ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Еврейские народы Крыма

Еврейские народы Крыма



Одной из интереснейших этнокультурных общин Крыма являются караимы. Конечно, они уже не играют на полуострове важной роли. Тем интереснее узнать о том, что представляет из себя эта ветвь иудаизма. Об истории караимской общины рассказывает Артем Федорчук – израильский историк, директор Международного центра еврейского образования и полевых исследований. Последние 20 лет он работает в Крыму, занимается описанием и сохранением оставшихся там памятников еврейской культуры.

Караимство – одно из направлений иудаизма, которое складывается в Месопотамии в 9 в н.э. Принципиальное отличие между караимами и рабанитами (представителями традиционного иудаизма) в том, что караимы не признают Устную Тору (Талмуд).

Первые реальные источники о караимах в Крыму датируются концом 13 в. – 14 в. Первые захоронения на караимском кладбище в Чуфут-Кале – 2-й половиной 14 века. А теперь «перепрыгнем» в конец 18 в. В 1783 году Россия аннексирует Крым и примерно в этот же период присоединяет большую часть Речи Посполитой с огромным еврейским населением. Начинаются попытки «решения еврейского вопроса». Ограничения, которые российские власти накладывали на евреев – двойное налогообложение, рекрутский набор, черта оседлости и т.д.– были тяжелы для многомиллионной еврейской общины. Но для крохотной караимской общины это была настоящая катастрофа.

С самого начала лидеры караимской общины пытаются доказать российской власти, что они – «хорошие» евреи. С точки зрения властей, у караимов был очевидный плюс: они не признают Талмуд. На этом караимы и сыграли. Общину освободили сначала от двойного налогобложения, а затем – и от рекрутского набора.

Караимская община в Крыму была небольшой, но экономически сильной. Ее благосостоянию, в частности, способствовала политика правительства в 1774 – 1783 гг. – в период независимости Крыма. Значительная часть христианского населения была выселена с полуострова, часть мусульманского населения бежала в Османскую империю. Их имущество можно было скупить задешево.

Караимская община всегда трепетно относилась к действующим властям. Многие российские монархи побывали в Чуфут-Кале и были торжественно приняты общиной.

А дальше, в 1839 году, на историческую арену выходит великий собиратель древностей, караим Авраам Фиркович. Помимо научных интересов, он преследовал важную политическую цель. А именно – доказать правительству, что предки караимов появились в Крыму еще до христианской эры. А значит, не несут ответственности за известные события, положившие начало христианской эры. Чтобы доказать эту теорию, он сделал несколько десятков поддельных приписок к рукописям. Согласно одной из них, караимы пришли в Крым в 6 в. до н.э. Параллельно Фиркович подделал около 200 дат на надгробиях на кладбищах Чуфут-Кале и Мангупа. Известняк – мягкий камень. Два удара резцом – и буква гей превращается в тав, а надгробие становится «старше» на 600 лет. Занимаясь описанием кладбища, мы обнаружили много удивительных вещей. Стоят рядом два надгробия одинаковой формы, с надписями, сделанными одинаковым шрифтом, судя по имени отца, это могилы двух братьев. Но только один из них умер в 1584 году, а другой – в 987-м!

Грандиозная работа Фирковича принесла свои плоды. В 1862 г. караимы были полностью уравнены в правах с православным населением Империи.

Идея о том, что караимы – не евреи, не пришла бы в голову Фирковичу даже в страшном сне. Это уже «заслуга» следующих поколений. Караимский общественный деятель и ученый Серайя Шапшал популяризирует теорию о том, что караимы – не евреи, а потомки хазар. Экстравагантные идеи Шапшала в конечном счете оказались спасительными для крымских караимов. В 1941 г. в Крым приходят нацисты. Пунктуальные гитлеровцы посылают запросы пяти еврейским ученым-востоковедам (находившимся на тот момент уже в гетто). Все пятеро – при том, что это совершенно противоречило их научным представлениям – в один голос заявили: да, караимы – не евреи, а тюрки. И караимская община Крыма, в отличие от рабанитской, практически полностью избежала уничтожения во время Катастрофы.

На сегодняшний день караимские общины в Восточной Европе немногочисленны. В Украине, Литве и России проживают по нескольку сотен караимов. В Крыму есть различные караимские организации, некоторые из них отстаивают неоязыческие идеи, поклонение «богу» Тенгри и священным дубам.

С точки зрения государства Израиль, караимы имеют право на возвращение. Израильская караимская община насчитывает около 30 тысяч человек и является интегральной частью еврейского народа».

                                                                                                    Беседовала Анна Бродоцкая


Раввин Ури Суперфин Возможны ли браки между караимами
и ортодоксальными иудеями?

Суть караимства – в отказе от устной традиции (Талмуда) и попытка руководствоваться исключительно письменным текстом Торы. Будучи евреями, караимы могли бы вступать в брак с представителями традиционного иудаизма. Однако проблема заключалась в том, что караимский развод считался некошерным с точки зрения галахи (еврейского закона). Это привело к запрету вступать в брак с караимами, так как каждый из них с большой вероятностью мог быть мамзером (незаконнорожденным, т.е. рожденным женщиной, которая вступила во второй брак, не получив развод от первого мужа). Поначалу этот запрет носил тотальный характер: даже если караимы примут авторитет устной Торы, женитьба считалась невозможной. Но и о гиюре речь не шла: никто не в состоянии «разжаловать из евреев»! Рамбам в 13 в. писал, что египетские караимы – заложники обстоятельств: их идеология мешает им вернуться к истокам. Однако, если они готовы принять на себя полное соблюдение заповедей, то вступать с ними в брак дозволяется. Более того: вероучитель Радваз в 16 в. высказал точку зрения о том, что свадьбы караимов с точки зрения галахи недействительны, а, значит, в их среде нет и незаконнорожденных. Р. Овадья Йосеф (главный сефардский раввин Израиля в 1973—1983 гг.) постановил, что отказ от своих убеждений позволяет караимам вступать в брак с представителями ортодоксального еврейства. Но с крымскими караимами все сложнее: в отличие от египетских караимов, вступавших в брак только в своей среде, крымские караимы вступали в брак и с неевреями. Поэтому им необходим гиюр, чтобы вернуться в лоно еврейского народа.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї