ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Иудео-мусульманский диалог

    

Философский диалог с Захаром Рохлиным

«Ислам и иудаизм, в силу наличия родственных идеологем, а также в силу способа организации знания, могли бы чудесно уживаться друг с другом. Собственно, еврейско-арабское сосуществование раннего Средневековья, с его замечательным интеллектуальным, экономическим и технологическим взлетом, убедительно это показывает».

В это воскресенье в синагоге прочитает лекцию Захар Рохлин – директор педагогического клуба «НЕШ», автор безумно популярного среди читателей нашего сайта Курса истории еврейского народа. Лекция называется «Еврейско-мусульманский философский диалог». В преддверии лекции мы решили побеседовать с Захаром о самых любопытных и «болевых»  точках пересечения трех монотеистических религий.

  - Если говорить о диалогичности культур, то, скажем, диалог иудаизма и христианства носил в Средние века явно полемический характер. Взять хотя бы знаменитый диспут Нахманида. Были ли столь же полемичны отношения между иудаизмом и исламом? Имели ли когда-либо место подобные диспуты?

- Разумеется, полемика иудаизма с исламом была, но протекала она совсем иначе, чем в случае с христианством. Все-таки это более близкие друг другу религии, а, кроме того, исторические отношения с исламом  у евреев формировались совсем иначе, нежели с христианством. Ислам очень быстро развивался, стремительно завоевывал мир. И если христиане первые века своего существования чувствовали себя притесняемым меньшинством, вынужденным доказывать «право на существование» и иудаизму, и враждебно настроенным римским властям, то мусульмане почти сразу оказались победителями. Не было мучительного прошлого, не было общих Священных Книг, право на подлинное знание которых надо было «делить». У мусульман был Коран, и с его дарования они отсчитывают новую эпоху. Иудаизм и христианство воспринимались законоучителями ислама как религии, выполнившие свою историческую миссию, и которые закономерно, с появлением Пророка, становились анахронизмом. Это определило отношение к иудаизму – не было необходимости в том, чтобы убедить евреев переосмыслить свою историю, принять новую интерпретацию священных книг – а ведь именно это составляло предмет диспутов христианского Средневековья. С исламом велись, конечно, теологические споры по отдельным темам, но они, в принципе, не имели такого витального значения, как диспуты в христианских странах. Если диспут в Средневековой Европе был для евреев, в итоге, вопросом жизни и смерти, и проигрыш в диспуте означал усиление репрессий, то в исламских странах, в основном, правители изначально представляли себе, как им относиться к евреям и что с ними делать. Теологические дискуссии на это мало влияли. Таких диспутов, как диспут Нахманида, не было, хотя некоторые «войны на бумаге», конечно, происходили.

- А как вообще ислам позиционировал внутри себя иудаизм? Воспринимался ли иудаизм как некий «духовный атавизм», потерявший смысл с появлением новой веры? Присутствовала ли в исламе внутренняя необходимость обращать в свою веру именно евреев?

- Ислам подразумевает обращение всего человечества, создание «уммы» - общины правоверных. Эта задача выполняется посредством завоевательных Священных Войн, «джихада». Вместе с тем, ислам осознает свое генетическое родство с иудаизмом, и, когда мы говорим о Середневековье, например, наделяет  евреев и христиан, живущих в исламском окружении, особым статусом («зимми»). Они не имеют равных прав с мусульманами, но, в силу уважительного отношения ислама к их священным книгам и заслугам их пророков, их обращение можно отложить для выполнения более приоритетных стратегических задач. Но считалось, что в конце концов,  в какой-то исторический момент, все без исключения народы примут ислам. Поэтому всегда любое обращение приветствовалось. Но какого-то особого предпочтения для евреев не было.

- Обусловлено ли в какой-то мере современное противостояние евреев и арабов религиозными факторами, или это чисто политическое явление?

- Мне интереснее говорить о Средних веках, нежели о современности – на некоторые вещи проще смотреть издалека. Кроме того, меня интересует в большей степени история развития человеческих идей, нежели современная политика. Но понятно, что глупо было бы отрицать религиозную составляющую конфликта. Дело в том, что вокруг нее есть еще масса важных смысловых полей, ось Восток-Запад, например, или глобализация-традиционализм, разделять это напластование смыслов сложно и не всегда продуктивно. Ведь это комплексная проблема. Но, если все же попытаться отвлечься и оставить только столкновение религий, думаю, мы придем к очень предметным вещам – точнее, к одной. Это Храмовая Гора в Иерусалиме. Ислам и иудаизм, в силу наличия родственных идеологем, а также в силу способа организации знания, могли бы чудесно уживаться друг с другом. Собственно, еврейско-арабское сосуществование раннего Средневековья, с его замечательным интеллектуальным, экономическим и технологическим взлетом, убедительно это показывает. Но стратегические задачи и иудаизма и ислама лежат в разных плоскостях, и когда наступил момент реализации этих задач, взаимоотношения между двумя культурами вошли в фазу противостояния.

Лекция Захара Рохлина состоится в воскресенье, 18 февраля, в 15:00

            






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї