ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

И.А.Барон. Интервью

     Еврей по фамилии Барон – человек, 
                                              вот уже 75 лет соблюдающий Тору
Беседа с Израилем Абрамовичем Бароном – Ветераном войны и труда, Заслуженным учителем - о его жизни и удивительной судьбе
 
Израиль Абрамович Барон родился  в Эстонии, в Тарту в 1931, в первый день праздника Хануки. Его сестра родилась годом позже - в канун Хануки. Как шутит Израиль Абрамович, «нас разделяют 364 дня». Отец Израиля Абрамовича был человеком почитаемым и известным:   единственный на всю Эстонию моэль и шойхет, он еще и много лет подряд исполнял обязанности раввина и кантора. Разумеется, и своих детей он воспитывал в духе еврейской традиции. Израиль Абрамович рассказывает: «В 3 года я знал еврейский алфавит, а с 6 лет пошел в ивритоязычную школу. В Тарту – а это университетский город! – было 18 школ с преподаванием на разных языках. Когда, в 1939 году, к нам приехал президент Эстонии, школьники встречали его с флагами разных стран! Но в 1940 году в Эстонию пришла советская власть.

Иврит был запрещен, из ивритской школы сделали идишскую. Поэтому иврит я со временем забыл, вернее, читаю и пишу, но говорить не могу. Идиш знаю хорошо. По-русски до десяти лет я знал только одну фразу: ‘Я тебе дам по рукам!’ – у меня была русская няня! (Израиль Абрамович говорит на безукоризненном литературном русском языке – прим. редактора). Итак, наша школа получила из Москвы учебники на идише. Кстати говоря, идиш советские методисты как следует перекроили, выбросили оттуда несколько букв и все конечные буквы – софиты. Я помню, что в синагоге старики говорили: «Советская власть  - это эмес она алеф» («Эмес» на идише – «правда», слово «она» обозначает «без». Получается, что советская власть – это «эмес» без буквы «алеф», то есть «мес» - «смерть» – прим. редактора). А потом началась война. В начале июля 1941 г. нам сообщили, что 4 июля в Риге фашисты загнали 1000 евреев в сарай и сожгли. И тогда мы уехали из Тарту».

Так началось военное детство Израиля Абрамовича: скитания, холод и голод. Отец Израиля Абрамовича был направлен в Казань. Вернее, это произошло благодаря усилиям тамошней еврейской общины. Дело в том, что в Казани моэль был уже очень старенький и не мог исполнять свои обязанности. Поэтому там собрались сотни детей, нуждавшихся в обрезании. Главам общины удалось устроить так, что Барону-старшему было выдано направление в казанский госпиталь для лечения с целью дальнейшей отправки на фронт. При этом было заведомо известно, что госпиталь переполнен, поэтому раз за разом моэль якобы безуспешно наезжал в Казань и делал там десятки обрезаний! Кстати говоря, к отцу Израиля Абрамовича обращались не только евреи, но и татары! Татарские семьи очень трепетно относились к обрезанию своих детей. Старенький коэн рассказал своем преемнику любопытную деталь: в былые времена татары расплачивались с моэлем так: ставили его на весы, а другую чашу наполняли продуктами, золотом, драгоценностями – кто что мог себе позволить. Поэтому до войны пожилой моэль был весьма состоятельным человеком.
Несмотря на тяжелые военные годы, семья Израиля Абрамовича строго придерживалась еврейских традиций. Мальчик с 10 лет работал на заводе. Это был тяжелый физический труд, при этом он частенько голодал, но никогда не позволял себе поесть трефного. Бароны оставались верны Торе и заповедям на протяжении всех лет советской власти. Брат Израиля Абрамовича после войны вернулся в Тарту и преподавал там в университете математику. Коллеги так ценили его, что составляли для него специальное расписание, чтобы занятия не пришлись на субботу! С кашрутом у семьи не было особых проблем, пока был жив отец – он резал скот, причем снабжал не только себя, но и всех евреев города. Но в 1949 году отец Израиля Абрамовича умер. После этого семья перешла на вегетарианскую диету.
Сам Израиль Абрамович в 1961 году переехал в Петербург. Мы решили побеседовать с Израилем Абрамовичем о том, как ему удавалось соблюдать заповеди в нашем городе условиях советской власти:
 
