Согласно результатам недавнего социологического опроса, 95% израильтян убеждены: в
Израильская армия - это тот плавильный котел,
который позволяет всем слоям еврейского
общества притереться друг к другу |
Израиле процветает расизм. По мнению участников опроса, от его проявлений страдают репатрианты из Эфиопии, израильские арабы, ультраортодоксы, выходцы из бывшего СССР и восточных стран.
Результаты комментирует политолог Вячеслав Лихачев, руководитель программы мониторинга ксенофобии Евроазиатского еврейского конгресса.
Эти результаты показывают лишь одно: люди ощущают, что в обществе процветает расизм. Но так ли это? На мой взгляд, в Израиле в терминах расизма слишком часто пытаются описать любые сложности в межобщинных отношениях. Израиль – сегментированное общество: евреи – неевреи, религиозные – светские, выходцы из разных ареалов… Эти сегменты не переплавились, они сохраняют свои этнокультурные особенности, и представители других групп не всегда воспринимают эти особенности положительно. Это расизм? В Израиле считают, что да. Израильтяне так любят друг друга этим стыдить, что термин выхолостился почти до полной потери смысла.
Но, на мой взгляд, говорить здесь следует не о расизме, а о противостоянии между сегментами общества и о некотором неравноправии этих сегментов. При приеме на работу и в других жизненных ситуациях всегда будет учитываться ваше происхождение, акцент, степень религиозности, наличие еврейства по галахе (что особенно актуально для выходцев из бывшего СССР).
В чем корни этого явления?
Израиль был создан западной белой образованной ашкеназской элитой, принимавшей каждую последующую волну эмиграции «в штыки». Эмигранты из других ареалов оказывались заведомо в проигрышном положении. Я уже не говорю о темнокожих выходцах из Эфиопии – это Это происходит даже по отношению к выходцам из бывшего СССР. Казалось бы, «русские» представляют собой завидный электоральный куш и в силу этого добились немалого успеха в политике. Но в крупных государственных корпорациях ни эфиопов, ни «русских» мы не увидим на руководящих постах. Несмотря на то, что «русские» представляют собой высокообразованную группу, количество ученых, получивших признание в академических структурах, крайне невелико; за всю историю Израиля в стране не было ни одного неашкеназского премьер-министра, а первый (и единственный) президент восточного происхождения был осужден за сексуальные преступления. Сам он утверждал, что пал жертвой расизма со стороны правящей ашкеназской элиты.
Ашкеназы – сефарды
В первые десятилетия после создания государства Израиль имело место серьезное противостояние между образованной, хорошо интегрированной, слабо религиозной ашкеназской элитой и сефардами. Но со времени массовой «восточной» алии уже прошло 50 лет, успело вырасти поколение сефардских детей, которые достаточно укоренены в израильской инфраструктуре, хоть и не занимают в ней столь элитарное место. Большинством уроженцев Израиля сефарды уже не воспринимаются как дикие люди пустыни, поскольку восприняли многие культурные привычки ашкеназов – и даже наоборот, научили некоторым своим.
Кроме того, с тех пор было много волн новой алии, каждая из которых воспринимается как еще более «чужая», «странная» и даже «нееврейская».
Эфиопы
Темнокожих эфиопов многие не считают за евреев и уверены, что зря им дали право на репатриацию. На самом деле, действительно, эфиопская алия состоит из разных групп, и «еврейство» некоторых подвергается сомнению значительной частью общества. Израильтянам непонятно, почему они ходят с татуировкой в виде крестов на лице и руках. Для израильского общества это шок.
Русские
Евреи «русской» алии резко отличаются от израильтян по моделям поведения и бытовым привычкам. Демонстративное пренебрежение правилами кашрута, порождающие стереотип «русского», с аппетитом жующего бутерброд с салом в Песах, или обычай праздновать Новый год воспринимается израильтянами агрессивно. В израильском культурном паттерне, даже в нерелигиозном сегменте, осмысление себя евреями происходит в религиозных терминах. Люди могут не соблюдать субботу, но будут поститься в Йом Кипур. «Русское» же представление о еврействе в основном опирается на этничность, а религиозная составляющая воспринимается как что-то совсем отдельное. У израильского общества, ассоциирующего новогоднюю елку с Рождеством, это вызывает отторжение. У многих возникает вопрос: «Почему они в таком случае претендуют на то, что они евреи?». Снобистски настроенные израильтяне не готовы понять, что русские евреи осознают свое еврейство иначе.
Нелегально пришедшие
В последние годы проблемой для израильского общества стали беженцы и искатели убежища из Судана и Эритреи. Это неевреи, чернокожие африканцы, многими воспринимаемые как стереотипный образ преступной нелегальной миграции. Эти люди становятся даже жертвами расистских преступлений в собственном смысле этого слова. Кроме них, есть значительное количество вполне легальных трудовых мигрантов из разных стран Азии, которые тоже занимают низкое место в социальной иерархии и уязвимы для притеснения и дискриминации.
Смена фокуса
С каждой такой волной эмиграции фокус отторжения смещается. Есть забавная телевизионная комедийная сценка, в которой последовательно изображались представители разных волн алии и то, как негативно их воспринимают «старые» жители. Но как только появляется следующий персонаж, предыдущие тут же присоединяются к общей травле. В несколько утрированной, конечно, и юмористической форме, это забавный и наглядный образ того, что происходит в израильском обществе.
Плавильный котел провалился
Идея израильского общества как «плавильного котла» провалилась, «споткнувшись» именно о русскую алию. Сегодня различные социологи в Израиле начинают описывать культурную неоднородность израильского общества как преимущество. Появился специальный термин «капитал разнообразия» общества. Многие исследователи утверждают, что неоднородность социума, в частности, обеспечивает его мобильность, открытость инновациям и интенсивное развитие.
Единственное место, где идея «плавильного котла» эффективно работает, – это израильская армия. С точки зрения чистого прагматизма, многие говорят, что призывная армия в Израиле не нужна, хватило бы и небольшой профессиональной. Но армия выполняет другую важнейшую общественную функцию – кросс-общинного взаимодействия и создания гражданской идентичности для израильских молодых людей.
Заглянем в будущее
Еврейское государство существует только 70 лет. Для того, чтобы израильское общество стало более гармоничным, должно пройти время, измеряемое даже не в десятилетиях – в поколениях. Достаточно, чтобы появилось третье поколение, родившееся в этой стране – эти люди уже будут говорить без акцента и понимать израильские культурные особенности. С течением времени разные части общества научатся сосуществовать без конфликтов, сохранив при этом свою идентичность.
Беседовала Анна Бродоцкая
|