Йом Кипур 5767
"Йом Кипур-5767, или Святые торги в Малой Синагоге |
Вчера всем еврейским миром справляли Йом Кипур. Хотя «справляли», пожалуй, – не совсем подходящее слово. Скорее – соблюдали, чествовали, чтили. В Петербургской синагоге в этот день, как и во всякий Йом Кипур, было торжественно и многолюдно. И, как и во всякий Йом Кипур, происходило удивительное перевоплощение: толпа пришедших на молитву людей на глазах превращалась в единую общину, взывающую к Б-гу. Удивительно наблюдать, как при звуках молитвы смолкают праздные разговоры. На осунувшихся от поста лицах молящихся – страх и надежда. Мужчины в белых одеяниях падают ниц, склоняясь перед могуществом Всесильного. Люди в буквальном смысле бьют себя в грудь, исповедуясь в своих грехах и моля Всевышнего о прощении
«за то, что мы согрешили пред Тобой суесловием;
за то, что мы согрешили пред Тобой, обманув ближнего;
|
| что мы согрешили пред Тобой тем, что полагались только на собственный разум».
И все вкладывают в слова древней молитвы свой собственный, личный смысл.
В Малой Синагоге днем между молитвой «Амида» и чтением Торы происходили необычайные торги. На аукцион были выставлены: вызовы к Торе, поднятие Свитка, открывание Арон Акодеш. Право осуществить одно из этих почетных действий в самый святой день года получал тот, кто вызывался пожертвовать общине наибольшую сумму (разумеется не в сам Йом Кипур, а позже). Аукцион динамично, со знанием дела вел руководитель Центра еврейского образования «Томхей Тмимим Любавич» реб Хаим Толочинский. Под его призывы все заповеди разошлись, как горячие пирожки (не о посте будь сказано). Когда был объявлен «Мафтир Йона» – благословения перед последним отрывком книги Йоны, читаемой в дневную молитву праздника – в рядах еврейских бизнесменов началось оживление. Суммы выкрикивались астрономические.
- Десять тысяч долларов!
- Отличное число! Оно символизирует совершенство мироздания! – отозвался на это реб Хаим.
- Одиннадцать тысяч!
- Прекрасно! Число одиннадцать – символ Б-жественности! – одобрил реб Хаим.
- Двенадцать тысяч!
- По числу колен Израилевых! – обрадовался реб Хаим.
- Тринадцать!
- Тринадцать атрибутов Б-жественного милосердия! – восхитился реб Хаим.
В результате «Мафтир Йона» «ушел» под аплодисменты молящихся… за четырнадцать тысяч долларов!
Кого-то это может и удивить: как же так – продавать заповеди за деньги? Но дело в том, что, согласно еврейской традиции, деньги – не зло, а благо, если только использовать их в праведных целях. А что может быть праведнее, чем помощь бедным или поддержка еврейского образования? Ряд общинных проектов существует именно на средства, собранные после Йом Кипур. И для многих состоятельных людей это стало некоей традицией, своеобразным зовом души: именно в форме «покупки» одной из заповедей Йом Кипура жертвовать крупную сумму, поддерживая тем самым благие начинания общины.
|