- Израиль Абрамович, как Вам удавалось скрывать, что Вы соблюдаете кашрут? Ведь если бы об этом узнали, по головке бы не погладили!
- Мне приходилось делать вид, что я вегетарианец. Я работал в школе, преподавал математику в две смены. Все идут на обед, а я говорю: «нет, не пойду, там еда не вегетарианская!»
- А как удавалось соблюдать субботу и еврейские праздники?
- В этом смысле мне повезло: в школе, где я работал, суббота была выходным днем. В праздники я по возможности старался найти благовидный предлог, чтобы остаться дома. Конечно, это удавалось не всегда, но тогда я находил такие формы работы, чтобы не писать. Я вел урок устно, а все записи вели ученики. Так я еще и поощрение получил от начальства за нестандартный подход к преподаванию! 
- Значит, начальство Вас ценило?
- Да, ко мне очень хорошо относились. Школа в Кировском районе, в которой я работал, была огромной, на 1200 учеников. Я не только преподавал школьникам, но и занимался переквалификацией инженеров, которые шли в учителя, был председателем методического объединения. Так о моих взрослых учениках с гордостью говорили: «Школа Барона!» А школьники мои участвовали во всех математических олимпиадах, один раз от нашей школы было 100 человек, и 68 из них получили дипломы!
Меня все агитировали в партию вступить, а я не хотел и отговаривался: «пока Героя труда не получу, в партию вступить недостоин!» Вот от меня и отстали.
- А удавалось соблюдать все остальные заповеди? Например, заповедь о тфилин?
- Конечно! Тфилин я привез из Казани. Его заказал мой отец еще за два года до моей Бар-мицвы. Он прослужил мне почти всю жизнь! Вот только недавно совсем обветшал, и я его сменил.
- Бар-мицву Вы как справляли?
- Моя Бар-мицва выпала на войну – это было в 1944 году. Бар-мицву отпраздновали в мой день рождения – 1-й день Хануки. Мы тогда жили в Алатере. У нас дома собрались все евреи городка. Я читал вслух Тору. После этого один старик ко мне подошел и сказал: «Я не слышал этого вот уже 50 лет!»
- Вернемся к Вашей жизни в Ленинграде. Как вы выходили из положения, к примеру, в Песах? Ведь нужна маца, кашерное вино…
- Вино мы делали сами из изюма. Рецепт я и сейчас помню! Маца в Ленинграде была, мы сюда ездили за мацой и когда жили в Тарту – привозили и для себя, и для всех тартуских евреев.
- Известно, что в Синагогу в те годы ходить было опасно. Было ли в Ленинграде какое-то место, где верующие евреи тайком собирались для молитвы ?
- На Староневском проспекте, в доме 139 жила семья Ромм. Отец семьи был раввином, у него было 3 сына. В этой семье с былых времен сохранился свиток Торы. Кстати, в моей семье Тора тоже была, ее подарили отцу, когда он жил в Казани. Там, на Староневском, мы собирались по субботам, молились в миньяне и читали Тору. Разумеется, соблюдали конспирацию: приходили все в разное время и уходили тоже не все сразу – как будто просто пришли в гости.
- Я знаю, что в Ленинграде Вы женились. Как Вы познакомились со своей будущей женой, кто поставил Вам хупу?
- В Ленинграде жил шойхет по фамилии Зайчик. Его дочь вышла замуж за моего брата. А на свадьбе брата я познакомился с подружкой невесты – она и стала моей женой. Хупу мы поставили в квартире бабушки жены на Литейном, 15. Поставил ее мой тесть – он был раввином, как и его брат Берл. Так что на «Шева Брохос» у меня было целых два раввина!
- А с Лубановым, тогдашним раввином Ленинграда, Вы были лично знакомы?
- Да, был. Это замечательный человек.  Он присутствовал на хупе моего брата, а на моей – нет, так как был болен.
- И по сей день Вы придерживаетесь всех традиций нашего народа?
- Разумеется! До сих пор, несмотря на немолодой возраст, я регулярно хожу в синагогу, чего и вам всем желаю!
- Поздравляю Вас с минувшим юбилеем! Большое спасибо за беседу!
 
Примечание редактора: когда Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер отлучается из города, вместо него Тору в Большой Хоральной синагоге читает не кто иной как Израиль Абрамович Барон!
    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї