ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Как веселились наши мудрецы

Раввин Ури Суперфин Как веселились наши мудрецы

По материалам портала http://dor4.ru/
Наступает Пурим, и свиток Эстер требует от нас «сделать дни эти днями веселия и пиршества». Но как веселиться прикажете? Так, чтоб было кошерно?

Месяц адар – месяц радости, веселья, месяц великого избавления во времена Мордехая и Эстер. Это знают даже дети. Намного менее известно, что легитимно в рамках веселья, а что – нет. Конечно же, и здесь Тора вносит свои коррективы. Свод еврейских законов «Шульхан арух» запрещает «предаваться веселью». Этот запрет является следствием обязанности помнить о разрушенном Храме.

Предаваться веселью, таким образом, закон не велит, а вот маленькую вспышку веселья – допускает. Где проходит граница?

Демотиваторы в Талмуде
Два основных мнения бытуют среди комментаторов:
1) запрещено сидеть и «травить анекдоты» (акцент на «занятие смехом»)
2) запрещено смеяться в голос, хохотать и т.п. (акцент на силу реакции на шутку).

Более того! Пристрастие к излишнему веселью может подпасть под статью «лейцанут» (шутовство), а это уже совсем плохо: «Тот, кто занимается шутовством, в дальнейшем будет страдать!» (Авода зара 18:2) В качестве дополнительных «демотиваторов» Талмуд обещает любителям повеселиться: бедность, муки в аду и личную ответственность за погибель всего мира. Брюсу Уиллису назло.

И это – насмешничество?!
Но все еще мрачнее, чем может показаться. Маленький пример. Когда Йосеф-«сновидец» приближается к стоянке остальных сыновей Якова, те произносят следующую фразу: «А давайте-ка его убьем, кинем его в яму, а отцу расскажем, что его задрали шакалы, и поглядим, как сбудутся его сны!» Так по тексту. Но Раши выступает резко против подобного понимания! Чтобы сыновья Якова позволили себе столь легкомысленный цинизм?! Ни за что! И Раши пишет, что концовку фразы озвучил… сам Творец! Мол, мы посмотрим еще, кто тут победит – вы со своими планами, или Йосеф… Понимаете? Вот такое – уже называется у наших мудрецов «лейцанут»! Черный юмор, до свидания!

Мудрецы веселые и серьезные
Но вот наступает Пурим, и свиток Эстер требует от нас «сделать дни эти днями веселия и пиршества». И как веселиться прикажете? Давайте посмотрим, как веселились и шутили наши мудрецы. Уж они-то точно не позволяли себе чего не следует, а, значит, можно будет взять на вооружение их подход к вопросу.

У раби Ирмии был сверхсерьезный учитель – раби Зеира. Любые попытки пошутить пресекал. «Сидел раби Ирмия на уроке у рабби Зеиры, и увидел тот, что раби Ирмия слишком весел. Процитировал ученику: 'Всякой грусти да будет дозволено предаваться'! Ответил ему раби Ирмия: ‘Я же сижу в тфилин!’» (Брахот 30:2). Мол, какое может быть легкомыслие, когда на мне тфилин?!

Это еще не шутка, шутковать он стал дальше. Поставил себе задачей рассмешить учителя.

Как рассказывается в трактате «Нида» (23:1), на уроке он спросил у раби Зеиры:
«Предположим, что женщина беременна девочкой-утконосом. Если найдется жених-извращенец, готовый взять эту девочку в жены, когда та родится, и заплатит ее отцу деньги в качестве «кидушин», сможет ли этот жених в дальнейшем жениться также на возможной сестре утконоса, буде таковая родится? На сестрах ведь жениться нельзя!».

Талмуд говорит, что раби Зеира все-таки смог сдержаться и не прыснуть.

Почему раби Ирмию выгнали с занятий?
Согласно Талмуду, таких шуток у раби Ирмии было воз и малая тележка. Вполне вероятно, что различные вопросы, которые он задавал в ешиве, были заданы именно с целью убить сразу двух козлов отпущения: заострить требующие выяснения моменты и повеселить учащихся!

Например: «Кому принадлежит птенчик, лежащий одной лапкой за пределами 50 локтей от голубятни, а другой – в пределах этого расстояния». Cитуация абсурдная и малореальная, как понятно.

Неудивительно, что в ответ раби Ирмию просто выгнали из помещения (Бава Батра 23:2). Просто невозможно так учиться!

Вот такого рода шутки, как видим, раби Ирмия себе позволял, а раби Зеира – нет. Здесь и находится самая граница дозволенного. Только вот… непросто нам так шутить. Это ж сколько надо выучить, чтобы таким образом веселиться?! «Физики шутят» на еврейский лад, понимаешь ли.

Прогоняем сатана шуткой
Мудрец по имени Рабба частенько шутил перед уроком, дабы ученики приободрились! Хотите знать, что он им такого смешного говорил?

Пишет один из известнейших комментаторов Талмуда Пней Йеошуа: «Не дай Б-г подумать, что он им анекдоты рассказывал!» Что же тот говорил, по мнению Пней Йеошуа? «Веселящие» диврей Тора (их веселящие свойства заключались в том, что он им приводил мнения, которые не вошли в еврейский закон; это раздвигает горизонты, вызывает улыбку на устах, заставляет думать). Либо цитаты из Агады – притч мудрецов, в которых запрятаны великие тайны, однако чисто внешне они выглядят, как рассказы. Вот и все веселье, мда.

Однако мнение Пней Йеошуа, как всегда у нас в иудаизме, – не единственно верное. Согласно книге «Тифэрет Йеонатан», речь идет о банальных шутках. Но только – перед учебой! Почему? А чтобы сатан не мешал учиться! Это ему «кость» такая – как бокал, разбиваемый под хупой, и вино, проливаемое перед кидушем на блюдечко.

И уж совсем нас успокаивает книга «Тания», в которой (7 глава) написано, что шутки хороши не только чтобы раскрепоститься перед тяжелой учебой, но в субботу в качестве наслаждения и для других богоугодных дел, где веселье – лишь подспорье.

Опубликовано с разрешения редакции портала http://dor4.ru/






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї