ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Завоевание земли Израиля. Захар Рохлин

ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ

Мы  переходим  к рассмотрению важнейшего этапа еврейской истории – завоеванию земли Израиля, Эрец Кнаан. Этот процесс состоял из нескольких этапов и в общей сложности растянулся на несколько столетий.
Выстраивая последовательность событий  в соответствии с еврейскими источниками, можно выделить следующие периоды: «Подготовительный» - завершение странствий по пустыне и подготовка к переходу Иордана; «Завоевания Иегошуа Бин-Нуна (Иисуса Навина) - период интенсивных действий по закреплению «еврейского присутствия» в регионе; «Эпоха Судей» - долгий период локальных войн с кнаанейцами и филистямлянами, далеко не всегда успешных для евреев; «Царствование  Шауля (Саула)» - становление Израильской монархии, консолидация еврейского общества, и, как следствие, прорыв в освоении земли Израиля; «Войны Давида» - период успешных войн и окончательного  завоевания Земли Обетованной.

1. В степях Моава

Рассказ о завоевании Эрец-Исраэль начинается в Торе в книге Бемидбар («Числа»). Движение огромной массы людей на подступах к Кнаану не могло, разумеется, остаться незамеченным. Местные племена довольно быстро понимают, что столкновение неизбежно. По одиночке или в коалициях они начинают собирать силы для войны с евреями.
Первой серьезной и важной победой евреев становится битва с эмореями, возглавляемыми Сихоном, и войсками Ога, правителя местности Башан (Бемидбар, 21).
После поражения, последовавшего за бесславным возвращением разведчиков (см. предыдущий раздел), одержать убедительную победу было очень важно – в том числе и с моральной точки зрения. Текст Торы не столько даже описывает обе эти битвы, сколько повествует о них в литературном, почти «былинном» стиле:
 
Бемидбар, 21:27-29
(27) Поэтому и говорят рассказчики притч: «войдите в Хешбон, обстроится он и утвердится, город Сихона. (28) Ибо огонь вышел из Хешбона, пламень из города Сихона, пожрал он Ар-Моав, жителей высот Арнона. (29) Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Кымоша, сделавшего сынов своих беглецами, а дочерей своих пленницами Эморейского царя Сихона». 
 
Эти две победы нередко упоминаются в литургической поэзии; их приводят в качестве примеров героического прошлого персонажи более поздних книг Торы. 
Из стратегических соображений  Моше и лидеры народа решили переходить Иордан в районе Иерихона. Этот город, как мы увидим ниже, обладал особым значением в регионе.

Бемидбар, 22:1

(1) И двинулись сыны Исраэйля, и остановились в степях Моава, по эту сторону Ярдэйна, при Йерихо 
 
Но печальный пример  Сихона и Ога не останавливает мидьянского царя Балака. Впрочем, Балак пытается действовать более тонко и сначала прибегает к магии, а потом всячески поощряет женщин своего племени вступать в связь с еврейскими мужчинами. Моше и Аарону, а также Пинхасу, который впоследствии еще сыграет важную роль в победах Израиля, удается жестко пресечь начавшееся разложение в народе. Необходимо мобилизовать все силы для решающего броска.
Но прежде чем выступать на войну, надо четко представлять ее цели и задачи, поэтому еще на подходе к Эрец Исраэль Моше и Аарон начинают процедуру раздела земли между коленами. Помимо очевидного стимула к активным действиям, это еще и помогает спланировать ход всей предстоящей кампании, а также  лучше представить себе ее территориальные рамки. Однако сознавая, что Земля Израиля – дар Всевышнего, при ее распределении прибегают к Его помощи: 
 
Бемидбар, 26:52-56
(52) И Г-сподь сказал Моше, говоря: (53) Им да будет разделена земля в наследие по числу имен. (54) Многолюдному дай больший надел, а малолюдному дай меньший надел: каждому по исчисленным у него да будет дан надел. (55) Только по жребию должна быть разделена земля; по именам колен отцов их должны они получить наделы. (56) По жребию должен быть разделен его участок как большому, так и малому (дому).
 
Такой способ распределения также помог избежать возможного соперничества между коленами за наиболее «выгодные» участки земли. Результаты жеребьевки были приняты всеми.

2. «Вторая мидьянская война» и назначение преемника Моше

Ситуация вокруг стана Израиля складывается таким образом, что без серьезного сражения с мидъянитянами не обойтись. Кроме того, необходимо прикрыть движущийся лагерь израильтян с тыла, чтобы не оказаться зажатыми между кнаанейцами и враждебно настроенными племенами Заиорданья.
В ходе начавшихся боевых действий  колена Реувена и Гада, основным занятием которых является кочевое скотоводство, знакомятся с прекрасно приспособленными для этого занятия местностями в Заиорданье. Они просят Моше предоставить им эти территории во владение – при условии, конечно, что наравне со всеми коленами они будут участвовать в освобождении Эрец-Исраэль.
 
Зная о приближающейся кончине, Моше назначает своим преемником Иегошуа Бин Нуна, своего верного ученика. Народ, зная его достоинства и способности, охотно принимает его в качестве руководителя.
 
На «рукоположении» Иегошуа заканчивается событийная часть  Хумаша. Последняя книга, «Дварим», в основном представляет собой предсмертную речь Моше, обращенную к народу Израиля. Но прежде чем закончить обсуждение событий, изложенных в Торе, и перейти к книге Иегошуа Бин Нуна, стоит остановиться на одном очень важном моменте.

3. Социальное устройство еврейского общества в период завоевания Земли Израиля

Выйдя из Египта достаточно стихийно, к пределам Земли Обетованной еврейский народ подошел, уже имея сложившуюся и развитую общественную структуру и систему социальных отношений.
Еврейское общество организовывалось по двум принципам: иерархическому и кровнородственному.
В недельной главе Итро (книга «Шмот») описаны институты управления, которые Моше вводит по совету своего тестя. Мужское население поделено на группы, численностью кратные 10: вспомним, что 10 совершеннолетних мужчин – это т.н. молитвенный кворум, миньян. Само численное значение миньяна устная традиция связывает с описанием обустройства израильского общества, изложенным в книге «Шмот».
Соответственно, народом руководят главы десятков, сотен и тысяч. Вверху иерархии стоит совет старейшин (зкеним). Над старейшинами может находиться еще один, верховный руководитель – либо общепризнанный лидер народа, такой как Моше или Иегошуа, либо, в позднейшее время, царь. Такая система предполагает выборность почти всех должностей и, как следствие, достаточно полное представительство интересов народа в управлении. В отличие от монархических или олигархических систем управления Древнего Востока, такой тип руководства был передовым и демократичным.
Но, помимо вертикали власти, важную роль в регулировании еврейской жизни играли кровнородственные отношения. Весь народ делился на колена. Браки предпочтительно было заключать с представительством своего колена. Прозелиты, присоединяясь к еврейскому народу,  через поколение также входили в то или иное колено. Внутри колен, каждое из которых имело своего главу, существовало несколько основных «семейств», или, выражаясь современным языком, кланов. Главы этих семейств составляли второй уровень руководства коленом. И уже внутри этих семейств находились отдельные семьи. Мы видим, что имена многих упоминающихся в Торе людей состоят из трех или четырех уровней. Нам  сообщают, например, что есть некий А., сын Б, сын В., сын Г. Например:
 
Шмот, 35:30
(30) И сказал Моше сынам Исраэйлевым: смотрите, Г-сподь призвал именно Быцалэйла, сына Ури, сына Хура, из колена Йыудина.
 
Такая форма именования дает возможность определить, к какому колену Израиля принадлежал человек, в какой клан входил, к какому семейству внутри этого клана – или даже ветви этого семейства – он принадлежал.
 
Понятно, что две эти системы – кровнородственных отношений  и иерархического руководства –  были тесно связаны между собой, и ключевые позиции занимались людьми, удовлетворяющими критериям обеих систем. Идентификация со своим коленом была очень сильна и играла значительную роль в общественных отношениях вплоть до падения Северного (Израильского) царства, когда 10 из 12 колен были уведены в плен. После этого события роль кровнородственных связей в еврейском обществе стала гораздо менее значимой.

4. Иерихон: «ключ» к Эрец Исраэль

Народ Израиля пребывает в трауре после смерти Моше, но подготовка к переходу реки Иордан уже начинается. Иегошуа посылает двух разведчиков обследовать подступы к городу Иерихону (Йерихо) и его окрестности. Устная традиция сообщает, что разведчиками были Пинхас и Калев.
Иерихон, входящий в число древнейших городов мира, представлял собой одну из самых неприступных крепостей на всем Востоке. Археологи обнаружили остатки т.н. «циклопической» кладки стен, которые невозможно было разрушить никакими осадными орудиями той поры. Находясь неподалеку от места впадения р. Иордан в Мертвое Море, на стыке трех регионов –  Прииорданья, Иудейских гор и пустыни Негев – Иерихон являлся важнейшим стратегическим пунктом, «ключом» к Эрец Исраэль. Оставлять его в тылу было бы весьма опрометчиво: такая крепость могла бы остановить продвижение евреев вглубь страны.
 
Описание пребывания разведчиков в Иерихо (Иегошуа, 2) содержит любопытные сведения об укладе жизни древнего восточного города-крепости. В ходе своего визита разведчики останавливаются в доме женщины Рахав, чей род занятий – зона –  (ивр.) часто неверно переводят как «блудница».
 
Иегошуа, 2 :1.
(1) И послал Йеошуа, сын Нуна, из Шиттима двух мужей-соглядатаев тайно, сказав: идите, осмотрите землю и Йерихо. И пошли они, и пришли в дом женщины-блудницы, чье имя Рахав, и остались ночевать там.
 
На самом деле, как показывает ряд исследователей, в то время в регионе существовал совершенно особый тип женщин, который сейчас бы мы охарактеризовали как «бизнес-леди», т.е. незамужние женщины, занимающиеся частным предпринимательством. Это могла быть торговля, производство каких-то изделий или лакомств на продажу или, как в данном случае, содержание постоялого двора. Интересны дальнейшие подробности визита: так, мы узнаем, что дом Рахав был встроен прямо в крепостную стену и составлял вместе с ней часть городских укреплений. Это могло объясняться дефицитом места под внутригородскую застройку, либо же стремлением градостроителей усилить фортификации за счет «гражданских» зданий. В восточных жилищах полезной площадью являлись все пространства, включая крыши – их использовали для хозяйственных нужд (в данном случае – для сушки льна). Именно на крыше Рахав прячет разведчиков, когда их начинают искать. 
Из этого эпизода мы узнаем и о том, что жизнь города-крепости подчинена строгому режиму: ворота закрываются перед заходом солнца, стража, выполняющая функции полиции, следит за всеми прибывшими.
 
Итак, разведчики возвращаются, выполнив полную опасностей миссию, и начинается переход Иордана. Двигаясь организованным лагерем, евреи располагаются вблизи Иерихона и приступают к осаде.
 
Иегошуа, как сообщает нам текст,  действует в соответствии с повелениями Всевышнего: завоеватели в течение семи дней обходят городские стены, трубя при этом в шофар (специальные музыкальные инструменты из бараньего рога). На седьмой день еврейское войско издает боевой клич, от которого рушатся неприступные стены крепости, и армия беспрепятственно врывается в город. 
 
Иегошуа, 6:20-21
(20) И вскричал народ, и затрубили в рога. И было, как услышал народ звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны, и захватили город. (21) И уничтожили все, что в городе: от мужчин до женщин, от юношей до старцев – и до быков, и овец, и ослов, острием меча.
 
 
Как невозможно объяснить рациональным путем, отчего расступились воды Тростникового Моря, так и невозможно дать рационалистическое объяснение рассказу Торы о падении Иерихонских стен.
Так или иначе, город-государство  Иерихон надолго сходит с исторической арены. (Археологические раскопки показывают отсутствие какой-либо жизнедеятельности с 11 по 9 вв. до н. э.,  и только с 8-го в. до н.э. город возрождается вновь, уже под еврейским владычеством). Рахав и ее семейство разведчики, согласно предварительному уговору, выводят из города. Предание говорит, что Рахав стала женой Иегошуа.

5. Сражение возле Айя. Гора Эйваль и гора Гризим

Следующим стратегическим пунктом на пути все более углублявшегося в страну еврейского войска оказался город-государство Ай. Первая попытка взять его приступом закончилась поражением, несколько ослабившим моральный дух армии. Однако повторный штурм оказывается успешным. В отличие от осады Иерихо, в ходе которой победа была достигнута, согласно тексту книги, сверхъестественным образом, в описании битвы за Ай мы видим пример незаурядного тактического мастерства и военной хитрости:
 
 
Берешит, 8:11-21
(11) И весь народ боеспособный, который с ним, выступил; и подошел, и пришел к городу, и поставил стан с северной стороны Айя, а долина была между ним и Айем. (12) И взял он около пяти тысяч человек, и посадил их в засаду между Бэйт-Эйлом и Айем, с западной стороны Айя. (13) И они расположили нарйд, весь стан, который был, к северу от города, а засадный отряд – к западу от города; а Йеошуа ходил в ту ночь посреди долины. (14) И было: когда увидел это царь Айя, то поспешили, и встали рано, и выступили люди города против Исраэйля на сражение, он и весь народ его, на назначенное время (в место) пред равниной; а он не знал, что для него есть погнались за Исраэйлем. (18) И сказал Г-сподь Йеошуе: простри копье, которое в руке твоей, к Айю, ибо Я предам его в руки твои. И простер Йеошуа копье, которое в руке его, к городу. (19) И сидевшие в засаде тотчас поднялись с места своего и устремились, как только простерлась рука его, и вошли в город, и взяли его, и вскоре зажгли город огнем. (20) И повернулись назад люди Айя, и увидели: вот дым от города поднялся к небу. И не было у них силы бежать ни туда, ни сюда; а народ бежавший к пустыне, обратился на преследователей. (21) Йеошуа и весь Исраэйль, увидев, что засада взяла город и что поднялся дым от города, возвратились и стали поражать жителей Айя. (22) А те из города вышли навстречу им, так что оказались они среди исраэйльтян с одной стороны и с другой.    
 
После битвы при Айе, как сообщает нам текст книги, Иегошуа собирает народ возле гор Эйваль и Гризим, расположенных друг напротив друга по краям долины Шхема. Там он еще раз зачитывает всему народу Тору Моше, записывает ее на камнях и возводит жертвенник Всевышнему. Этот жертвенник сохранился до сих пор, к нему водят экскурсии.
  
Победы над Иерихоном и Айем знаменуют окончание первого этапа завоевания Эрец Исраэль. Евреям удается закрепиться внутри Земли Кнаан и перейти к планомерному заселению территории. Помимо стратегического значения, эти военные достижения имели положительный моральный эффект: они воодушевили еврейских воинов и посеяли панику в кнаанейских полисах, враждебно относившихся к пришельцам.

6. Гивонитяне и «Битва пяти царей»

Часть кнаанейских племен, как мы уже говорили, с самого начала заняла резко агрессивную позицию по отношениям к пришельцам и готовилась к войне. Однако другая часть бежала, опасаясь классической «завоевательной компании» в стиле Древнего Востока, с геноцидом и порабощением в качестве неотъемлемых атрибутов. Некоторые же решили попробовать заключить союз с новым и сильным «игроком» на политической карте. Одним из таких племен были хивеи, столицей которых был город Гивон. Зная, что евреи вряд ли захотят принять в свою среду местных жителей или заключить с ними союз, они прикинулись кочующими мигрантами:
 
Иегошуа, 9:4-6
(4) И поступили они тоже хитро: пошли, и прикинулись посланцами, и положили ветхие мешки на ослов своих и мехи вина ветхие, лопнувшие и перевязанные, (5) И обувь ветхая с заплатами на ногах их, и одежда ветхая на них; и весь дорожный хлеб их был сухой, заплесневелый. (6) И пошли они к Йеошуе в стан, в Гилгал, и сказали ему и всему Исраэйлю: из страны дальней пришли мы; а теперь заключите с нами союз.
 
