ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Петербургская Синагога объявляет конкурс на лучшую кружку для цдаки

Петербургская Синагога объявляет конкурс на лучшую кружку
для цдаки

Большая Хоральная Синагога объявляет открытый конкурс на разработку кружек для благотворительных пожертвований. Принять участие в конкурсе может любой желающий – был бы талант и готовность в случае победы курировать весь процесс изготовления новой кружки. «В еврейской традиции принято 'украшать' заповедь, делать все предметы красивыми и радующими глаз, – говорит инициатор конкурса, член правления Синагоги Алексей Гнесин. – Хочется, чтобы кружки Синагоги тоже этому соответствовали. Кроме того, новые кружки привлекут внимание общественности к идее пожертвований. Ведь, будем называть вещи своими именами, именно на пожертвования существует Синагога. Поэтому главные критерии кружек для участия в конкурсе – не только красота и оригинальность изделия, но и акцент на важности идеи цдаки».

Работы на конкурс будут приниматься до 15 мая. Положение о конкурсе читайте здесь


Мирные пушке
Директор центра «Петербургская иудаика» Валерий Дымщиц рассказывает «Форшмаку» о том, какие бывают кружки для пожертвований.

В идише есть слово «пушке». Слово это польского происхождения и означает «шкатулка, коробочка, ларец». Например, «табек-пушке» – табакерка. А «цдоке-пушке» – копилка, шкатулка или кружка, для сбора благотворительных пожертвований. Такие копилки были так распространены, что часто слово «пушке» без всяких добавлений обозначали именно емкость для благотворительных пожертвований.

Пушке были трех типов.

Прикованные к стене
Во-первых, существовали стационарные пушке, стоявшие в синагогах и других общественных местах, прикованные к стене цепью, а то и вмурованные в стену. Их было много. Ведь структура еврейской общины была сложна – в ней имелось множество союзов, братств, общественных и благотворительных организаций. И каждая собирала пожертвования. А ведь кроме внутриобщинных нужд были и внешние. Собирали на еврейские поселения в Стране Израиля, на знаменитые ешивы, на жертв погромов и стихийных бедствий. «Пушке» были, как правило, металлические (серебряные или жестяные), с прорезью, чтобы бросать деньги, и с крышкой, чтобы их вынимать. Форма этих пушке была самой разнообразной, одни напоминали собой коробки, другие – кружки, третьи – банки. На каждой было написано название того братства, которое вело сбор пожертвований, и цель, на которую собирали деньги.

Погребальный звон, или как спастись от смерти
Во-вторых, пушке бывали переносные, те, с которыми отправлялись на публичные, многолюдные мероприятия, например, на свадьбы или похороны. Особенно значимыми были похороны. Старожилы, заставшие еще традиционные формы жизни в местечках, помнят, как впереди погребальной процессии шел шамес (служка в синагоге) или представитель хевре-кадише (погребального братства) и пронзительно кричал: «Цдоке тациль ме-мовес (Милостыня спасает от смерти)» (Притчи, 10:2). В его руке была пушке, напоминавшая по форме металлическую кружку с крышкой. Он ритмично встряхивал кружкой, и крышка стучала. Именно этот дребезжащий звук в первую очередь ассоциируется с похоронной процессией в памяти тех, кто видел похороны в местечке.

«Дать на майорку»
Однако не будем о грустном. Третий вид пушке – это те, которые стояли в домах. В них регулярно, например, перед субботой и праздниками, опускали мелкие монеты, предназначенные для поддержания еврейских поселений в Стране Израиля. Часто кидать монетку в прорезь поручали детям, приучая их к делам благотворительности. Такие копилки назывались «пушке Меер Бал а-Нес» – «коробки Меера-Чудотворца». Копилки с той же целью и с тем же названием стояли и в синагогах. Эти копилки были так распространены, что стали как бы «главным» видом пушке. Достаточно сказать, что обычай, распространенный среди польских, молдавских и украинских крестьян жертвовать на синагогу, дабы «еврейский Бог» помог в сложных жизненных обстоятельствах (об этом интереснейшем явлении надо рассказывать особо!) назывался «дать на майорку», то есть положить деньги в пушке Меера-Чудотворца.

Но почему же Меер?
Начиная со второй половины XVIII в. в Стране Израиля поселяются евреи – выходцы из Восточной Европы. Это досионистское переселение происходило по чисто религиозным причинам. Маленькие ашкеназские общины в Палестине всецело зависели от пожертвований из общин исхода. Для такого рода пожертвований и существовали пушке Меер Бал а-Нес. А почему они так назывались? Это совершенно непонятно. Тот, в честь кого они названы, то есть Меер-Чудотворец, – это рабби Меер (ок. 110 – ок. 165), крупнейший таннай, один из мудрецов Мишны. В народе рабби Меер получил прозвание Чудотворца, так как Талмуд рассказывает о его способности творить чудеса. Сегодня существует ряд гипотез, объясняющих, почему копилки для сбора средств в помощь евреям Страны Израиля носили имя рабби Меера, но все они спорны.

Науке, как всегда, есть над чем подумать.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї