ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Яврей, который деньги дает

Мария Конюкова «Яврей, который деньги дает…»

13 мая – 91 год со дня рождения Исаака Шварца

Мы иногда, сами не отдавая себе в этом отчет, напеваем мелодии композитора Исаака Шварца – например, песню «Кавалергарда век недолог» на стихи Булата Окуджавы из кинофильма «Звезда пленительного счастья»… Его музыка ненавязчиво присутствует в нашей жизни…

Композитора Шварца иногда называли «сиверским отшельником»: в собственном деревенском доме в поселке Сиверский Ленинградской области он прожил 45 лет. Первое впечатление от жилища Исаака Иосифовича: как все скромно. Рояль – главная ценность; ноты, написанные от руки (Шварц не пользовался специальными компьютерными программами), простая кровать, покрытая клетчатым пледом. Думаешь: это бедность? Или скромность? Человек, написавший музыку к 125 кинофильмам, построил себе дом, внешний вид и интерьер которого даже сравниться не могут с убранством жилищ многих мелких бизнесменов. А потом понимаешь: «это, братцы, о другом», как писал друг композитора великий бард Булат Окуджава. Здесь живет музыка. Ей для жизни не нужен дворец. Ей здесь хорошо…

Последние тридцать лет рядом с Исааком Иосифовичем была его жена – Антонина Владимировна Нагорная. Сегодня она – директор «Мемориального Дома-музея Исаака Шварца». О своей жизни с композитором она рассказывает jeps.ru:

- Исаак Иосифович умел дружить. Он обожал дружеские компании. В одной из таких компаний

И.И. Шварц с женой Антониной
была и я. Так мы познакомились. Шел 1979 год. Мне было 20, Шварцу – 56. Все уехали, а я осталась. Как оказалось, на целых три десятилетия.

- Вас не смущала разница в возрасте?
- Когда тебе двадцать, ничто не смущает. Тревожились друзья Исаака Иосифовича. Они считали его закоренелым холостяком: после развода с первой женой он слышать не хотел о браке. Когда прошел слух о том, что Шварц женится, к нам в Сиверскую неожиданно приехал один из самых близких друзей Исаака – Булат Окуджава. Он вообще-то никогда не оставался в Сиверской надолго – приезжал из Питера, чаще всего, когда у него были концерты. А тут явился просто так. И жил у нас две недели: проверял меня. Перед отъездом сказал: «Исаак, ты молодец. Тот, кто боится разницы в возрасте, думает, что будет жить вечно»… Шварц ведь уговаривал выйти за него – меня вполне устраивал гражданский брак. Он был вполне земным человеком: практичным, дальновидным. Понимая, что ему предстоит уйти раньше, он считал нужным обеспечить мое будущее…

- Как протекала ваша повседневная жизнь?
- Все хозяйство было на мне. Машину водила только я. В трудные времена я и огородом занималась.


Исаак Иосифович очень беспокоился обо мне, настаивал на том, чтобы я взяла помощницу.

- Рисуется идиллическая картина. Мне приходилось слышать о жесткости Шварца…
- В работе это был другой человек. Если он чувствовал, что прав, переспорить его было невозможно. Шварц обладал врожденным чутьем драматургии кино. Оно сформировалось, видимо, когда после ареста отца Исаак с мамой и сестрой оказался в ссылке во Фрунзе. Мальчик, чтобы помочь семье, с четырнадцати лет подрабатывал тапером в кинотеатре. Ему предложили некий набор произведений, которыми тогда сопровождали немое кино. А Исаак не следовал «инструкции»: «иллюстрировал» фильмы музыкой собственного сочинения. Уже тогда он чувствовал, как совместить видеоряд с мелодией. И это был бесценный опыт, который пригодился ему в дальнейшем. Он ведь мог в одной увертюре рассказать целую историю… Режиссеры, бывало, не сразу принимали его музыку к фильмам. И вот тут он становился жёсток, если, конечно, был уверен в своей правоте. В конце концов, режиссеры с ним соглашались и потом признавали, что его музыкальное драматургическое решение оказывалось единственно правильным.

- Когда вы решили создать «Мемориальный Дом-музей Исаака Шварца»?
- Буквально сразу, дней через десять после ухода Исаака Иосифовича я получила письма из нескольких архивов, где вместе с выражением соболезнований были настоятельные просьбы передать им на хранение архив Шварца. Я стала разбирать архив, чтобы определиться, в какой

Дом-музей Исаака Шварца
же из них его отдать. Конечно, я знала, что архив очень большой, но не представляла, насколько. Конечно же, все документы, письма я читала и раньше, но когда собрала их вместе, просмотрела и прочитала их, как говорится, на одном дыхании, не отвлекаясь ни на какие другие дела, ощущения были совсем другие – я была потрясена. Чем глубже я вникала в те уникальные документы, письма, фотографии, тем чаще ловила себя на мысли, что отдать все, что было так дорого, что создавал, что так бережно собирал и хранил Исаак Иосифович, я физически не смогу – «рука не поднимется». Но даже не это было главным в принятии решения о создании музея. Был еще один аспект, который склонил меня к этой идее. Выше я сказала об уникальности документов. Допускаю – я пристрастна, и в данном случае это нормально. Я поняла, что этот архив должен быть доступен для всех, а возможно это только в одном случае – оставить все там, где все это находилось последние 45 лет... Да, этот архив можно назвать личным, семейным. Но на примере одной семьи, в частности семьи Шварцев, можно проследить весь ХХ век, т.е. целую эпоху, ту эпоху, в которой родился, учился, формировался как личность, жил, работал Исаак Шварц. Вот так возникла идея о создании музея. Местные власти поддержали меня. Они с уважением относились к Исааку Иосифовичу,

Мемориальный кабинет
понимали его значимость в русской культуре. Приезжали к нему. Правда, он к ним – никогда…

- Неужели Исаак Иосифович никогда не пользовался благоволением представителей власти к нему?
- Для себя – нет. Он использовал этот «ресурс», чтобы помогать людям: когда, к примеру, кого-нибудь нужно было устроить в больницу. Исаак считал пьянство бедой народа: вечно устраивал местных алкоголиков на лечение… Когда я стала жить здесь, обнаружила: калитка у нас все время хлопает. Мужики ходили к Исааку: кто за «трешкой», кто за «пятеркой». Рассказывали разные трогательные истории. Он никому не мог отказать, хотя долги никогда не возвращали. Муж был для них «явреем, который деньги дает».

- Как Исаак Иосифович ощущал свое еврейство?
- Исаак с уважением относился к традициям своего народа, хорошо знал его культуру. Он никогда не скрывал, что еврей. Первым его еврейским произведением был танец «Веселый портняжка», который исполнял Махмуд Эсамбаев. Правда, танец пришлось замаскировать под молдавскую народную пляску…

В 2000-м году он написал Концерт для оркестра «Желтые звезды» (Пуримшпиль в гетто)», посвященный памяти жертв Холокоста.

Замысел произведения возник у него под впечатлением прочитанного рассказа одной из уцелевших узниц каунасского гетто об отмечавшемся там веселом празднике Пурим, ставшем «праздником с петлей на шее» (И.Ш.).

Адрес «Мемориального Дома-музея Исаака Шварца»: Ленинградская обл., пос. Сиверский, ул. Пушкинская, д. 4.
Телефон:+7 (921) 590-57-78
Музей работает со среды по воскресенье с 11 до 17 часов.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї