамольной» идея эволюции как неуклонного позитивного развития мира и общества?
- Эта идея вполне приемлема. Человечество накапливает знания, опыт и таким образом движется вперед.
- А как это согласуется с еврейским учением о «спуске поколений», согласно которому человечество с каждым поколением регрессирует, теряет связь со своим Первоисточником?
- Одно не противоречит другому. Я бы уподобил эту ситуацию бассейну на корабле. Пловцы в бассейне плывут назад, но сам корабль движется вперед. Ведь, согласно Торе, в конце времен все люди духовно прозреют и признают единого Бога.
- Как Вы относитесь к преподаванию теории Дарвина в школе?
- Поскольку в культуре эта теория получила широкое распространение, трудно себе предствить, чтобы ее не преподавали. Но при этом важно, чтобы дарвинизм подавался как одна из гипотез происхождения человека и Вселенной, а не как окончательная истина, и чтобы наряду с теорией эволюции в школе преподавалась и теория креативизма – Божественного происхождения человека. |