Иегошуа и старейшины заключают с хивеями союз. Довольно быстро обман вскрывается, однако, несмотря на сильный гнев Иегошуа, союз не расторгается. Гивонитяне согласны быть даже «дровосеками и водоносами» (наименее престижные профессии в то время), но остаться при этом в среде сынов Израиля.
 
Тем временем крепнет коалиция против евреев.
 
Иегошуа, 10:1-4
(1) И было, когда услышал Адони-Цэдэк, царь Йерушалаима, что захватил Йеошуа Ай и разгромил его, (и что) как поступил он с Йерихо и с царем его, так же поступил он с Айем и царем его, и что примирились жители Гивона с Исраэйлем и остались среди них, (2) Устрашились они очень, потому что Гивон – город большой, как один из городов царских, и он больше Айя, и все люди его храбры. (3) И послал Адони-Цэдэк, царь Йерушалаима, к Оаму, царю Хэврона, и к Пираму, царю Ярмута, и к Яфие, царю Лахиша, и к Девиру, царю Эглона, сказать: (4) Поднимитесь ко мне и помогите мне, и поразим мы Гивон, за то что примирился он с Йеошуей и сынами Исраэйля. 
 
Как мы видим, напасть непосредственно на евреев враги уже не решаются, однако избирают в качестве мишени их более слабого и уязвимого союзника. Кроме того, «наказание» гивонитян за «измену» могло бы нивелировать устрашающий моральный эффект, сопровождавший почти все  действия Иегошуа и его армии.
По приближении неприятельского войска к городу Гивон, местные жители посылают к Иегошуа за подмогой. Несмотря на сложное отношение к гивонитянам, еврейская армия, помня о своих обязательствах, спешит на помощь. Начинается долгое сражение, в описании которого, наряду с демонстрацией полководческого умения Иегошуа и доблести его солдат, наличествуют элементы «божественного вмешательства»: сначала на врагов обрушивается дождь из камней (Иегошуа, 10:11), а потом, чтобы евреи смогли успешно закончить битву, останавливается солнце (Иегошуа, 10:13). Битва заканчивается убедительной победой евреев, пленением и казнью всех пяти царей. Однако после победы в окрестностях Гивона евреям пришлось еще отдельно столкнуться с гарнизонами  полисов Хеврон, Ярмут, Эглон и Лахиш, а также их соседей, прежде чем они смогли захватить эти города.

7. Дальнейшие войны Иегошуа. Влияние кнаанейских религий.    

Армия Иегошуа продолжает двигаться с Юга на Север. В районе озера Киннерет на войну выступает еще один союз кнаанейских племен.
 
Иегошуа, 11:1-4
(1) И было, как услышал (это) Явин, царь Хацора, послал он к Йоваву, царю Мадона, и к царю Шимрона, и к царю Ахшафа, (2) И к царям, которые к северу: на горе, и в степи, к югу от Кинерота (Киннэрэта), и на низменных местах, и в Нафот-Дорес запада; (3) К кенаанеям, что на востоке и западе, и к эморийцам, и хэйтийцам, и перизеям, и йевусеям на горе, и хиввийцам под Хэрмоном, в земле Мицпа. (4) И выступили они и все ополчение их с ними, народ многочисленный, как песок на берегу моря по множеству; и коней и колесниц весьма много. 
 
Это, а также последующие выступления племен заканчиваются победой еврейской армии. Кроме поражения в первой стычке под городом Ай, в книге Иегошуа мы не встречаем упоминаний о проигранных битвах. Все время подчеркивается как стратегическое значение одержанных побед, так и их значение для укрепления морального духа народа, выполняющего непростую задачу – закрепиться и обустроить жизнь на полной врагов земле.
   
Вместе с тем, и из перечня отвоеванных территорий, приводимых в книге, и из обращений Иегошуа к народу, мы видим, что всю Землю Обетованную завоевать пока не удается. В частности, в Иерусалиме остаются йевусеи. Держатся за свои крепости кнаанейцы и плиштимляне прибрежной полосы. Северные территории завоеваны тоже не полностью, и, что особенно беспокоит Иегошуа, в ряде регионов еврейское население расселяется вместе с кнаанейским, низведя его до подчиненного положения, но при этом не изолировав из своей среды. А ведь именно социальное отделение от кнаанитов было одним из важнейших условий успешного заселения Эрец Исраэль. Совместное проживание могло привести к переходу части населения к местным культам и обычаям (что, как будет видно из более поздних книг ТаНаХа, и произошло), а как следствие – к большей уязвимости перед лицом внешних угроз.
 
Последнее обращение Иегошуа к народу показывает нам, что даже по прошествии весьма небольшого времени после прибытия в Землю Израиля, в народе уже возникла опасность идолопоклонства:
 
Иегошуа, 24:15
(15) Если же зло в глазах ваших служить Г-споду, то изберите себе ныне, кому служить вам: божествам ли, которым служили отцы ваши, (бывшие) за рекой, или божествам эморийцев, в земле которых вы живете; а я и дом мой служить будем Г-споду. 
 
Увещевая сынов Израиля, Иегошуа прибегает к резкой иронии, он намекает на то немалое влияние, которым пользовалась египетская религия среди евреев в годы рабства.
Впрочем, ему удается мобилизовать религиозные чувства в народе:
 
Иегошуа 24:16-17
(16) И отозвался народ, и сказал: да не будет того" чтобы оставили мы Г-спода, дабы служить божествам иным! (17) Ибо Г-сподь – Б-г наш, Тот, который вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и который делал пред глазами нашими те великие знамения и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, через которых мы проходили
 
Как мы писали выше, кнаанейские культы типологически, по принципу организации мифологий и элементов поклонения, впитали многие черты египетской религии, память о которой была свежа среди недавних беглецов. Это могло привести к проникновению элементов местной религии в еврейскую жизнь. Но память о чудесах, совершенных во время исхода и тогда, и до сего дня служит очень сильным элементом идентификации с иудаизмом. Именно поэтому ответ народного собрания Иегошуа - « Ибо Г-сподь – Б-г наш, Тот, который вывел нас и отцов наших из земли Египетской» часто использовался в еврейской литературе (особенно средневековья) в качестве одной из формулировок принадлежности к иудаизму, «символа веры».

8. Смерть Иегошуа. Начало эпохи Судей.

Дни Иегошуа подходят к концу:
 
Иегошуа, 24:29-32.
(29) И было, после этих событий умер Йеошуа, сын Нуна, раб Г-сподень, будучи ста десяти лет. (30) И похоронили его в границах его надела, в Тимнат-Сэрахе, что на горах Эфраимовых, на севере от горы Гааш. (31) И служил Исраэйль Г-споду во все дни Йеошуи и во все дни старейшин, которые долго жили после Йеошуи и которые знали всякое деяние Г-сподне, сделанное Им для Исраэйля. (32) И кости Йосэйфа, которые вынесли сыны Исраэйля из Египта, схоронили в Шехэме, на участке того поля, который купил Яаков у сынов Хамора, отца Шехэма, за сто кесит, и достался он сынам Йосэйфа в надел
 
Как мы видим из этого отрывка, преемниками Иегошуа становятся старейшины, из тех, кто в месте с ним пересек Иордан. Про них текст сообщает, что они поддерживали в народе веру – видимо это была одна из важнейших их функций, помимо общего руководства.
Постепенно колена Израиля начинают расселяться по своим наделам (не всегда совпадавшим с территорией, назначенной Моше в ходе проведенной им жеребьевки). Столкновения и попытки вытеснить кнаанейцев и филистямлян продолжаются, но не носят характера крупномасштабной всенародной войны. Начинается продолжительной период автономного сосуществования колен, в каждом из которых существует своя внутренняя система власти. Система социальной иерархии, введенная Моше для всего народа, почти полностью распалась и стала функционировать обособленно внутри каждого колена.
В жизни еврейского народа наступил новый, очень непростой этап.
                






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї